Вопрос 4. Философия эпохи возрождения



ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА Философия – любовь к познаниям, мудрости. Особенности философии: Создавалась отдельными мыслителями, осталась мало изменяемой, ее создали единицы, это наука мудрейших. Философия выделяет самое главное, суть явления. Двойственность философии. С одной стороны она имеет много общего с наукой, с другой стороны философию мы не можем считать чисто научным знанием. Критерии научности философии: единое начало – бытие, может существовать как таковая в форме системы; метод философии, сознательно применяемый, который предполагает учет и сознание всех предпосылок. Широта философского знания. Философия– синтетическая форма знания – это соединение ценностей, истины, добра и красоты [мысли].Философские проблемы никогда не решаются однозначно. Философия: 1. Форма знания и общественного сознания, связанная с постижением сущности бытия, мира, места человека в этом мире.2. Постижение главных вопросов бытия. необходимых для постижения действительности. Философия возникла в 7 в. до н.э. – Фалес выдвигает идею о существовании единственного начала. Он считается отцом философии. Предмет философии – идея. Философия начинается с нее, с вопроса о соответствии понятия и реальности первоначала. Понятие первоначала перешло в понятие абсолютного. Философия изучает абсолютное. Абсолютное – единственная деятельная сущность, оно все приводит в движение через себя. Функции философии: Мировоззренческая(способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную, устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования) Гносеологическая(теоретико-познавательная) выработка принципов и норм познания с помощью которых люди получают возможность постигать мир. Методологическая (роль учения о методах в преобразовании действительности) Информационно-коммуникативная (способность философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании)Ценностно-ориентирующая, Критическая, Интегративная, Воспитательная, Прогностическая Структура философии.Философия состоит из трех форм: 1. Философия природы. Возникла первой. Философы природы: Фалес, Анаксимандр и др. Первые философы-материалисты (первоначало и абсолютную истину они понимали как нечто материальное, вещественное – как стихию). Стихия составляет начало природы (правы в этом). У духа свое начало, у природы – свое, но есть общее начало, оно абсолютно. 2. Философия духа включает в себя философию права, морали, истории, религии, искусства, собственную историю. Философия духа – высшее проявление философии. Появилась благодаря Сократу. Он объявил, что первоначалом и абсолютной истиной является добро. 3. Логика (диалектика). Философия изложена как система всеобщих понятий. Появилось последней. Это философия логической формы, это взаимосвязь всеобщих понятий. 3 закона диалектики:-закон перехода количества в качество и обратно-закон единства и борьбы противоположностей-закон отрицания отрицания Метод философии - диалектика. Метод – путь, совокупность правил познания, способов постижения истины. 2) ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Фалес. В 7в.до н.э. Фалес выдвигает идею о том, что мир имеет единое начало. Отсюда вытекают 2 положения: начало единственно (у первоначала нет и не может быть начала); начало самостоятельно.Оба этих положения в дальнейшем не опровергал ни один из философов.Фалес пытался найти это самое начало. Выбрал стихию воды, поскольку она бесцветна, может принимать любую форму и т.п. Фалесом был поставлен вопрос о соотношении понятия первоначала и его реальности. Формируется предмет философии – идея. Первоначало трансформировалось в абсолютное. Абсолютное – единственная деятельная сущность, которая приводит все в движение через себя. Анаксимандр. Он говорит, что первоначало должно быть всеобщим. Соответствие между реальностью и понятием первоначала выражается в апейроне. Апейрон – материя вообще, нечто неопределенное, бесконечное. Анаксимен считает первоначалом воздух. Пифагор считал таким первоначалом цифру; он говорил, что реально существует лишь то, что можно доказать. Все перечисленные философы были материалистами. Парменид вводит понятие Бытия.Бытие – это тождество между понятием и реальностью, это идея. Зенон пытался доказать, что бытие не существует. И движения не существует, говорил, что пространство и время бесконечно делимы. Гераклит считал, что первоначало – это вечное превращение бытие в небытие и наоборот. Единство бытия и небытия он назвал становлением. Становление – переход бытия в небытие. Но когда бытие переходит в небытие, то завершается и сам переход. Начало должно быть вечным, следовательно, бытие из небытия должно снова возвращаться к себе. Возникает отрицание отрицания. Демокрит считает атом первоначалом. Противоречия атомизма: атомы – неделимые материальные частицы, по Зенону атом бесконечно делим, следовательно, его нельзя считать первоначалом. Кроме того, он должен быть идеальным, а он материальный. Под сомнение ставится и существование пустоты. Существовать для пустоты значит быть вне атома, вне бытия. Но этого не может быть, т.к. пустота порождается в слиянии бытия и небытия. Кроме того, атом не может быть самодвижущимся, а это необходимое условие первоначала. Демокрит сказал, что атомы движутся прямолинейно, тем не менее они сталкиваются, после этого стало ясно, что начало – не материально!  Анаксагор решает, что начало находится в уме.Анаксагор говорит, что ум должен чем-то править; в его теории также присутствуют частицы, семена вещей. Они просты и обладают одним отдельным свойством, мир состоит из семян, их бесконечное множество. Софисты Протагор:Человек - мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют. Человек становится мерой истины. Первоначало – истина. Первая форма познания – ощущение. Ощущение – достоверность субъекта. Вторая форма познания – рассудок. Рассудок приходит к истине путем рассуждений. В основе каждого рассуждения лежит основание. Истина и заключение зависят от выбора этого самого основания. Далее за абсолютное принимается разум. Возникает философия Духа. Родоначальник - Сократ. Он вернулся к принципу единства первоначала. Он объявил, что первоначалом и абсолютной истиной является добро, оно составляет сущность человека, его цель. Первой формой философии духа являлась мораль. Мораль – сознательная нравственность. Добро – центр, вокруг которого вращается вся жизнь человека. Выдвигает третью форму сознания – самосознание. Добро у Сократа существует в виде знания. Моральность – освобождение человека от какого-то внешнего принуждения. Идеализм. Платон. Всеобщее благо увидел в государстве. Государство – первоначало.Первоначалом является идея. Идея всеобща, вечна, независима от отдельного субъекта. Он основатель диалектики. Аристотель, объединил мир идей и мир вещей. Выдвинул идею о форме и материи. Форма – единство вещи и идеи в идее. Материя – единство того же в вещи. Идея сама в себе беспредметна. Это все – мышление. Оно делится на мыслящее и мыслимое: мыслимое – объект мысли; мыслящее – то, что определяет мысль. Мыслимое и мыслящее тождественны, а следовательно, мышление – само себя движет. Аристотель создал формальную логику, опирающуюся на законы мышления: закон тождества; закон противоречия: все равно самому себе; закон исключения третьего. Ввел понятие силлогизмов, суждений, связанных таким образом, чтобы получился вывод. 3 части силлогизма: общее положение, средний термин, заключение. 3)СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Условия возникновения: раздробленность и натуральное хозяйство, они сдерживали развитие и распределение идей, снижение уровня образования, необходимость в едином царе, как политическом, так и духовном. Периоды средневековой философии: 1. Патристика – совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, заложивших основы священного писания. (Марк Аврелий, Августин) 2. Схоластика– рациональное обоснование и систематизация положений христианского вероучения. (Фома Аквинский) В средневековье произошло соединение философии и религии (6-16 вв.). Причина в том, что философия подошла к пониманию первоначала, где природа и мышление предстают как единое целое, как источник всего, как Бог.Религия использовала философию для усовершенствования своей веры, чтобы вера подкреплялась разумными доводами. Одна из проблем над которой Средневековой философии – доказательство бытия Бога, а также постижение реальности абсолютной сущности. Основные идеи: Монотеизм: учение о едином Боге Теоцентризм: Бог – источник бытия, блага, истины и красоты Креацианизм – идея сотворения мира Богом из ничего. Гносеологические взгляды Антропологические взгляды: человек рассматривается с 3-х позиций: тело, духа, духопричастность к божественному (дух) Провиденциализм – понимание истории как заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества. Фома Аквинский (1225-1274). Считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций. Стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Предметом философии являются истины разума, а предметом теологии – истины откровения. Конечным объектом и философии и теологии является Бог. Приводит 5 доказательств Бога: Бог приводит все в движение; Бог есть первая причина; Бог является источником необходимости в мире; Бог – источник совершенства, сам являясь совершенными; Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать. Бог – благо и источник блага, он вездесущ и выступает источником любви и радости. Люди и животные обладают душами, но человеческие души являются разумными, а животные – чувственными. Познание Бога – наивысшее счастье для человека. Главная задача морального закона – вести человека по пути добродетели поэтому человеку необходимо руководство свыше. Пытался обосновать божественное происхождение власти монарха и необходимость подчинения простых людей господам. Светской власти подчиняются только тела людей, а не души. Решал проблему соотношения общего и единичного. Утверждал, что универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли. Ансельм Кентерберийский - тео­лог, представитель схоластики. Понимал веру как предпосылку рационального знания. Развил онтологическое (онтология – учение о бытие) доказательство бога. Требовал, чтобы разум формировался на основе веры. Бытие бога можно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет.Дал формулировку онтологического аргумента: бог есть то, более чего нельзя помыслить, но т. к. существующее в действительности превыше существующего только в мысли, то бог сущест­вует.  

Вопрос 4. Философия эпохи возрождения.

1) общее понятие направлений философии эпохи Возрождения
 Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

 Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
•Совершенствование орудий труда и производственных отношений
•Кризис феодализма
•Развитие ремесла и торговли
•Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви
•Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти
•Появление первых парламентов
•Отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии
•Повышение уровня образованности в Европе в целом
•Великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана)
•Научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения)

2) Основным направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
Гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вали и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви.
•Неоплатоническое (сер. XV – XVIвв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
•Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
•Реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
•Политическое (XV-XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
•Утопическо-социалистическое (XV-XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
•К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
•Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
•Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
•Перемещение основного интереса от формы идеи к содержанию
•Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.)
•Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству
•Торжество индивидуализма
•Широкое распространение идеи социального равенства.

5)ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Характерные черты:
предметом философии является разум. В разуме заключается весь мир. Познать разум значит познать мир. Разум единственный абсолютный предмет; познание разума осуществляется сознательно.
Важное значение приобретает познание познания, выявление философского метода, познание простейшей формы разума, которая является основанием, началом. Большое значение приобретает требование доказательства
Философия Нового времени:
эмпиризм, материализм, идеализм, дуализм рационализм, материализм, идеализм, дуализм.
Френсис Бэкон
.
Высшей задача познания -
завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Знание – сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений.
Различает 2 вида опытов
: плодоносные и светоносные. Цель плодоносных: принесение пользы человеку, а светоносных – познание законов явлений и свойств вещей.

Основной метод познания – индукция. Главная ее задача – исследование внутренних форм, присущих материи. Путь к постижению форм связан с постижением их движения, а это ведет к раскрытию главной задачи познания – исследованию причин предметов.
Очищение разума от заблуждений, выделяет 4 вида и называет идолами:
1. идол рода
– заблуждение, порождается человеческой природой и несовершенством его чувств, находящихся под влиянием желаний;
2. идол пещеры – ошибки, обусловленные принадлежностью человека к определенной группе людей вследствие ограничения кругозора отдельных личностей;
 3. идол площади
– ошибки из-за множества слов, двусмысленности выражений;
4. идолы театра
– препятствия, порождаемые использованием некритически усвоенных ложных мнений, дошедших от предшественников.
Джон Локк
Подвергает критике теорию врожденных идей. Источником всех знаний является опыт. Опыт Локк делит на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний, представляющий собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение.
Важное место в учении занимает учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества – протяженность, длительность, величина, фигура, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механическое движение, покой, плотность, которые присущи самим вещам. Характерные особенности первичных качеств – то, что они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств. Вторичные качества – цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т.д., которые присущи самому субъекту. Идеи первичных и вторичных качеств формируются благодаря чувствам и рефлексии.
Познание
Локк делит на чувственное, интуитивное и демонстративное. Каждый из видов познания способен привести к истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.
Томас Гоббс
Знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Философия – суммарное теоретическое знание.
Материя способна мыслить, однако его учение о природе – атеистично.
Выводы: души как особые субстанции не существуют, тела – единственная субстанция, вера в Бога – продукт человеческого воображения.
Познание осуществляется посредством накопления «идей». Источник идей – только чувственные восприятия мира. Идеи формируются в результате действия на человека окружающего мира.

Учение о государстве и праве: раскладывает государство на составляющие его элементы. Выделяет 2 состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Государство – средство, направляющее людей к общей цели и удерживающее их от поступков, нарушающих мир. Власть должна контролировать не только поведение человека, но и его воззрения, включая нравственные, религиозные и даже научные.

Рене Декарт
Основная черта философии
– дуализм души и тела.
Основные положения его философии:
принцип сомнения. Сомнение - это мышление. В сомнении Декарт стремится к выявлению положительных результатов (в отл. от скептиков), для поиска абсолютно достоверного положения. Можно сомневаться во всем, но, сомневаясь, нельзя сомневаться в самом сомнении.
«Я мыслю, следовательно, существую».
Декарт отыскивает первоначало, пытается его вывести. Пытается дать обоснование первоначалу. В этом положении выдвигается тождество бытия и мышления. Истинное бытие – это мышление. Тождество бытия и мышления – это «Я».

пытается вывести всю систему знаний из первоначала. Выдвигает систему философии, опирающуюся на абсолютное достоверное начало.
Декарт рассматривает единство бытия и мышления. Это начало, которое теперь понимается как конкретное, но Декарт его не доказывает, хотя считает доказательство всеобщим и необходимым (недостаточно). Декарт ссылается на свою интуицию: «Я четко и ясно вижу единство бытия и мышления». У Декарта тождество бытия и мышления носит непосредственный (несоединенный, разделенный) характер. Мышление как субстанция опосредована бытием, а бытие – мышлением.

Зафиксировал тождество бытия и мышления, но и диалектику этого тождества – переход тождества в самостоятельность субстанций. Но он не может сознательно вывести противоположности субстанций из их тожества, следовательно недостаток в философии.
Ищет метод философии, метод познания, так как считает что с ним связано достижение истины. 4 метода в «Рассуждение о методе»:
1
не принимать за истинное то, что не признается таковым с очевидностью и может дать повод к сомнению,
2. делить трудности на части, чтобы легче разрешить,
3. познающий субъект должен двигаться от простого к сложному,
4.
делать перечни, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (не методы философии). Теория врожденных идей. Врожденные идеи дают нам знание, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и раскрытие его истинности, что затем находит выражение в суждениях.
Бенедик (Барух) Спиноза
Труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об очищении интеллекта». Строил доказательства в философии по принципу геометрии с ее аксиомами и строгим выводом теорем.
Первоначало
– субстанция, которая есть единство природы и Бога. В качестве субстанции всего сущего выделил божественную природу. 2 субстанции: мышление и протяжение, кот. абсолютно самостоятельны. Субстанция есть причина самой себя (causasui). Она возникает в результате осознания единства бытия и мышления. Природа рассматривается с одной стороны как природа действующая (maturanaturans), а с другой – природа осуществленная (naturanaturata). Природа действующая отождествляется с Богом или субстанцией. Спиноза растворяет Бога в природе.(Спиноза – пантеист (пан- природа, тео – Бог). Субстанция неделима и бесконечна, она обладает свойствами, кот. мыслитель называет атрибутами. Последние составляют бесчисленное множество. Атрибуты – познание субстанции из нее самой. состояния атрибутов – модусы. Модус – познание субстанции из другого и через другое. Вещи – явления субстанции, форма ее проявления.
Учение о соотношении свободы и необходимости
. В природе нет ничего случайного, есть только необходимость. Свобода – познание необходимости. У человека нет свободы воли, наделение человека волей – предрассудок. Лишь Бог свободен.
Мир познаваем. Знание является иерархизированным
(низший род – знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира; второй – знания, продуцируемые умом; 3-ий – опирается на ум, но не является опосредованным доказательством. Он дает истины как плод непосредственного созерцания ума.
Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Основные сочинения
: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология», «Теодицея».
Полагал,
что механистическая картина мира способно дать лишь поверхностное объяснение Вселенной. Более глубокое исследование показ., что в ней раскрывается божественный замысел. Бог выступает как универсальный проектировщик, создавший мир, существующий в соответствии с предустановленной гармонией. Наш мир – наилучший из миров.
Стремился выявить
и установить принципы организации мира, опосредующие отношение к нему. Мир устроен в соответствии с всеобщим порядком, «мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства», «природа идет наиболее определенными путями», «природа управляется архитектонически», «ничего не бывает без основания», в мире действует необходимость, всеобщая связь и изменчивость.
Учение о монадах
: Монады – простые, неделимые субстанции, «истинные атомы природы», или «элементы вещей», обладающие при всех их малости неисчерпаемым содержанием и большим потенциалом активности, облад. разумом и сознанием. Монада –нечно нематериальное. Лейбниц выделяет монады в качестве первоначала. Каждая монада представляет собой субстанцию. Монада «делает фотоснимки» мира в целом. Она выступает как мыслящая себя и мир в целом субстанция. Каж. монада независима.. Существует монада монад – Бог, кот. порождает эти монады и через которого монады согласуют свою мыслительную деятельность. Деятельность монад, несмотря на их самостоятельность, порождается Богом. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. Они индивидуальны, по характеру их развитие является саморазвертыванием заложенного в них знания.
Разум и интеллект не сводимы к чувственности (критика Локка
). Идеи человека имеют врожденный характер. Но, чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого надо опираться на логику. При этом истины явлений должны быть соотнесены с истинами сущности, а истины факта – с логическими истинами.
Разработка принципов познания, таких, как всеобщее различие, тожественность неразличимых вещей, монадическая дискретность, кот. ориентирует на признание делимости всего сущего, максимума и минимума.
Давид Юм – англ. Философ
, который подытожил эволюцию британской философии от тяготеющего к материализму эмпиризму к субъективному идеализму. Являлся скептиком. Основной труд: «Трактат о человеческой природе». Источник познания – в ощущениях или впечатлениях субъекта. Не согласен с Беркли, что источником ощущений явл. Бог. Никакой человеч. Опыт не может доказать существование Бога. Утверждал, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившем его объектом.

Причинная связь явлений непознаваема. Источником знаний о порядке вещей служит вера. Результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума.

6)НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Кратко о немецкой классической философии:
Ранее предметом философии был разум. Теперь он рассматривается более конкретно: в собственной форме и в форме разума. Остро встает вопрос о первоначале. Идет разграничение меж рассудком и разумом. Рассудок-орудие научного познания. Разум- орудие философского познания. Цель постижения мира в целом остается неизменной. Философия теперь- наука самопознания разума. Немецкая классическая философия зародилась после кризиса эмпиризма.

Кант.1724-1804
В докритический период своей философии кант создает труд под названием «Всеобщая естественная история и теория неба» ( мысль о естественном происхождении вселенной, целостность устройства мироздания). Наиболее известные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума».
К. показал
, что, если ч-к начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия. Противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом оба доказуемы и оба недоказуемы (антиномичность). Антиномии-проблемы, с которыми разум сталкивается, когда он применяется за пределами всякого возможного опыта. Антиномии разума решаются К. путем различения мира явлений и мира вещей в себе.

 К. продолжает мысль Юма о том, что опыт не дает всеобщих и необходимых знаний, но не согласен с тем, что такое знание вообще не существует. Источник знания- разум. Дает понять, что мир в целом можно рассматривать двояко. Здесь можно привести его любимый пример с делением материи. Еще раз уточняю, что первым дает определения рассудку и разуму: рассудок действует посредством категории (пользуе6тся готовыми формами)(, разум- знание обусловленного. Априорная форма разума- тождество разума с самим собой. Разум подразделяет так же на практический и теоретический. Практический - создает идеи, свою реальность. По мнению К. только практический разум есть поистине разум.
Вернемся к методу двойственного рассмотрения. Это экспериментальный метод в философии, то есть каждый предмет является и и элементом мира причинно-следственных связей (мир явлений) и элементом мира свободы (мир вещей в себе).
Прежде чем что-то познать, нужно выявить условия познания. Условия познания- априорные формы, дающие возможность понять мир. (priori-до опыта). Априорны такие качества, как качество, количество, возможность, необходимость.
Знание-синтез чувственности и рассудка: «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.» Априории чувств - пространство и время.
Не наука и не религиозная вера, а «моральный закон внутри нас» служит у К. основанием нравственности.
 Нравственность ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира.
Высший принцип моральности:»Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Краткие выводы по К. с его последней лекции:
Ч-к- носитель морали. К. принадлежит теория категорического императива. Единичная воля тождественна всеобщей, тогда ч-к морален.

Фихте.1762-1814.
Был последователем Канта, но, по его мнению, соединение практической и теоретической формы недостаточно обоснованно. Отказывается от понятия «вещи в себе», как объективной реальности, и делает вывод о том, что «вещь есть то, что полагается в я».
Известный труд- «Назначение ч-ка».
Основополагающий принцип- принцип свободы.
Развитие учения о диалектическом способе мышления.
Основоположения Ф.:
1)Я=Я-единство разума
2)Я=не Я, т.е. все, что вне разума (природа и мир) существует лишь в отношении к Я, к разуму.
3)единство первых двух положений
Разум с одной стороны бесконечно определяет реальность, а с другой разум страдателен, испытывает воздействие из вне.
Недостатки философии Ф. (по мнению нашего преподавателя):
1)первоначало нельзя понимать в форме некоего суждения, потому что так оно не выглядит как самоопределение, а первоначало должно самоопределяться.
2)ошибка, что первоначало нельзя доказать (по мнению Ф. оно должно быть очевидно, а по мнению препода доказуемо). В этом я не очень уверенна, но по-моему так.
3)Ф. не преодолевает понятие вещи в себе: бытие остается вне разума, вернее внешняя оболочка бытия остается вне разума.
4)Ф. не постигает первоначало как тождество бытия и мышления.

Шеллинг.1775-1854
Его философия послужила связующим звеном меж философией Каната, идеями Фихте и становлением гегелевской системы.
Натурфилософия- попытка систематического обобщения открытий науки под углом зрения философского принципа.
 В основе философии лежит представление «об идеальной сущности». «Сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил».
Диалектическое единство Ш. назвал «полярностью». Он создал систему трансцендентального идеализма.
Делит на практическую и теоретическую части философию. Практическая рассматривает проблему человеческой свободы, данная проблема реализуется через создание правового государства. Теоретическая дает обоснование «высших принципов знания».
История философии- противоборство объективного и субъективного.
Ш. решает проблемы философии Фихте. В качестве первоначала выдвигает понятие «абсолюта». Философия- наука о мире в целом. Абсолют- общее начало науки и мира. «Абсолют- абсолютное тождество субъективного и объективного, интеллекта и природы». Интеллект субъективен- разум, который определяет себя в системе категорий. Природа объективна- тот же интеллект, но категории выступают в процессе, как объективные формы, эти формы неподвижны друг относительно друга. Пример: камень никогда не превратится в птицу.
Принимает философию, как систему категорий, каждая из которых представляет собой взаимодействие направленных друг в друга переходов. Интеллект внедряется в объект, стремится стать природой, т.е. тождество- это единство перехода субъективного в объективное. Интеллект стремится к познанию истинно сущего, а истинно сущее есть интеллект.
Абсолют долженбыть началом построения философии, но , не смотря на описание абсолюта, Ш. признает, что абсолютное доказательство тождества субъективного и объективного невозможно посредством понятия.
Философия-наука избранных, ибо доступна лишь тем, кто обладает творческим воображением. А воображение необходимо, т.к. первоначало удостоверяется посредством интеллектуального созерцания. Интеллектуальное созерцание доказывает истинность принимаемого им первоначала.

Общие краткие выводы по философии Шеллинга и Фихте на последней лекции:
Свобода-сущность ч-ка. Государство имеет целью свободу ч-ка, возникло на основе договора.
Гегель.1770-1831.
Диалектика- теория развития, в основе которой лежат единство борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности».
Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которое в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие.
Труды: «Феноменология духа», «Основы философского права».
Феномены-явления., т.е. феноменология духа- это логика явлений духа.
Вопрос, который ставил перед собой обоснование философии, т.е. что такое философия как наука. Хотел доказать, показать систему всех форм единства бытия и мышления. Тождество бытия и мышления присутствует в любой форме ч-ого сознания. Например, когда мы что-то видим, то расцениваем это не как состояние глаз, а как состояние предмета. Восприятие это не средство, а сама реальность.
Тождество бытия и мышления разворачивается в систему различных форм: сознание, самосознание, рассудок, разум, искусство, религия. Все это- явление духа, которое движется к сознанию своего единства, к пониманию, что он объективен в себе. Пример: разное восприятие Бога в разных религиях.
Философия – это система абсолютного знания. Разум должен быть осмыслен лишь в системе научных категорий разума.
Внес огромный вклад в развитие диалектики («Диалектическая логика»).
Начало диалектики- это начало философии. Г. начинает логику с бытия, а начало философии служит у него абсолютное знание. Что такое знание? Когда нет еще объекта, это то же, что и бытие, т.е. неопределенность.
Бытие приходит в ни что, ничто возвращается в бытие, возникает становление, конечное бытие, качество, количество, мера. Из этого он определяет бытие как возвращение в само себя. Возвращенное бытие- абсолютная идея.
Понятие- целостность бытия, которая представлена, как соотношение всеобщего. Суждение- отношение всеобщего и особенного.

Фейербах.1804-1872.
Философия и религия несовместимы и противостоят друг другу.. Христианский Бог- образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Религия носит античеловеческий характер, «парализует стремление ч-ка к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира».
Рассматривал возможность «перевертывания идеалистической философии и постановки ее на материалестическую почву».
Мышление вторично по отношению к бытию.
«Философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а, напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное событие».
Понятие мышления заменяется чувственностью.
Антропологический материализм.
Главные причины ч-их несчастий в плохих условиях человеческой жизни.

Кратко с последней лекции:
Ч-к есть первоначало в своем непосредственном виде, а не способ познания истины или носитель духовности. Не идея первична, а ч-к, в голове которого рождается идея. Ч-к отчужден от собственной сущности. Под собственной сущностью он понимает вечную жизнь, абсолютную справедливость, любовь. Все это есть в Боге. Задача философии- помочь осознать, что Бог это сама ч-к. Ч-к должен вернуть свою сущность, перестать быть зависимым от Бога. Главное свойство ч-ка- любовь. Религия любви: через любовь устанавливается смысл нашего существования.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!