Натурфилософия Аристотеля: анализ



Аристотель — величайший древнегреческий философ, мыслитель, ученый; учитель и наставник Александра Македонского. Родился в Стагире, жил в Афинах, в течение 20 лет учился в Академии Платона, был его лучшим учеником, часто не соглашавшимся со своим учителем. Впоследствии открыл в Афинах свою философскую школу — Ликей. Строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Основу естественно-научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме.

Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь - соединение материи и формы. Материя — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. При этом материя вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии». Она лишена всякой формы, свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простешийми формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы — теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса.

 

Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира - элемент земли, который образует нашу планету. Земля - центр Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во Вселенной является краеугольным в аристотелизме и намного столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны — первого небесного тела. Выше Луны — надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения — равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, они прикреплены к материальным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За последней находится перводвигатель — Бог, который и придает движение сферам. Космос — конечен и вечен; он никогда не родился и никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим. Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия пустоты в природе. Введение такого представления означало, что Аристотель строит континуальную (непрервную, постоянную) картину мира, противоположную атомистической, дискретной.

 

Заслуга Аристотеля перед естествознанием состоит и в том, что он стал основателем системы знаний о природе — физики. Центральное понятие аристотелевской физики — понятие движения. Он разработал первую форму учения о движении — механику. Все механические движения он разбивает на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в подлунном мире.

Движение небесных тел — наиболее совершенное движение. Оно представляет собой вращательное равномерное круговое движение. Его совершенство в том, что у него нет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной величины. Земные движения несовершенны; здесь все подвержено изменению, имеет начало и конец. Движения земных тел в свою очередь можно разделить на две категории: насильственные и естественные. Естественное движение — это движение тела к своему месту, например, тяжелого тела вниз, а легкого — вверх. Тела, состоящие из элементов земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, — вверх. Оно происходит само собой, не требует приложения силы.

Все остальные движения — насильственные, требуют применения силы. Закона инерции Аристотель не знал. Он предполагал, что любые насильственные движения, даже равномерные и прямолинейные, происходят под действием силы.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 574; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!