Происхождение названия «Пасха»



План

1. Введение

2. Происхождение названия «Пасха»

3. История христианской Пасхи

4. Великий пост – как преддверие христианской Пасхи

5. Страстная седмица – время особого поста

6. Пасхальное богослужение

7. О времени празднования Пасхи

8. Благодатный огонь от Гроба Господня

9. Пасхальные традиции и символы:

- пасхальные ручьи,

- пасхальные огни и костры,

- освящение яиц,

- народные гуляния,

- артос, куличи и паски,

- пасхальный агнец,

- колокольный звон.

10. Праздник Пасхи в светской культуре:

- произведения русских писателей и поэтов,

- «Страсти» И.С.Баха,

- пасхальные яйца ювелирного дома К.Фаберже,

- пасхальные открытки.

11. Заключение.

12. Список литературы

Введение.

Пасха или Светлое Христово Воскресение – главный праздник христиан, число которых во всем мире сегодня превышает 2,1 миллиарда человек[1]. Каждый третий житель Земли – христианин. Христианские общины существуют во всех странах мира, и везде христиане отмечают праздник Пасхи, который сопровождается особыми богослужениями, культурными событиями и традициями, уходящими вглубь веков.

Подчеркивая выдающееся значение Воскресения Христова, Православная Церковь называет Пасху «праздником праздников», «торжеством из торжеств». Выдающиеся богословы так писали о ней.

Святитель Григорий Богослов: «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. Ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир».

Святитель Григорий Нисский: «Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок».

Святитель Лев Великий: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. … Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, «никто не может служить двум господам» (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

Преподобный Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни. Что же, — спросит кто-нибудь, — не нужно радоваться Пасхе? — Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше — но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Святитель Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя… „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1 Кор. 15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, — „первенец из умерших“ (1 Кор. 15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь». Эти слова читаются на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.

Происхождение названия «Пасха»

Название «Пасха» происходит от еврейского слова «пе́сах», которое переводится с иврита как «прохождение мимо» или «миновал, обошёл»[2]. Еврейский Песах празднуется в память о массовом Исходе (выходе) евреев из Египта под предводительством пророка Моисея, который произошел в XV веке до Рождества Христова. Согласно Библии евреи пребывали в египетском плену 400 лет и страдали от жестокого отношения к ним. Когда евреи решили покинуть Египет, фараон решил удержать их любой ценой. Сердце фараона не смягчилось даже после того, как Бог через Моисея предупредил о том, что из-за упорства фараона «умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота»[3]. Фараон был непреклонен. Тогда Бог повелел евреям заколоть ягнят и кровью их пометить косяки домов. В ночь на 14 нисана[4] Бог «прошёл мимо» домов евреев и поразил первенцев в остальных домах, в том числе во дворце фараона. В скорби фараон разрешил евреям покинуть Египет, после чего они, после долгих скитаний, поселились в земле, указанной Богом. В память об этих событиях евреи в вечер накануне Песаха, называемый «седер»,  в семейной кругу съедают «мацу» - пресные лепешки из незаквашенного, лишенного влаги теста, которые по-русски называются «опресноками».  

История христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена Воскресению Иисуса Христа и символически связана с Исходом евреев из Египта. Об этом напоминают библейские тексты, которые читаются за христианским пасхальным богослужением, и в которых жертва пасхального ягненка рассматривается как прообраз добровольного самопожертвования Христа во Спасение мира. Из Евангелия известно, что Христос также отмечал Песах с учениками – этот пасхальный вечер («седер») получил у христиан название «Тайной вечери». Во время нее Христос, уподобив Себя пасхальному агнцу, а вино – Своей крови, установил для верующих Новый завет: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»[5].

Так было установлено Таинство святого Причащения, о котором Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Поэтому христиане стремятся регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Особенно, за ночным Пасхальным богослужением, которое первоначально отмечалось не раз в году, а еженедельно – каждая пятница, в воспоминание о распятии и страданиях Христа, была днём поста и скорби, а третий день после нее, в который Христос воскрес из мертвых, являлся днём радости и потому был назван воскресеньем. Об этом напоминает тот факт, что и сегодня седьмой день недели христиане называют «воскресеньем» и считают его «малой Пасхой».

Уже первые христиане отмечали Пасху, как свой главный праздник, о котором, живший в I веке апостол Павел писал, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»[6]. Очень скоро – во II веке праздник христианской Пасхи приобрел характер ежегодного во всех Церквях. Об этом мы можем узнать из сочинений ранних христианских писателей – святителей Иринея Лионского, Климента Александрийского, Ипполита Римского и других. Они возглавляли христианские общины в разных городах и описали, как верующие в те далекие времена становления Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви отмечали ее главное торжество. Порой, несмотря на опасность быть схваченными, как преследовавшими христиан римскими властями, так и иудеями, не признавшими Воскресения Христова.   

Из этих сочинений мы узнаем, что уже в то время праздник делился на две части – «Пасху крестную», во время которой особым постом отмечались страдания и смерть Христа, и «Пасху воскресную», когда широко и радостно отмечалось Воскресение Христово. Так уже в те далекие времена возникла традиция предварять праздник Пасхи постом – временем особого воздержания и молитвы. Она сохранилась до наших дней.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!