Благодатный огонь от Гроба Господня



Одним из важных аргументов в вычислении даты Пасхи православные христиане считают чудо схождения Благодатного огня, которое происходит в Храме Гроба Господня в г.Иерусалиме в день Великой субботы, отмечаемой по юлианскому календарю, которого придерживаются православные Церкви.

В случае успешного прибытия огня из Иерусалима, в ночь Пасхи священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года. О нем следует рассказать подробнее.

Благодатным огнем или Святым Светом называется огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, которое совершается один раз в году - в Великую субботу, накануне православной Пасхи в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос этого Огня символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа.

Есть многочисленные свидетельства о том, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Первые письменные свидетельства очевидцев об этом относятся к IX веку. Самое раннее из дошедших до нас описаний оставил, по-видимому, паломник Бернард Монах, который посетил Иерусалим в 867 году и записал: «В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, после пения: «Кирие, элейсон» (по-гречески – «Господи, помилуй!») Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме»[10].

Другое свидетельство принадлежит Капподокийскому митрополиту Арефе, который в X веке писал Дамасскому эмиру: «Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают: «Господи помилуй!». Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

Первым из русских паломников момент схождения Благодатного огня в начале XII века описал игумен Даниил: «И когда минул девятый час, и начали петь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом – вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого».

Одно из наиболее пространных и подробных свидетельств оставил известный русский государственный деятель, путешественник и писатель Авраам Сергеевич Норов (1795-1869), которому во время посещения Палестины в 1835 году довелось в момент схождения Благодатного огня находится внутри Кувуклии – пещеры Гроба Господня:

«В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников. За нами затворились двери. Неугасающие лампады над Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, — и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей».

Из близких нашему времени свидетельств хочется привести воспоминаний архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, который в 1968 году, будучи секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, видел, как сходит Благодатный огонь. Он писал: «Когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнём, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в Кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жёг, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи… Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнём».

Каждый посетитель Храма Гроба Господня в Иерусалиме может видеть мраморную колонну, рассечённую необычной трещиной. Эта колонна — средняя из трех колонн на левой стороне портала главного входа храма. Сама трещина чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7-8 см в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещине записки. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины.

Древнейшее из армянских преданий, письменно зафиксировано не позже 1635 года в «Путевых заметках» Симона Лехаци: «Сказали, что когда-то остались нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными света. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем».

Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 года. В это время Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608). Предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского «паши» позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем, и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула, и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они находились до конца XIX века, источая благоухание».

Однако католическая церковь не признаёт чудесную природу Благодатного огня. В 1238 году папа Римский Григорий IX официально выступил против толкования обряда Благодатного огня как чудотворного. Несмотря на это представления о чудотворном происхождении Благодатного огня являются общими для православных христиан, живущих в разных странах и принадлежащих к различным церквам. Что касается происходящих в Великую Субботу чудесных явлений: самовозгорания свечей, вспышек, молний и других, то об этих явлениях свидетельствуют многочисленные паломники, находившиеся внутри храма Гроба Господня.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!