Учебное издание Богатеева Зумера Абдуловна 14 страница
Продолжение
Время проведения занятия | Тема занятия | Программные задачи | Материал | Подготовка к занятию | Приемы обучения |
Январь | Снежинки | Учить вырезать снежинки разных форм приемом складывания квадратной заготовки на части; наклеивать их на контрастный по цвету фон | Белые квадраты. Фон темно-синий, черный, темно-красный | Понаблюдать за снегопадом. Рассмотреть снежинки, отметить многообразие форм | Показ последовательности сгибания квадрата для вырезания снежинок разных форм |
Январь | Пингвины на льдине (коллективная работа) | Учить создавать композицию на основе прочитанного, увиденного на иллюстрациях; использовать знакомые приемы. Формировать понимание эффективности коллективного труда | Темный фон. Для фигур: черная, белая и разноцветная бумага | Прочитать произведение об Антарктиде, рассмотреть иллюстрации. Организовать просмотр телепередачи | Показ образца, его анализ. Закрепление приемов изображения. Поощрение творчества в процессе работы |
Февраль | Снегири | Учить передавать особенности строения, окраски снегиря приемом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками | Голубой или розовый фон. Полоски красного, черного, белого цве-трв | Понаблюдать за снегирями, выделить их отличительные особенности | Краткая беседа о строении, окраске снегиря. Предложение вырезать силуэты на глаз, используя дополнительные подцветки |
Февраль | Зима (по замыслу) | Учить отбирать содержание аппликации и красочно его реали-зовывать, применяя знакомые приемы вырезания, композиции и сочетания цветов | Голубой, синий, розовый фон. Полоски разноцветной бумаги | Провести беседу о зиме, признаках сезона, играх и зимних забавах | Анализ вариантов трактовки темы. Закрепление приемов изображения. Активизация воображения детей |
|
|
Март | Подарок маме | Учить выполнять аппликацию на заранее приготовленной основе в форме салфетки, полотенца, передника, используя красивые сочетания элементов узора по форме, окраске, расположению | Разнообразные заготовки по форме, окраске. Разноцветная бумага | Провести беседы о маме, празднике 8 Марта. Формировать желание сделать маме приятное. Заготовить фон (по выбо-РУ) | Предложение сделать красивый орнамент на выбранной основе. Анализ различных вариантов украшения, подбор цветовых сочетаний |
Март | Сказочная птица | Закреплять приемы силуэтного вырезания. Творчески интерпретировать образ птицы | Желтый фон. Заготовки разноцветной бумаги | Прочитать сказку о Жар-птице, Золотом петушке. Рассмотреть иллюстрации разных художников | Рассматривание вариантов аппликации. Раскрытие путей их творческого использования |
Апрель | Космонавт вернулся из космоса | Учить отражать тему в определенной взаимосвязи предметов. Использовать приемы симметричного вырезания | Голубой фон. Прямоугольники оранжевого, синего, серебристого цветов | Провести беседу о космических полетах, космонавтах. Рассмотреть иллюстрации, просмотреть диафильмы | Рассматривание вариантов аппликации. Закрепление приемов и последовательности выполнения работы |
Апрель | Весенняя песня скворца | Учить передавать несложную композицию. Закреплять приемы вырезания на глаз. Учить передавать весенний колорит | Голубой или серый фон. Прямоугольники разного цвета | Понаблюдать за птицами (вьют гнезда, обживают скворечники) | Беседа о виденном на прогулке. Обсуждение вариантов решения темы. Частичный показ приема вырезания птицы |
Продолжение
|
|
Время проведения занятия | Тема занятия | Программные задачи | Материал | Подготовка к занятию | Приемы обучения |
Май | Первое мая (по замыслу) | Учить выбирать варианты отражения содержания темы, создавать яркую, праздничную КОМПОЗИЦИЮ | Цветной фон. Полоски разного цвета | Прочитать стихотворения о мае, весне. Провести беседу о празднике, дружбе народов СССР | Помощь детям в выборе интересного содержания (демонстрация, салют и т. д.). Поощрение творчества. Выставка работ |
Май | Шиповник расцвел (с натуры) | Формировать умение более точно передавать особенности натуры; применять прием сгибания квадрата на части при изображении цветка и листьев | Темный фон. Розовые квадраты. Обрезки зеленой бумаги | Рассмотреть веточки шиповника с цветами. Полюбоваться их красотой | Анализ натуры. Показ приема сгибания квадрата для вырезания гштилепестни-ка. Сравнение изображения с натурой |
185
|
|
и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно, способствует формированию социально активной личности.
Руководство воспитателя в данном случае заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным.
|
|
Свободная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.
Для работы старшие дети обычно объединяются по подгруппам (по пять — семь человек) по принципу общности и направленности интересов, взаимной симпатии, желания освоить новую технику исполнения, новые материалы, которых не было на занятиях. Так, в аппликации, кроме цветной бумаги, можно широко применять фактурную бумагу, ткани, природный материал (цветные камешки, ракушки и др.). Наряду с традиционной техникой аппликации путем вырезания и наклеивания изображений на основу дети могут выполнять мозаики, создавать изображения из бумаги по типу витража.
Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка, обогащает его эстетическое чувство. Он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить оригинальные решения.
Рассмотрим некоторые виды аппликации, применяющиеся в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Наиболее характерные из них — коллаж, мозаика и витражи.
Коллаж создают путем прикрепления к плотной нейтрального тона основе материалов, отличающихся фактурой, цветом и способом соединения. Так, для коллажа берут бумагу разной плотности и окраски, ткани, кожу, мех, вырезанные картинки, фотографии и по-разному их группируют, комбинируют друг с другом.
Для этого используются разные отходы, старые кожаные сумки, фетровые вещи, кружева, нитки и т. д.
Бумажные части коллажа соединяются с основой резиновым клеем. Он эластичен, быстро сохнет, не коробит бумагу, не оставляет пятен. При исправлении изображения отдельные части можно снять, заменить другими, не сдвигая остальных
186
фигур. Кусочки ткани прикрепляют крахмальным клеем, а меховые и кожаные детали — клеем БФ-2.
В технике коллажа выполняют несложные тематические композиции в виде панно или оригинальных фризов. Они могут найти применение в художественном оформлении детского сада. Поэтому такие панно должны быть хорошо оформлены, обклеены, окантованы, вставлены в раму или натянуты на плотную основу.
Оригинальные композиции можно создать также из пуха камыша (рогоза) или тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, забавного Чебурашку, Винни-Пуха, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают конторским клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша (рогоза). Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками яодсолнуха или зернами кукурузы.
Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал. Для этого используют анилиновые красители разных оттенков, чтобы изобразить цветы шиповника, веточку сирени, разноцветную бабочку, снегиря или яопугая. Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их мноообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Одним из доступных и интересных для дошкольников видов
изобразительной деятельности является мозаика из бума
ги. Она выполняется двумя способами: из отдельно вырезан
ных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники,
трапециевидные части, полосы) и путем прорезания несколь
ких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по
цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем. *
В первом случае мозаику создают по типу техники монументальной живописи, когда изображение создается из кусочков твердых цветных материалов: поделочного камня, перламутра, эмали, смальты (непрозрачные куски стекла). Эти кусочки подбирают по цвету, пригоняют друг к другу и укрепляют на поверхности стены, пола, потолка цементным раствором или специальной мастикой, а затем отшлифовывают.
Технология изготовления мозаики из бумаги, конечно, значительно проще и может быть использована детьми. Детали мозаики вырезают из цветной бумаги разной фактуры: мато-
187
вой, глянцевой, бронзовой, серебристой и т. д. Можно применять и разноцветную фольгу. Чем разнообразнее такой набор материалов по цвету и качеству, тем более интересной, оригинальной может быть готовая работа. Вырезанные элементы в форме квадратов, треугольников, коротких полос, трапециевидных фигур подбирают в соответствии с формой и цветом изображаемого предмета, его частей, заполняют ими контуры фигуры и прикрепляют на плотную основу клеем, сваренным из картофельного, рисового или кукурузного крахмала. Молено использовать и резиновый клей, но нельзя применять конторский или силикатный, чтобы не допустить обесцвечивания бумаги. Намазывать клеем надо небольшие части изображения и после выкладывания фигур прижимать их чистой тряпочкой. Так можно сложить и наклеить отдельные предметы или целые картинки (цветы, бабочки, жуки, рыбки, грибы, пестрый луг, лесная полянка, сценки из сказок, мультфильмов), составить узорные композиции.
Выбрав определенное содержание, приступают к работе. Прежде" всего надо отобрать подходящий по цвету и фактуре фон, а также цветную бумагу для вырезания частей мозаики. Если дети задумали сделать рыбок, то надо подобрать голубой фон, соответствующий окраске воды в аквариуме или в реке. Под цвет луга берут зеленую основу, а неба — голубую или синюю. Окраска фона может быть нейтральной. В этом случае мозаикой заполняют и остальное пространство листа бумаги, чтобы создать определенную среду для основного персонажа или действия.
На бумагу, выбранную под фон, простым карандашом наносят контуры фигур. Можно также применить цветные карандаши для обозначения окраски предмета, его частей и окружающей обстановки. Затем из бумаги нужных цветов и оттенков выстригают узкие полоски, ширина которых равна примерно 1 —1,5 см. Для настенных панно размер заготовок соответственно увеличивается. Из полос вырезают квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д.; складывают их в отдельные коробочки, дифференцируя по цвету. Эти заготовки выкладывают и наклеивают в соответствии с контуром изображения, выделяя и заполняя части так, чтобы оставались небольшие просветы между элементами. Контуры либо части предметов можно акцентировать темными, даже черными фигурами, а потом внутри контура наклеить детали мозаики, элементы украшения того или иного цвета. Так можно выполнить цветы колокольчиков и мака (рис. 85, 86). Здесь выделены отдельные части цветков по цветовому тону: использованы разные градации красного цвета (мак), синего (колокольчики) и зеленого (листья, стебель). Это позволяет подчеркнуть красочность фигуры.
В мозаиках важно научить детей правильно размещать цветные части. Они должны образовывать и замыкать предмет
Рис. 85. Мозаика из бумаги. Цветок мака
188
эис. 86. Мозаика из бумаги. Цветы колокольчика
189
90 |
Рис. 87. Мозаика из бумаги. Бабочка
или целую композицию. При этом не следует стремиться занять пространство формы, строго чередуя ряды, что создает тесноту, напряженность, мешает передать свободу и цельность изображения.
Рассмотрим пример мозаики на силуэте бабочки. Ее очертания должны передавать симметричность расположения разноцветных крыльев относительно центральной оси тела. Для этого надо подобрать крупные и более мелкие элементы, разместить их в зависимости от величины и формы в разных частях контура. Крылья бабочки формируют путем комбинации крупных прямоугольников, квадратов, треугольников — они хорошо подчеркивают очертания крыльев, а также переходы между геометрическими фигурами. Тело, голова, усы, а также декоративные пятна на крыльях бабочки составляют из мелких элементов и дополнительно выделяют более яркой окраской. С них и следует начинать собирать мозаику (рис. 87).
В процессе работы не надо копировать представленный образец, следует нацелить детей на создание своего варианта мозаики: передать образ другой разновидности бабочки, своеобразно трактовать ее форму, расположение крыльев, окраску, характерные пятна и другие детали. Для этого надо предварительно рассмотреть иллюстрации в книгах, на открытках, вспомнить, каких бабочек видели на прогулках, экскурсиях.
191
В тематической композиции «Пестрый луг» или «Лесная поляна» изображение можно дополнить силуэтами стрекоз, жуков, цветов, трав.
Хорошо смотрятся в мозаике натюрморты, в которых ярко сочетаются листья, цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды в корзинах, вазах или в свободной композиции, где формы отдельных предметов сопоставляются по величине, расположению, окраске, количеству. Каждое время года прекрасно по-своему, имеет свои краски. Надо только научить детей видеть красоту и стремиться запечатлеть ее.
Особенно нарядны и праздничны мозаики, в которых находят отражение знакомые сказки. Они дают возможность каждому ребенку проявить выдумку, творчески применить декоративность цвета и его сочетаний, свободно трактовать и преобразовывать реальную форму цветка, птицы, рыбы, человека, создавая яркий, оригинальный сказочный персонаж. Для этого необходимо воображение детей наполнить зримыми образами: организовать чтение художественного текста, рассматривание иллюстраций, эстампов, статуэток и т. д. Например, ярко и четко обрисован образ Царевны-Лебеди А. С, Пушкиным в «Сказке о царе Салтане»:
Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет... Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
Эти особенности красочно отражены в рисунках В. М. Ко-нашевича к «Сказкам» А. С. Пушкина (М., 1966). М. А. Врубель создал парные картины, которые показывают, как художник из живых впечатлений создает сказку: это Лебедь и Царевна-Лебедь. У Лебедя нет человеческого лица и наряда. Это лишь большая птица, изображенная на фоне закатного неба в густых камышах. Но это не совсем обыкновенная птица. Оперение Лебедя составлено из бледно-сиреневых и голубых тонов в дополнение к оранжевым краскам неба. Необычной кажется и форма большого крыла с зубчатыми перьями. Еще миг — и дивная птица, обернув голову, взглянет девичьими глазами. Это чудо-превращение произошло в другой картине Врубеля — «Царевна-Лебедь».
Творческую трактовку сказочных образов и сюжетов можно увидеть в искусных росписях художников черно-лаковой миниатюры Палеха, Мстеры, Федоскина. Для украшения шкатулок, ларцев, панно, коробочек они используют образы Сне-
192
гурочки, Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, ковра-самолета и др., выбирая наиболее яркий, динамический момент повествования. Так, «Жар-птица» А. В. Катухина (Палех) передает стремительность движений Иванушки и улетающей птицы с широко распростертыми крыльями. Красное пятно рубашки как бы перетекает в цвет оранжево-красной птицы, создавая выразительный декоративный силуэт на черном фоне шкатулки. «Жар-птица» С. В. Монашова (Федоскино) гордо парит над землей, вырываясь из рук Ивана-царевича, и освещает все вокруг: и цветы, и травы, и фигуру Иванушки.
Чтение сказок, анализ иллюстраций, рассматривание изделий народных промыслов, выполненных разными авторами, обогащают художественные впечатления дошкольников, показывают им пути превращения реального образа в сказочный приемами комбинирования, сопоставления и смещения частей, форм, усиления декоративных элементов, использования ярких изобразительных материалов. У детей необходимо пробудить желание по-своему воплотить тот или иной образ и получить новый результат, испытать радость открытия.
Несколько предложенных в книге вариантов мозаики со сказочными сюжетами должны помочь детям найти другие, более разнообразные и интересные интерпретации «Аленького цветочка», «Жар-птицы», «Золотой рыбки», «Царевны-лягушки», «Царевны-Лебеди», «Аленушки», «Емели», «Сказочного коня».
Чтобы передать в мозаике сказочный образ Аленького цветочка, дети должны взять за основу ее построения форму какого-то конкретного цветка. Это может быть лилия, тюльпан, ирис, георгин и т. д. Контур выбранного цветка наносится на основу мозаики, при этом изменяются очертания формы (цветок делают крупнее по размеру, заполняя им весь лист), а потом подбирают цвет элементов мозаики, их величину в зависимости от того, какую часть они будут заполнять, чтобы мозаика получилась яркой, интенсивной окраски.
В результате предварительной работы планируется ход создания образа цветка с красиво изогнутыми лепестками, свободно расходящимися в разные стороны. Мозаику начинают выкладывать с середины. Делают ее огненно-красной с оранжевыми, синими отблесками. Они должны переходить затем в окраску лепестков в сочетании с алыми, красными, фиолетовыми тонами, чтобы получились переливы окраски и цветок, как в сказке, ярко засветился бы в ночи. Для передачи такого образа очень подходит техника мозаики. Ее мелкие детали как бы дробят форму цветка, создают мерцание алых, розовых, красных, оранжевых, желтых частичек на фоне темно-фиолетового мрака ночи и начинают освещать все вокруг, пробуждая от волшебного сна.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!