Античная Греция и феномен античной натурфилософии: место и время рождения науки. Атомизм и Геоцентризм



 

Умозрительное создание картины мира называется натурфилософией (от лат. natura — природа). Натурфилософия — это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.

Однако кроме умозрительного объяснения мира натурфилософия характеризуется также тем, что пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на отдельные части или области. Нынешняя наука существует в виде огромного количества дисциплин (физики, астрономии, химии, биологии и других), каждая из которых изучает какую-либо одну область мироздания. В отличие от нее древняя натурфилософия не делилась на дисциплины, а была единой наукой, исследуя сразу все части и области мира. Ее интересовало и движение небесных тел, и устройство Земли, и жизнь растений и животных, и многое другое. Поэтому натурфилософы сильно отличались от современных ученых: они пытались мысленно охватить все и приобрести максимально широкие знания. Ни отдельных наук, ни специальных ученых в древности не было, а была только одна наука — натурфилософия и одни ученые — натурфилософы или просто философы.

Эпоха античности дала миру произведения, научные работы и философские идеологии таких ученых и философов как: Фалекс Милетский, Анаксимандр, Анаксагор, Гераклит Эфесский, Диоген, Эпикур, Левкипп, Демокрит, Гипарк, Архимед, Пифагор, Геродот, Гиппократ, Сократ, Протагор, Питак, Периандр, Ксенон, Платон, Аристотель и др.

Фалес Милетский - первый из философов античности, который поставил различные исследования и явления природы на уровень научности. В своих философских суждениях он выдвинул гипотезу, что причиной мироздания и всего сущего является вода. Это было первое научное высказывание всего античного мира, которое заложило основу развития философии в целом и естествознания в частности.

Анаксимандр - ученик Фалеса, входивший в "Милетскую школу".В своих философских суждениях возражает Фалесу, полагая, что все предметы и объекты в мире произошли из огня. Он сделал вывод, что огонь является прародителем живых и неживых тел, и что процесс образования планеты и её населения имеет внеземную природу.

Анаксимен - также ученик Фалеса, представитель"милетской школы". Возражая Фалесу и Анаксимандру. Считает, что все произошло из воздуха. По его мнению, воздушная среда является неотъемлемым атрибутом физиологических процессов растений и животных, обмена веществ. Воздух необходим для конденсации воды в атмосфере при испарении и выпадении осадков.

Протагор -в свои философских учениях главную роль отводил самому человеку, его роли и месту в общественной жизни. Он полагал, что только человеку присущи высшие нормы и уровни мышления, сознания, познания, любви, благородства.

Сократ - создатель ф. направления, изучающего связь и гармонию души и тела, смысл жизни в ф. понимании. Полагал, что человек для своего морального спокойствия и становления необходимо сочетать удовлетворение материальных и духовных потребностей. Он считал, что человек должен быть гармоничен в моральном и физическом плане и одним "хлебом насущным" не удовлетворить его желания и потребности. Большую роль он отводил вопросам брака, семьи, любви и ублажения. В эпоху античности появились в науке и философии первые научные доктрины (парадигмы).

Первой научной доктриной Древней Греции стала математическая доктрина, представленная Пифагором, и позднее развитая Платоном. В её основе, как и в основе других античных доктрин , лежит представление о том, что космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Он полагал, что все объекты и предметы бытия, материального мира, процессы и явления материальных и духовных норм состоят из чисел, цифр, математических и физических формул, математических знаков и операций.

Второй научной доктриной античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции. В её основе лежит представление о том, что все предметы и объекты бытия, материального мира состоят из мельчайших микроскопических неделимых частиц - атомов ( с гр. неделимый). Своими корнями атомизм уходит в ионийскую физику и философию элеатов. Проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества - все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма

Доктрина Аристотеля стала третьей научной доктриной античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны она близка к античной классике, её стремлением к целостному философскому осмыслению действительности., с другой стороны в ней отчетливо проявляются традиции афинской и эллинской школ. Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Он создал раздел философии "Метафизика". Этот раздел философии изучает особенности духовного мира, морального и этического путем осмысления сознанием или логикой.

Аристотель был крупнейшим ученым и философом античного мира, занимался вопросами политологии, правоведения, экономики и торговли, астрофизики, географии и геологии, ботаники и зоологи, физиологи и эволюции. Он дал характеристику и описал известные к тому времени 500 видов растений и животных, расположив их в иерархический таксономический ряд по порядку, согласно уровню организации. Кроме того, Аристотель является основоположником многих перечисленных выше наук.

Особое место в истории античной культуры занимает элейская Школа. Представителям ее принадлежит великое открытие -- наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека; одна из них -- это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая -- та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 598; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!