Праздник Пасхи в светской культуре



Праздник Пасхи оставил глубокий след не только в церковной, но и в светской культуре, творчестве выдающихся писателей, художников, музыкантов и даже ювелиров. 

В романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» большую роль играет мотив воскресения. Эту тему автор раскрывает от противного – или Христос воскрес или жизнь бессмысленна. В романе «Идиот» князь Мышкин, рассматривая в одном из домов картину западного художника «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Чем автор подчеркивает, насколько ответственно служение художника, и насколько важно ему самому иметь живую веру, чтобы рассуждать или пытаться изобразить Воскресение Христово. 

Писатель Иван Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи. В этих строках, написанных в эмиграции, вдали от Родины, особенно остро чувствуется тоска писателя по родной земле, ее традициям и торжествам, знакомым с детства:

«Христос воскресе! — нагибается ко мне радостный, милый Горкин, трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная. Я рассматриваю подаренные мне яички. И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву.

Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как Сергей Есенин – «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), Константин Бальмонт — «Вербы», Игорь Северянин — «Пасха в Петербурге».

Пасха оставила глубокий след в культуре европейских стран. Выдающимися произведениями мировой музыкальной культуры являются циклы «Страстей» Иоганна Себастьяна Баха, написанных по текстам Матфея и Иоанна и других евангелистов. Каждое из этих произведений состоит из чередующихся вокальных (сольных и хоровых) и инструментальных партий, в которые искусно включен речитатив – напевное чтение евангельского текста. «Страсти» И.С.Баха исполняются на лучших концертных площадках мира, лучшими артистами, музыкантами и хорами, так как каждое их исполнение требует высочайшего мастерства. Всемирную известность приобрели некоторые сольные партии «Страстей», такие, как например, партия сопрано в сопровождении скрипки-альта «О, сжалься», в которой исполнитель, сокрушаясь, от имени апостола Петра просит Христа простить его малодушие и слабость в ночь предательства. Примечательно, что, подобно другим выдающимся произведениям искусства, опередившим свое время, «Страсти» И.С.Баха после смерти автора на какое-то время были забыты и вернулись на сцену только в середине XIX века благодаря Феликсу Мендельсону, также великому композитору и поклоннику гения И.С.Баха.

Всемирную известность приобрели пасхальные яйца, изготовленные русским ювелирным домом Карла Фаберже (1846 – 1920), каждое из которых является выдающимся произведением искусства. Ювелиры фирмы Фаберже создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его супруги императрицы Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона, позднее утраченная.

Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной – образцом для яйца Фаберже послужило яйцо начала XVIII века, три экземпляра которого дошли до наших дней и находятся в замке Розенборг (г. Копенгаген, Дания); в музее Истории искусств (г. Вена, Австрия) и в частной коллекции Во всех этих яйцах спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне, новой императрице.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы. Особенно велик вклад русского мастера Михаила Перхина. Также над яйцами Фаберже работали иностранные мастера Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин и другие.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о пятнадцати). Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. Остальные известные восемь яиц Фаберже были выполненны на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Не столь знаменитым, но также примечательным явлением культуры рубежа XIX – XX веков являются пасхальные открытки, которые принято было отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь встретиться в дни Пасхи и похристосоваться. Это – открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы. Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано множество видов. Но в 1930-е годы, в связи с гонениями на религию в СССР, издание этих открыток было приостановлено и вновь возродилось в конце 1940-х годов силами Русской Православной Церкви. С 1970-х годов пасхальные открытки начали издавать обычные издательства. Сегодня они снова дарят людям радость праздника Пасхи.

Заключение

    Пасха – один из наиболее древних, радостных и глубоких по своему содержанию праздников, который на протяжении многих веков оказывает большое влияние на религию, культуру и жизнь миллионов людей во всем мире. Об этом говорят факты и примеры, приведенные в этой работе. Уникальность этого праздника состоит в том, что в нем тесно переплелись церковные и светские, местные и универсальные традиции, характерные для разных конфессий, стран и народов. В этой объединяющей силе праздника Пасхи и состоит одно из наиболее важных его значений и потенциал, который может быть использован в социально-культурной деятельности.

Список литературы

 

1. Библия.

2. Начала православия. – М., «Петит», 1991.

3. Закон Божий для семьи и школы. / Сост. протоиерей Серафим Слободской. – США, Типография прп. Иова Почаевского, 1987 г.

4. Кураев Андрей, диакон. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки. – Москва-Клин, Издательство братства святителя Тихона, 1995.

5. Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. Репринтное издание. – М. Терра, 1990.

6. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х томах. Репринтное издание. – М., 1992.

7. Владимиров Артемий, священник. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. – М., 1997.

8. Зеньковский Василий, протопресвитер. Смысл православной культуры. – М., Сретенский монастырь, 2007.

9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие. – М., Издательский дом «Покров», 2003.

10. Основы православной культуры и этики. Методическое пособие для учителя начальной школы. / Сост. С.Э.Наперстникова. – Смоленск, 2004.     

           


[1] Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents. - http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html.

[2] Песах. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Песах.

[3] Исх. 12, 5. - Библия. Книга Исход. Глава 12. Стих 5.

[4] Нисан – первый месяц еврейского календаря, примерно соответствует марту-апрелю принятого в Европе григорианского календаря

[5] Лк. 20, 19-20. - Евангелие от Луки. Глава 20. Стихи 19, 20.

[6] 1 Кор. 15, 14. - Библия. Первое послание апостола Павла к коринфянам. Глава 15. Стих 14.

[7] Ин. 12, 12-13. - Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стихи 12-13.

[8] http://ru.wikipedia.org/wiki/Изборник_Святослава.

[9] Рим. 16, 16. - Библия. Послание апостола Павла к римлянам. Глава 16. Стих 16.

[10] Это и следующие свидетельства смотри - http://ru.wikipedia.org/wiki/Благодатный_огонь


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!