Вопрос 7. Философский иррационализм 19 века
Философские концепции можно классифицировать также с точки зрения выделения ведущей познавательной способности. В этом случае весь спектр философских теорий можно разделить на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле слова и сенсуализм.
Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Примером философского иррационализма являются иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра, философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона. Ф. Ницше, "в частности, писал, что разум — препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления, рефлексия тормозят человеческие действия. Истину же Ф. Ницше в иррационалистическом духе трактовал как полезное для жизни заблуждение. А. Бергсон, в свою очередь, называет интеллект «интуицией, утратившей способность проникать в суть реальности», постигать длительность, которая, по мысли французского философа, является основой бытия.
8)ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ФИЛОСОФСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Позитивизм (основатель - О. Конт) - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. 19 в.
Программа позитивизма:
1. Познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;
|
|
2. Вся философия, направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками, либо обзором системы знаний, учений о языке науки;
3. Отказаться от крайностей материализма и идеализма.
Позитивизм имеет следующие черты:
1. Отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. Научные метод – единственный
2. Наука – средство познания и преобразования мира
3. Наука способная выявить в процессах природы и общества закономерное
4. Вера в прогресс
Огюст Конт.
Наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть сущность.
Выдвинул закон о трех идеях, отраслях человеческого знания, которые проходят 3 различных теоретических состояния:
1. Теологическое или фиктивное,
2. Метафизическое или абстрактное;
3. Научное или положительное.
Провозгласил разрыв философии и науки: «Наука сама себе философия».
Ввел термин социология– социальная физика, которая завершает свод наук. Выделяет в ней социальную статику (феномены, характерные для всех обществ) и социальную динамику (изучает законы развития общества).
Мах и Авенариус.
Пытались «преодолеть» недостатки материализма и объективного идеализма в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром. Махизм — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки. Основу субъективно-идеалистических учений Маха составляет теория «экономии мышления» и выдвигаемый им идеал «чисто описательной» науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей необходимость «приспособления» организма к фактам.
То же содержание Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил. Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. В развитой науке, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания.
Неопозитивизм(начало 20-х гг. 20 в). Основоположники: Рассел, Витгенштейн. Общая черта неопозитивизма - детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Основа – совокупность фактов, познание картины миры в языке. Философия – лишь средство логического пояснения мыслей, это не учение, а деятельность по разъяснению мыслей.
Принцип верификации – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Постпозитивизм.
Основоположники: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд
Противоречили неопозитивизму в некоторых вопросах.
Человек- существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.
Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:
1) Постпозитивисты проводят анализ истории науки, возникает стремление найти основу человеческого разума через историю науки;
2) В рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?
3) Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку.
|
|
|
|
9)СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ. ЕДИНСТВО И РАЗНОГЛАСИЯ.
Западники: основная цель догнать Европу, переняв культуру, научные достижения, политическое и социальное устройство. Светскость, научность, независимость индивидов.
Западничество:
Течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства.
К общим чертам идеологии западничества следует отнести:
|
|
1. Неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре;
2. Требование социально-экономических реформ по западному образцу;
3. Подозрительное отношение к революционным методам разрешения социальных противоречий;
4. Высокая оценка преобразований Петра I,
5. Преимущественно светский характер философии.
Славянофилы: основная цель продолжать развиваться по-прежнему (православие, самодержавие, народность).
Славянофильство:
Сущность славянофильства сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой роли во всемирной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I. Своеобразие России фиксируется в характере христианства, в соборности, когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли). Запад не устраивал славянофилов своим однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом. Россия же обладала защитой от этого в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность. Развитие этих качеств дает России шанс избежать социальных катаклизмов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних неурядиц, стать духовным и политическим центром славянства. Критиковали крепостное право (не по-христиански)-(общее с западниками) и капитализм (за рационализм, независимость людей). Выступали за общину.
10)ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА.
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) —русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала 20 века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А.Флоренского, С.Л.Франка.
Основной идеей его религиозной философии была идея Софии— Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Теософия— дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.
Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер.
11)ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
Философская категория бытия.
Философия, как наука начинается с того, что в основе мира лежит единое начало. Этим началом является бытие. Тождеством бытия и мышления является идея. Бытие есть начало философии и мира.
Парменид говорил: «Поистине существует бытие лишь единое, небытия вообще нет».
Также бытие раскрывается в учении Гераклита.
Принцип его философии – становление. Единство бытия и небытия представляет собой переход одного в другое. Бытие и небытие едины. Становление по Гераклиту является первой истиной бытия. Он говорил, что общее нельзя определить через единичное. Момент – это бытие, которое исчезает в момент своего существования. «Все течет» - Гераклит. Говорит о тождестве бытия и небытия. Гераклит считает, что первоначало не есть нечто материальное, первоначало – это вечное превращение небытия в бытие, и обратно, все течет. Гераклит ограничивает бесконечность небытием.
Демокрит выдвинул понятие первоначала в форме атомов и пустоты. Демокрит сказал: «Поистине существуют лишь атомы и пустота, все остальное лишь мнение, все остальное существует лишь во мнении». Атом – отрицание отрицания бытия, пустота - отрицание отрицания небытия.
Неоплатоники соединили величайшее понятие бытия и мышления. Система их взглядов – это реальная объективная система. Определению их мысли соответствует определение бытия. Их мысль объективна, но с другой стороны единство выступает так, что бытие разумно, оно целесообразно. Бытие включает в себя красоту, добро, истину. Оно не мертво, как у элеатов, оно живо, разумно. Первоначало – это единство бытия и мышления, но единство реализуется в раздвоении. Гераклит говорит, что бытие исчезает в небытии, но в этом исчезновении оно возвращает в себя и противостоит небытию, как атом.
Средневековая философия пыталась найти доказательство бытия бога.Ф.Аквинский: «Мир целесообразен», т.е. одно из его доказательств состоит в том, что все в мире имеет причину, но должна существовать первопричина – Бог. У Ансельма также есть знаменитое доказательство бога. Он исходил из понятия, что существует абсолютно совершенное существо. Этому существу присуще все наивысшие степени и совершенства.
Формы бытия: движение, пространство, время, независимость от субъекта (человека, его восприятия реальности).
Смысл человеческого бытия – вечный и неразрешимый вопрос.
Бытие− категория, фиксирующая основу существования.
Парменид выделяет основные характеристики Бытия: целостность, истинность, благость и красоту. Он говорит о единство мысли и Бытия (и немысли и небытия).
Платон. Разделение мира у Платона на мир идей и на действительность является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Бытия.
В период средневековья Бытие рассматривается с религиозных позиций: истинное Бытие - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто.
Эпоха возрождения рассматривает Бытие как природу, с одной стороны- самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине.
Новое времяакцентирует внимание на подвластности Бытия человеку как собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом).
Энгельс предлагаетразвернутую классификацию видов Бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Хайдеггера говорит о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия.
Современное понимание бытия.
С точки зрения внутреннего мира человека – это настоящее. Так как мы все осознаем в настоящий момент, а наше прошлое и будущее – наши иллюзии, воспоминания, фантазии.
С точки зрения внешнего окружения– это прошлое и будущее (так как события и процессы имеют протяженность во времени). А настоящее не имеет отрезка времени, это граница между прошлым и будущим.
12)ФИЛОСОВСОКЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем развитии.
Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Всесуществующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материяотождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). У Демокрита, Эпикура и Кара все многообразие мира и даже человеческая душа состоит из неделимых атомов, движущихся в бесконечном пространстве
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи.
Научные открытия позволили философам прийти к выводу о том, что категорияматерии обозначает объективную реальность, существующую независимо от нашего сознания, но способную отражаться человеком и преобразовываться им.
Атрибутами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространство, время и отражение.
Материя существует в двух видах: в вещественном и невещественном.Вещественный вид материи - это совокупность предметов, макроскопических и других систем.
Невещественный вид материи – электромагнитные и гравитационные поля, а также элементарные частицы.
Материя существует в виде многообразия объектов и систем, находящихся, обладающих структурой, связями и взаимодействиями, а также общими и частными свойствами: субстанциональность (способность материи быть основой всего сущего); объективность (понимаемую как способность существовать независимо от сознания, реально); неисчерпаемость (с одной стороны, способность материи делиться до бесконечно малых частиц, а с другой – способность материальных объектов обладать бесконечным числом взаимосвязей и взаимозависимостей); неуничтожимость и несотворимость (эти свойства подтверждает закон сохранения и превращения энергии); бесконечность (бесконечность существования во времени и пространстве); системность (способность материи обладать структурой).
К числу свойств материи относится ее способность существовать в движении, пространстве и времени.
13)ПРОБЛЕМА ДВИЖЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Движение — феномен, отражающий изменение. В философии движение понимается как атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности. Древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении.
Гегель формулирует общие законы движения — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества. Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.
Закон борьбы противоположностей. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.
Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старого и отрицается все более новым.
«Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя...» (Энгельс Ф.).
Основными характеристиками движения диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость движения заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, движения и покоя./
Классификация основных форм движения связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер:механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, географическая.
Движение может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое движение называется развитием. Также оно может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным. Любое движение происходит в пространстве и времени.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств.
Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека.
Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения).
В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно раскрывают и его механизм. По их мнению движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей.
В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.
14)ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА
Суть этой проблемы можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен.
Можно выделить две основные философские позиции в решении вопроса о единстве мира.
1. Универсальная общность всех мировых явлений видится в их материальности (линия Демокрита),
2. Такое единство усматривается в общей идеальной основе мира (линия Платона).
Обе они носят название монизма, так как и та и другая усматривают основу мира в какой-либо одной субстанции. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими, исходными началами – материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа.
В средневековье по идее христианского богословия,мир, несмотря на видимое его многообразие, един, потому как создан богом по единому замыслу.
Одно из направлений, получившее название реализма, утверждало, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы.
Противники реализма, напротив, признавали существование лишь единичных вещей и подчеркивали приоритет воли над разумом. Это называлось номинализмом.
Создателем дуалистического учения является Р. Декарт. Он характеризовал мир как творение бога, отрицал единство мира и учил, что мир состоит из двух независимых субстанций: духовной и материальной, души и тела.
Бенедикт Спиноза стремился создать целостную картину природы. Он исходил из тождества бога и природы, которое он понимал, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя.
Понятие субстанции не отличается от понятия бога, потому что Бог есть бесконечное существо, а дух и материя, созданные им, - зависимые существа.
Но именно это бесконечное существо есть субстанция, по отношению к которой дух и материя являются лишь конечными существами, различными определениями, модусами субстанции. Есть только одна субстанция; этим устраняется всякое противоречие, потому что дух и материя, мышление и протяжение являются теперь лишь свойствами этой одной субстанции, дух и материя не имеют особого существования для себя, но субстанция есть единственная действительность.
Высший этап развития материалистического монизма – диалектический монизм. Последовательное проведение материалистического монизма возможно лишь при понимании материального единства мира как диалектического, противоречивого единства многообразия. Диалектический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Понятие субстанции неразрывно связано с понятием материи. Субстанция – не нечто, объемлющее и дух и материю, а та же материя, только рассмотренная вне её соотношения с сознанием, материя, в которой сознание уже твёрдо и безоговорочно рассматривается как её атрибут. Субстанция едина во всех своих формально противоречивых свойствах.
15)ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО.
В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель).
Сознание характеризуется тем, что оно есть двойное знание: предмета и субъекта.
Знание - высшая форма существования сознания и оно дуалистично. Этот недостаток преодолевается в самосознании.
Три концепции о природе и происхождении сознания:
1) Историко-материалистическая.
Сознание является продуктом материи (таковой материей является мозг человека). Но вещество мозга материально, а мысль – идеальна. Материальное порождает идеальное. Материя обладает свойством отражения. Отражение бывает: механическое; физическое; химическое; биологическое.
2) Гилозоистская
Вся материя одухотворена. Лейбниц выдвинул идею о том, что основой мира являются монады (вечно живые существа). Дидро, Робинэ и Ламетри считали, что вся материя мыслит. Материю отождествляли с природой. Ламетри считал, что сознательная деятельность присуща природе.
3) Гносеологическая
Познавательное является ступенью сознания. Сознание развивается и проходит ступени ощущения, восприятия и представления. Объект является в себе недоступным знанием, тем самым он возведен до некой абстракции.
Существует концепция, выделяющая в структуре сознания ценностно-смысловые элементы, «предметности», на которые направлено сознание. В основе этой концепции лежит представление о сознании как единстве противоположностей «я» и «не-я» и понятие «непустоты» сознания. В качестве исходной, фундаментальной структуры сознания рассматривается оппозиция «я» и «не-я».
Шеллинг:материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии.
Ф.Энгельс сформулировал вопрос: что первично: материя или сознание?
Он утверждал, что это основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов.
У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга.
Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону — это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме.
16)ДИАЛЕКТИКА
Диалектика– теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика– столкновение, противоречие двух одинаково необходимых законов, положений. Диалектика – это взаимосвязь идей. Она присутствует везде, в каждом предложении, в движении.
Основатель – Платон. По логическому статусу, диалектика – 1-ая форма философии. Диалектику понимают как метод, так как она присутствует везде, считается необходимой в любом научном познании. Диалектика как в полной мере она применяется только в мышлении, в понятии первоначала.
Гегель – основатель диалектики как завершенной системы.
Законы диалектики
Закон — это не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
единства и борьбы противоположностей;
переход количества в качество;
отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свой природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.
Гегелем были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет.
Борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к самоизменению предмета — движению.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество— тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера— единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Переход может произойти: резко; незаметно, эволюционно.
Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры: смена вкусов в культуре, эволюция рода.
Основными принципами диалектики являются:
принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность— наличие таких связей, где одна порождает другую.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
18)ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Чувственная ступень (Бэкон, Локк, Юм)
Рациональная ступень (Лейбниц, Декарт, Спиноза)
В 16 - 17 вв. возникают новые направления эмпиризм (опыт) и рационализм (мысль).
Эмпирики считали, что всеобщие необходимые знания разум черпает из опыта. Рационалисты считали, что опыт не дает всеобщих необходимых знаний, опыт - это средство, но не источник. Эмпирики всё познание сводили к чувственной ступени: ощущение, восприятие, представление. Всякое познание начинается с чувственной ступени. В этом согласны и материалисты и идеалисты.
1) Ощущения. Простейший акт познания - это ощущения. Они важны в познании и вместе с тем малы для него. Без ощущений не может быть познания, кроме очень абстрактных познаний. С другой стороны ощущение дает неопределенные знания, недостоверные. Ощущение - состояние тела человека, органов восприятия. Ощущения необходимы для познания, поэтому в свое время были признаны абсолютной истиной, достоверным началом.
Мы воспринимаем вещи в процессе их разложения. Зрение дает нам знание в виде плоскости, но более конкретное знание о мире дает нам обоняние. Еще более конкретное знание дают вкус и слух. Звуки раскрывают внутренне содержание. Самым конкретным познанием является осязание, оно дает самую полную информацию об окружающем мире. Все философы согласны, что ощущения исходят в познании. В ощущениях есть все, но в очень смутном виде. Высшая деятельность познания - рассудок. Ощущение - это образы предметов. Это определение не есть знание самих ощущений.
2) Восприятие. Восприятие - комплексы ощущений. Из восприятия о вещах мы ничего не можем знать о совокупности ощущений, относящихся к предмету, но восприятие не отделяет себя от предмета. Вещи - комплексы восприятий. Каждая вещь равна другой, если не выходить за восприятия. Восприятие как сумма ощущений не дает знаний о предмете. Восприятия помогают соединить знания.
3) Представление. Представление - образ, который ставится перед предметом, предмет подводится под этот образ. Представление выявляет существенное, признанное, делится на три формы: память; воображение; единство или их представление.
Память - творческая способность. Память никогда не сохраняет детали. Она активна, выделяет признаки, по которым определяется образ предмета. Дает возможность сохранить образы предметов.
Воображение - комбинирование образов, выявление в них значимого. Носит творческий характер, имеет значение в художественном творчестве.
Представлениефиксирует существование предметов. Оно всегда предполагает анализ, выделение существенного. Недостаток - наше знание не имеет единства между объектом и субъектом. Знание предмета отлично от предмета, оно ощущается внутри нас. Предмет и образ отличны. Они существуют сами по себе.
Чувственное познание в целом необходимая и первичная ступень.
Эмпирикиограничивали чувства формами. Этого недостаточно, потому что чувства нас обманывают.
Рационалисты придерживалисьрационального понимания познания, здесь в познании имеется три формы: понятие; суждение; умозаключение.
Понятие - единство всеобщего и единичного. Оно получается из представления и раскрывает свое содержание через суждение. Суждение–логическая форма. Нечто менее общее (субъект) подводится под более общее (предикат). Суждение переходит в умозаключение. Умозаключениеимеет свою форму: субъект по определенным признакам является растением. Является формой, в которой разум стремится получить знания помимо опыта – претендует на то, чтобы дополнительно что-то узнать, не обращаясь к опыту.
Включает:предпосылку; средний термин (единство всеобщего и единичного); вывод. Из одного умозаключения вывод делать нельзя. Умозаключение пользуется предпосылкой. Всякая предпосылка нуждается в обосновании. Обоснование уходит в бесконечность.
Что такое знание?
Платон делает вывод - знание есть знание знания. То есть знание рассматривает себя как процесс достижения истины. Оно направлено на самого себя. На понимание процесса как движения к истине. Эта мысль Платона абстрактна.
Знание- это тождество субъекта и объекта. Знание об объекте заключено в самом субъекте. Поэтому они тождественны.
Сознание - специфическая форма субъекта и объекта. Сознание переходит в самосознание, объект как мыслимое оказывается тем же, что и мыслящее.
Истина - соответствие понятия предмету.
3 формы истины: относительная истина; абсолютная истина; объективная истина.
Познавательную способность человека Кант делит на 3 ступени:чувственное познание; рассудочная ступень познания; разумное познание. Чувственное познание обладает также априорными формами. Нашим чувствам присущи 2 априорных формы - форма пространства и форма времени.
У человека не могло бы быть никакого опыта, если бы предварительно он не рассматривал явления через призму пространства и времени. Кант же считает, что сам опыт возможен благодаря наличию у человека априорных форм пространства и времени. Чтобы иметь опыт, надо помещать явление в пространстве и времени, чтобы соотносить, устанавливать связи между ними.
Рассудок характерен тем, что он познает с помощью категорий. Рассудок- это деятельность с помощью категорий. Категориями так же являются:сущность явления, возможность, действительность и другие логические категории.
Определив рассудок как деятельность с помощью категорий, он затем определяет разум как способность и стремление к познанию безусловного (безусловное - это первоначало). Разум никогда своей цели не достигает. По отношению к рассудку разум является высшей формой и дает принципы для применения рассудка, для применения категорий рассудка.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!