В: Что такое Джняна-саттва и Самая-саттва?



О: В высшем классе тантры на стадии порождения, когда мы занимаемся визуализацией, Самая-саттвами называют образы существ, которых мы визуализируем, стараясь установить с ними «тесную связь». Джняна-саттвы — это так называемые существа глубокого осознавания. В определенный момент визуализации мы представляем, как эти существа входят в нас и растворяются. Как вы помните, говоря о Калачакре, я упоминал о «дыханиях глубокого осознавания», с помощью которых мы растворяем тонкие энергии в центральном канале тела. Переживания при визуализации того, как эти существа входят и растворяются в нас, служат причиной будущей практики растворения ветров в центральном канале. Любая практика на стадии порождения является причиной чего-то, что будет сделано впоследствии, на стадии завершения. Это относится и к нашей сегодняшней практике дыхания. Почему во время практики мы сначала выдыхаем, а потом вдыхаем? Это создаст причину нашей будущей способности при вдыхании растворять в себе ветры.

В: Что такое коренной учитель?

О: Коренной учитель — это не обязательно первый учитель. И не обязательно главный учитель, у которого мы занимались. Скорее, это тот учитель, встреча с которым послужила корнем нашего дальнейшего роста и продвижения по духовному пути, тот, кто в наибольшей мере вовлек нас на путь Дхармы и осуществляет общее руководство нашей практикой. Для многих людей это Его Святейшество Далай-лама, Его Святейшество Кармапа и т. п., поскольку вовсе не обязательно, чтобы с этими людьми у нас состоялся какой-то тесный контакт, важно, чтобы этот контакт был наиболее вдохновляющим.

В: Какова разница между понятиями «йидам» и «Будда Самбхогакая?»

О: Иидамы — это формы Будды, созерцание которых мы практикуем с целью достичь состояния Будды. Йидам — это образ Будды, причем как в форме Нирманакая, так и в форме Самбхогакая. Слово «кая», которое обычно переводят как «тело», на самом деле означает «корпус» или «собрание», в том смысле, в каком говорят «корпус литературных текстов», «корпус знаний» и т. д., «кая» — это собрание большого числа каких-то единиц, а не просто что-то одно, поскольку Будда может проявляться в бесконечном множестве форм.

«Самбхога» означает «полное использование» (имеется в виду возможность полного использования махаяны), а «Самбхогакая» — тело, которое может быть увидено только Арья бодхисаттвами, т. е. бодхисаттвами, имеющими непосредственное восприятие пустотности.

Нирманакая — это так называемый «корпус эманаций» Самбхогакаи, который может быть увиден обычными существами, имеющими к этому предрасположенность. Кроме того, в некоторых системах высшего класса тантр Самбхогакая определяется как речь Будды, в Нирманакая — как тело Будды. Йидамы имеют оба аспекта.

В: Как различаются понятия «дэкона-ньид» и «тонгпа-ньид»?

О: В сущности, это одно и то же. Оба они относятся к понятию «пустотности», т. е. отсутствия измышленных форм существования.

В: Существуют ли в Тибете «цамы» и каковы каноны этого явления?

О: Чам (в монгольском произношении — «цам») — это род танца. В Тантре есть ряд ритуалов, совершаемых в форме, подобной танцу. Иногда, танцуя во время подношений, монахи облачаются в одеяния «божеств подношения». Иногда они одеваются в костюмы определенных фигур какой-либо мандалы и танцуют, совершая при этом садхану, т. е. определенного рода визуализации. Это практикуется сегодня среди беженцев-тибетцев в Индии. Имеются также различные тексты, где объясняется, как это делать.

В: Существует ли в настоящее время всемирное общество Махабодхи? Каковы его цели?

О: Это общество, насколько я помню, основано монахами Шри Ланки. Одной из главных его задач было восстановление мест паломничества в Индии. Теперь в Индии в каждом из таких мест можно встретить действующие храмы, построенные этим обществом. Обслуживают их, как правило, монахи традиции Тхеравады со Шри Ланки. У них имеется своя программа обучения, но я никогда не был на Шри Ланке и не знаю, как там сейчас обстоят Дела.

В: Допускается ли учением возможность духовной помощи со стороны неперсонализированного Учителя, которого ученик в этом своем воплощении не отождествляет с каким-либо известным ему человеком, но в прошлом воплощении был с ним духовно связан?

О: Существует мнение, будто бы можно получить помощь от тибетских мастеров, сидящих где-то в пещерах в Гималаях. Лично я ни о чем таком никогда не слышал. Конечно, есть учителя разного уровня. Иногда говорится о внутреннем Учителе, под которым имеется в виду тончайший уровень сознания и энергии, то, что называется Ясным Светом, который действительно направляет нас, как Учитель, к тому, к чему мы стремимся, т. е. к просветлению. В глубочайшем смысле это и есть Учитель. Но это вовсе не то же самое, что представление о каких-то мистических учителях, посылающих учение одному, другому, третьему. Не следует думать, что мысли, приходящие к нам в голову, посылаются каким-то учителем, внешним или внутренним.

На глубочайшем уровне внутренний Учитель — это то, что указывает нам направление. Работая с внешним учителем, мы не должны создавать культ его личности, поскольку на глубочайшем уровне он тоже является манифестацией уровня Ясного Света, который часто называют «природой Будды».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1800; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!