Глава 18 «СМЕЖНЫЕ ПРАВА» и РИМСКАЯ  КОНВЕНЦИЯ (26 октября 1961 г.)



26 октября 1961 г. в Риме была принята международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей звукозаписи и организаций вещания.

Франция присоединилась к ней до ее официального. принятия 21 октября 1961 г., но ее ратификация во Франции задержалась в связи с тем, что у нас не было законодательства, признающего особые права за участниками создания творческого произведения, какими являются артисты-исполнители.

Закон от 3 июля 1985 г. заполнил этот пробел. Была проведена ратификация. Проект закона, содержащего единственную статью, рассматривался Советом министров 12 февраля 1986 г., затем был передан в комитет сената и Национальное собрание.

Конвенция вступила в силу 18 марта 1964 г. В настоящий момент 29 государств присоединились к ней;

среди них 5 членов ЕЭС: Федеративная Республика Германии, Дания, Италия, Люксембург, Великобритания, а также 6 других европейских государств: Австрия, Финляндия, Монако, Норвегия, Швеция и Чехословакия.

Римская конвенция направлена на защиту прав лиц, сотрудничество которых необходимо при создании некоторых типов литературных или художественных произведений, а именно артистов-исполнителей, изготовителей звукозаписи и организаций вещания, при условии, что принятые положения не наносят ущерб авторским пра-

350


вам. Конвенция установила так называемые «смежные права» по отношению к авторскому праву.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНВЕНЦИИ

А. Характер охраны

Охрана, предусмотренная конвенцией, заключается в основном в том, что по отношению к некоторым иностранцам применяется национальный режим, то есть режим, который законодательство каждого государства — участника конвенции предоставляет собственным гражданам в рамках следующих трех категорий: артистам-исполнителям, изготовителям звукозаписи и организациям вещания.

В. Критерии предоставления охраны

В зависимости от категории существуют различные критерии:

a) для артистов-исполнителей — это критерий, касающийся самих исполнителей. Таким образом, национальным режимом метут пользоваться артисты-исполнители либо если исполнение осуществляется в договаривающемся государстве, либо если там осуществлена его звукозапись, охраняемая в соответствии с этой конвенцией;

b) что касается изготовителей звукозаписи, то они мо1ут пользоваться национальным режимом:

— если являются гражданами договаривающегося государства (критерий гражданства);

— если первая фиксация звуков производилась на территории государства — участника конвенции;

— если их звукозапись была впервые выпущена в свет, то есть передана в достаточном количестве в распоряжение публики на территории государства — участника конвенции.

Каждая страна, присоединяясь к конвенции, может выбрать один из указанных критериев. Например, Франция выбрала критерий первой фиксации звуков; она уточнила это в момент ратификации;

c) наконец, когда речь идет об организациях вещания, то предоставление национального режима обусловлено выполнением следующих условий:

351


— штаб-квартира организации вещания находится в другом договаривающемся государстве;

— трансляция осуществляется при помощи передающего устройства, расположенного на территории другого договаривающегося государства.

С. Объем защиты

В соответствии с конвенцией:

a) артисты-исполнители имеют право воспрепятствовать передаче их исполнений в эфир или публичному сообщению, осуществляемых без их согласия;

b) изготовители звукозаписи обладают правом собственности на них; таким образом они обладают исключительным правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих звукозаписей;

c) что касается организаций вещания, то они пользуются правом разрешать или запрещать, в зависимости от ряда условий, ретрансляцию своих передач, фиксацию их на материальном носителе, их воспроизведение или публичное сообщение.

Что касается артистов-исполнителей и изготовителей звукозаписей, за уступку своих прав на любое вторичное использование звукозаписей или на их воспроизведение и публичное сообщение они получают справедливое разовое вознаграждение, выплачиваемое пользователем.

D. Срок охраны

Срок охраны не может быть менее 20 лет. Французское законодательство вполне соответствует этому условию, так как предусматривает срок охраны в течение 50 лет для литературных и художественных произведений и 70 лет для музыкальных произведений.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНВЕНЦИИ

Из государств — членов ЕЭС, в которое входит и Франция, не ратифицировали до сих пор конвенцию следующие: Бельгия, Греция, Ирландия, Испания, Нидерланды, Португалия. (Совет министров ЕЭС 24 июля 1984 г. призвал страны, не являющиеся участниками

352


конвенции, вступить в нее при первой возможности.)

Кстати, Соединенные Штаты и Япония также относятся к странам, которые еще не ратифицировали конвенцию.

Заявление правительства о толковании. В момент сдачи на хранение ратификационной грамоты правительство может сделать заявление и следующие оговорки.

В ст. 30 конвенции говорится, что «всякое противоречие между двумя или более Государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, в случае невозможности регулирования вопросов путем переговоров, будет по требованию одного из участников конфликта вынесено на обсуждение Международного Суда, с тем чтобы он принял соответствующее постановление в случае, если государства не сумеют договориться о другом способе урегулирования». По этому вопросу нельзя делать никаких оговорок (см. ст. 31 конвенции). Сдачу на хранение ратификационной грамоты можно сопроводить заявлением: «Правительство Французской Республики понимает, что выражение «Международный Суд», фигурирующее в ст. 30 Конвенции, охватывает понятие не только Суда, но и Судебной палаты».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 620; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!