Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи, а так же об особенностях развития медицины в каждый из этих периодов



Знать: точные временные отрезки изучаемого периода данной темы.

Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Иметь представление о великих открытиях и выдающихся врачевателях этой эпохи.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия
1. Исходный контроль знаний (тесты)
2. Устный опрос студентов с коррекцией знаний
3.  Самостоятельная работа студентов
4.  Чтение докладов по теме
5. Обсуждение темы докладчика
6. Подведение итогов, задание на дом.

Основные понятия и положения темы

Врачевание и медицина в Древней Греции (III тыс. до н.э. — I в. н.э.)

Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периоди­зация и хронология. Источники информации о врачевании и медицине.

Крито-ахейский период (III—II тыс. до н.э.). Санитарно-технические соо­ружения дворцов на о. Крит (с конца III тыс. до н.э.).

Предполисный период (XI—IX вв. до н.э.). Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» о врачевании времен Троянской войны (1240—1230 гг. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания.

Полисный период (VIII—VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачева­нии; боги — покровители врачевания. Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачева­ние. Лечебницы (ятрейи).

Классический период (V—IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) древнегреческой материалистической философии; ее влияние на развитие вра­чевания. Демокрит (460—371 гг. до н.э.). Учение о четырех соках организма. Врачебные школы: кротонская, книдская, косская. Их выдающиеся врачеватели. Академия Платона (428—347 гг. до н.э.). Появление «свободных ис­кусств» в образовании.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460—370 гг. до н.э.).

«Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древнегрече­ского врачевания. История создания (III в. до н.э., Александрия Египетская). Содержание основных работ сборника. «Гиппократов сборник» о врачебной этике. «Клятва».

Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. — 30 г. до н.э.). Эллинистическая культура. Аристотель (384—322 гг. до н.э.); его влияние на развитие медицины. Медицина в Царстве Птолемеев. Александрийский мусейон. Александрийское хранилище рукописей. Развитие описательной анатомии и хирургии: Герофил (ок. 335—280 гг. до н.э.) и Эразистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.).

ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История

Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим.

Периодизация истории и врачевания.

История Древней Греции насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют 5 основных периодов: 1) крито-ахейский, или эгейский (конец III — конец II тыс. до н.э.), 2) предполисный (XI—IX вв. до н.э.), 3) полисный (VIII—VI вв. до н.э.), 4) классический (V—IV вв. до н.э.), 5) эллинистический (30-е гг. IV в. до н.э. — 30 г. до н.э.). Их характеристика приведена в соответствующих разделах. В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличитель­ные черты.

Источники по истории и врачеванию — письменные памятники («Илиа­да» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии.

Мифология и врачевание

Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бас­сейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивыс­шего расцвета ко II тыс. до н.э.

Боги в Древней Элладе мыслились антропоморфными:их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в Древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем, — театральные представления, гимнастические праз­днества и олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) первоначально были предназна­чены для прославления богов и являлись религиозными церемониями..

Культ бога-целителя Асклепия появился в Элладе в VII в. до н.э. Прооб­разом этого мифологического героя был реально существовавший легендар­ный врачеватель времен Троянской войны (1240—1230 гг. до н.э.) — царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях-военачальниках и искус­ных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречает­ся в «Илиаде».

 Древнее название Греции - Эллада (греч. Hellas, Hellados). Самоназвание народа Эллады — эллины. Согласно «Илиаде» Гомера, так называли себя жители южной части Фессалии (северные древнегреческие территории). Впоследствии это назва­ние распространилось на всех греков.

 Впоследствии Асклепий, прославившийся своим врачебным искусством, был признан полубогом и сыном Аполлона — целителя богов, а к VI в. до н.э. — богом врачевания (в Афинах — в 420 г. до н.э.). Иными словами, Асклепия стали считать богом только после Гомера.

В греческой мифологии Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался также как врачеватель богов и покрови­тель врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сече­нием, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного мла­денца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев Аида — бога подземного мира и царства мертвых.

По преданию, бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, прави­теля о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний Древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (т.е. потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н.э.) и считавший себя семнадцатым потомком Асклепия. Наиболее почитаемыми детьми бога Асклепия были: Гигиея — богиня здоровья (греч. Hygieia, лат. Hygia — здоровье), всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарствен­ного врачевания (от греч. Panacea — средство от всех болезней). Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирий, прославившийся вра­чеванием внутренних болезней. Согласно легенде, все они обучались искусст­ву врачевания у своего отца.

Среди богов олимпийского пантеона (по преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию, сохранению здоро­вья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, счита­лась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец Апол­лона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась также как по­кровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о со­гласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос оли­цетворял сон; ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно про­исхождение слова «гипноз», от греч. Hypnos — сон). Греческая мифология глу­боко проникла не только в древнегреческое искусство и литературу, — и по сей день она остается источником вдохновения. Без знания мифологии трудно пони­мать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки приемов народного врачевания.

В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия (в древнем Риме — Эскулап) и его дочери Гигиен (в древнем Риме — Салус, or лат. Salus — здоровье) была змея, которая почиталась в древности как символ мудро­сти, обновления и могущества сил природы. Асклепий изображался с посохом (т.е. палкой для ходьбы), обвитым змеей, а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и поила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, и чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).

Змеи входили также в символику бога Гермеса (греч. Hermes), который олицетворял прибыль, обмен и торговлю, был покровителем странников и куп­цов. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых (Гермес — проводник душ, греч. Hermes-Psychopompos). В его руке всегда был кадуцей (лат. caduceus) — жезл, обвитый двумя змея­ми, смотрящими друг на друга (что весьма напоминает эмблему вавилонского бога Нингишзиды). Кадуцей Гермеса считался магическим и служил ему средством усыпления, поэтому Гермес почитался также как бог сновидений. Позднее кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой медицины.

Самым обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!