Великий пост – преддверие христианской Пасхи



В Русской Православной Церкви праздник Пасхи предваряет пост, который продолжается семь недель и называется «Великим», как по  продолжительности, так и по событиям, которые в это время вспоминают христиане. В дни Великого поста верующие стараются чаще посещать церковь, исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовых. Как солдат, который стоит на посту и должен быть всегда готов отразить нападение противника, христиане в дни Великого поста также ограничивают себя в мясной и молочной пище, реже посещают концерты, спектакли, кинопремьеры и другие мероприятия, особенно, развлекательного характера, что важно учитывать в планировании социально-культурной деятельности.

Великий пост предваряют три приготовительных недели, последняя из которых называется «Масленицей». В течение нее христиане уже не вкушают мясной пищи, но запрета на молоко, блины и сметану еще не существует. Все ходят в гости к родным, друзьям и близким. Угощают их блинами с маслом и сметаной. Просят простить их за все грехи, ошибки, недобрые дела и даже мысли, чтобы вступить в пост, примирившись с ближними. Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем, когда в храмах совершается особый Чин прощения.

Каждая из недель (по церковному – «седмиц») Великого поста наполнена глубоким смыслом и посвящена каким-либо событиям или святым. В первые четыре дня поста, вечером, в храмах читается особый «Покаянный канон» святого Андрея Критского. За этим богослужением, наполненном глубокими размышлениями о судьбе человека, стараются присутствовать все прихожане. Первое воскресенье поста называется Торжеством Православия и празднуется в память того, как в VIII веке в Византии царица Феодора восстановила почитание христианами святых икон. Второе воскресенье посвящено памяти святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке в греческом городе Солоники (Фессалоники) и учившего людей «умной», безмолвной молитве. Третье воскресенье называется «Крестопоклонным», так как в этот день на середину храма выносится крест, и все верующие поклоняются ему. В четвертое воскресенье христиане вспоминают преподобного Иоанна Лестичника, а в пятое – преподобную Марию Египетскую, жизнь и покаяние которых является примером для верующих.

Шестое воскресенье – Вербное. По древнему иудейскому преданию, Мессия – Царь Израилев должен был явиться в Иерусалиме в праздник Песах. За неделю до этого Христос чудесно воскресил из мертвых Лазаря, брата Марфы и Марии, которые жили в Вифании, пригороде Иерусалима. Вскоре об этом чуде стало известно всем жителям города. Зная об этом, народ торжественно встретил Иисуса, въехавшего в Иерусалим на ослике, как грядущего Царя. Евангелист Иоанн пишет: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»[7].

В память об этом событии православные христиане за неделю до Пасхи, в праздник Вход Господня в Иерусалим, приходят в храмы с веточками вербы, отчего этот праздник также получил название «Вербного воскресенья». Эта традиция очень древняя – первое упоминание об использовании славянами веточек вербы вместо пальмовых ветвей мы находим в «Изборнике Святослава» - третей по древности русской рукописи, созданной в 1073 г.[8] Набухшие почки верб символизируют чудо воскресения, возрождения жизни после долгой и холодной зимы, а также те добрые мысли и поступки, которые окрепли в душе христианина в дни Великого поста.

Страстная седмица – время наиболее строгого поста

Великий пост заканчивается Страстной седмицей, которая формально не входит в сорокодневный пост, а приглагается к нему, как особое время в жизни Церкви. Во время Страстной седмицы верующие вспоминают события, непосредственно предшествовавшие Воскресению Христову. Все они являются важной частью празднования христианской Пасхи, связаны с обрядами и ритуалами, которые глубоко укоренились не только в церковной, но также культурной, социальной и бытовой жизни людей. Расскажем о них подробнее.

Все дни Страстной седмицы называются «великими».

В Великий четверг христиане вспоминают, как во время Тайной вечери в Иерусалиме Христос установил Таинство Евхаристии. В этот день все христиане стремятся, как ученики Христовы, также стремятся причаститься Его Тела и Крови. Вечером в Великий четверг верующие вспоминают предательство Христа Иудой, неправедный суд Пилата и Распятие Спасителя. В храмах совершается «Служба 12 Евангелий», во время которой читаются двенадцать евангельских отрывков, описывающих эти скорбные события. По традиции, к этому дню христиане завершают приборку и все домашние дела и присутствуют на богослужении с зажженными свечами, которые, в специальных сосудах, стараются принести горящими домой. Это называется «огнем Великого четверга», к которому относятся с особым благоговением. Ранее существовала традиция ограждать этим огнем жилища и бытовые постройки крестьян, для чего верующие, проведя пламенем по дверному косяку, оконной раме или срубу, рисовали на нем крест. Сейчас эту традицию еще также можно встретить, особенно, на селе.

Великая пятница целиком посвящена воспоминанию Страстей Христовых. Это день скорби и покоя. Божественная литургия в этот день не совершается, вместо нее в храме читаются особые «Царские часы», названные так, потому что в древности на этой службе присутствовали Византийские императоры и русские князья. За богослужением вспоминается, как накануне иудейской Пасхи прокуратор Понтий Пилат хотел воспользоваться существовавшей у иудеев традицией отпускать одного узников, приговоренных к смерти. Он надеялся, что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ потребовал отпустить разбойника и убийцу Варавву.

В читаемых за Царскими часами молитвах подчеркивается, что Христос был принесен в жертву за грехи мира. Как не были переломлены кости жертвенного ягненка во время еврейской Пасхи, также воины не перебили голени распятому Христу. Когда Христос умер на кресте, его тайные ученики Иосиф из города Аримафеи и Никодим испросили у Понтия Пилата тело Иисуса, обвили его пропитанной благовониями плащаницей и положили во гроб. В последнем чтении вспоминается, как еврейские первосвященники, вспомнив слова Христос о воскресении, обратились к Пилату с просьбой поставить у гроба Спасителя стражу на три дня, чтобы ученики Иисуса не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых. По традиции в Великую пятницу христиане стараются воздержаться от повседневных дел. Это также желательно учитывать в социально-культурной деятельности, не планируя на этот день развлекательных мероприятий – праздников, концертов, презентаций или свадеб с шумными застольями, что может быть негативно воспринято верующими.

Предваряющая Пасху суббота также называется Великой и является преддверием праздника – священнослужители в этот день переоблачаются в белые, торжественные одежды, в храмах повсеместно освящаются куличи, пасхи и другие яства, приготовленные к праздничному пасхальному столу. Пост окончен. Все живут ожиданием праздника.

Пасхальное богослужение

К полуночи прихожане спешат в храмы, чтобы принять участие в пасхальном крестном ходе и радостном ночном богослужении. Этот крестный ход совершается вокруг храма в воспоминание о том, как рано утром, в первый день после еврейской субботы (который у христиан получил название воскресенья) ко Гробу Спасителя шли женщины и несли с собой особое благовонное масло – «миро», чтобы помазать им тело умершего Христа. Придя ко Гробу, они обнаружили, что Ангел отвалил камень, которым был закрыт вход в пещеру, выставленная римлянами стража в ужасе бежала, а сам Гроб пуст. Внезапно перед женщинами предстал Ангел и сказал, что Христос воскрес из мертвых и будет ожидать их в Галилее, к северу от Иерусалима. Женщины поспешили сообщить эту радостную весть апостолам.

В полночь пасхальный крестный ход подходит к закрытым дверям храма, который в этот момент символизирует собой запечатанный Гроб Спасителя. Здесь священники начинают богослужение, затем громко восклицают «Христос воскресе!», отверзают двери и входят в храм. За ними – все верующие. Празднично звонят колокола. Многократно звучат пасхальные приветствия, на которые люди отвечают: «Воистину воскресе!».

Совершается богослужение, во время которого священнослужители, певчие и прихожане, не умолкая, славят воскресшего Христа. В определенный момент службы все молящиеся в храме «христосуются» - троекратно поздравляют, обнимают и лобызают друг друга, выражая тем самым братскую любовь ко всем братьям и сестрам по вере. Этот обычай соблюдается последующие сорок дней – до «отдания» праздника Пасхи и идёт со времен апостолов, которые писали: «Приветствуйте друг друга с целованием святым»[9]. Громко и радостно звучат пасхальные стихиры: «Пасха, Христова Пасха нам воссияла. Радостию друг друга обымем! Рцем, братие, и ненавидящих нас простим всех воскресением. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Праздник Пасхи настолько велик, что, согласно Уставу Русской Православной Церкви, все следующие семь дней до Фомина воскресенья богослужения совершаются по тому же самому чину, что и в Пасхальную ночь – совершаются крестные ходы вокруг храмов, звучат пасхальные стихиры и песнопения. Вся эта неделя («Светлая седмица») считается одним большим воскресным днем. Это прекрасное время для различных праздничных пасхальных мероприятий, как для взрослых, так и для детей. Однако, при перспективном планировании подобных мероприятий (например, в начале календарного года) необходимо учитывать главную особенность – праздник Пасхи является «переходящим».

О времени празднования Пасхи

Христианская Пасха не имеет фиксированной даты, и время ее празднования зависит сразу от нескольких факторов. Можно ли рассчитать дату Пасхи самостоятельно? Можно, но для этого придется вспомнить школьные уроки математики и принять во внимание все правила расчета. Главное из них, общее для православной и католической Церквей – Пасха должна отмечаться в первое воскресение после весеннего полнолуния – дня первого полнолуния после весеннего равноденствия 23 марта. Этот день найти несложно, а вот чтобы высчитать день полнолуния, надо произвести ряд математических вычислений.

Сначала надо найти остаток от деления выбранного года на 19 и прибавить к нему единицу (2013 / 19 = 105 и в остатке 18; 18 +1 = 19). Теперь это число умножаем на 11 и делим на 30, остаток от деления будет основанием луны (19 х 11 = 209; 209 / 30 = 6 и в остатке 29). Теперь вычисляем дату новолуния, для этого из 30 вычитаем основание луны (30 – 29 = 1). Последним действием находим дату полнолуния – к дате новолуния прибавляем 14 (1 + 14 = 15 апреля, воскресенье). Но и это еще не все. Если полнолуние выпадает на дату ранее весеннего равноденствия, то Пасхальным полнолунием считается следующее. Если же пасхальное полнолуние попадает на воскресенье (как в наших расчетах), то Пасху будут праздновать в следующее воскресенье. Поэтому в 2013 году Пасха будет отмечаться 5 мая (22 апреля по старому стилю).

Самый простой способ узнать, когда в том или ином году будет отмечаться Пасха – заглянуть в «Пасхалию», которая содержится в православном церковном календаре. Диапазон дат Пасхи составляет более месяца. Исходя из всех церковных правил, дата Пасхи не может быть раньше 22 марта (4 апреля) и позже 25 апреля (8 мая), по старому стилю, да еще день Пасхи обязательно должен быть после 14 числа месяца нисана – это по еврейскому календарю. Интересно, что, начиная с 414 года, самая ранняя Пасха отмечалась 22 марта (4 апреля) всего тринадцать раз – в 509, 604, 851, 946, 1041, 1136, 1383, 1478, 1573, 1668, 1915 и 2010 году.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всего христианского мира обсуждался на созванном в 325 году соборе епископов в г. Никее (пригороде Константинополя, столицы Византии), впоследствии названным Первым Вселенским Собором. Как сообщает историк епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время, потому что «худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты». Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви стало основанием для церковного Устава.

Тогда же днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния, как это соблюдается и поныне, спустя почти 17 веков после Никейского Собора. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы вечные пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющий определить дату Пасхи в любом году. В ее основы был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия взято 21 марта. Только в VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

В XVI веке католическая и православные Церкви вновь разошлись в дате празднования праздника Пасхи. Это произошло в 1582 году, когда Римский епископ (папа) Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Григорий послал послов в г. Константинополь к патриарху Иеремии с предложением принять новый календарь и новую Пасхалию. Патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором они предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь. В частности, в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема».

В результате перехода к другим астрономическим датам католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц. Это расхождение в определении даты Пасхи между разными церквями также желательно учитывать при планировании пасхальных мероприятий, если в них участвуют последователи различных религиозных конфессий.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!