В: В чем различие терминов «шейраб» и «ешей»



О: «Шейраб» я перевожу как «различающее осознавание», то есть различение между тем, что положительно, и тем, что отрицательно. На более глубоком уровне — это различение между реальностью и вымыслом, то есть понимание пустотности, отсутствия измышленных способов существования, о чем я буду подробнее говорить завтра.

Понятие «пустотность» имеет в виду тот факт, что вещи существуют не так, как мы это воображаем. Имеются глубочайшие факты существования, иногда именуемые в переводах «полной» или «абсолютной истиной», однако такой перевод дезориентирует. Не существует под небом вещи, которую можно назвать Абсолютом. Таким образом, речь здесь идет о глубочайшем уровне реальности.

Что же касается термина «ешей», то его я перевожу как «глубокое осознавание». Смысл этого термина состоит в том, что возможно постижение фактов сразу на двух уровнях. То есть не только постижение глубочайшего уровня фактичности (т. е. видение того, что вещи не существуют измышленным образом), но и видение их условной обыденной реальности — реальности возникновения, условий существования, следствий и т. д. «Ешей», таким образом, это постижение также и видимости, а не только того, что вещи не существуют измышленным способом. Таковы общие замечания. Технические подробности будут, наверное, не так интересны.

В: Посещал ли Его Святейшество Далай-лама нашу страну и собирается ли посетить ее в будущем?

О: Его Святейшество Далай-лама посещал Советский Союз три раза (к концу 1992 года уже семь раз — примечание ред.).

Когда обстоятельства сложатся благоприятно, в частности, будет получено соответствующее приглашение и гарантии, я уверен, что он приедет еще.

В: Не могли бы Вы сделать количественную оценку затрат времени на практику медитации, достаточных для достижения состояния просветления?

О: Говорить о продолжительности медитаций, требующейся для достижения состояния будды трудно, в разных системах это трактуется по-разному. Кроме того, для просветления нужна не только медитация, но еще и действия на благо других, чтобы создать то, что называется «двумя накоплениями». Это, во-первых, накопление положительных потенций, (что обычно переводят как «заслуги»), возникающих от того, что мы помогаем другим, и, во-вторых, накопление «глубокого осознавания», что обычно переводят как «глубокое прозрение». Это накопление происходит от все большего и большего постижения реальности. Для достижения этой цели по методу сутры требуется три так называемых «бессчетных эпохи». Бессчетное — это самое большее число, т. е. 1 х 10. В общем очень много.

Следуя путем трех низших классов тантры, это возможно сделать в течение одной жизни. Однако речь здесь идет о весьма и весьма продленном времени жизни. Считается, что занимаясь такими методами тантры, можно существенно увеличить продолжительность жизни. Следуя пути высшей тантры, просветления можно достичь в течение одной обычной жизни. Минимальный срок здесь —это три года и три -фазы Луны. Иногда об этом говорят, как о трех годах и трех месяцах, но, на самом деле, в виду имеется три года и три фазы Луны.

Нужно понимать, что рассчитывать получить просветление путем простого трехлетнего уединения абсурдно. (По поводу этих уединений я позже поговорю отдельно, так как это интересует многих.). Определение же «три года и три фазы Луны» исходит из учения Калачакры.

Согласно Калачакре, обычно мы делаем одно дыхание за 4 секунды, и, соответственно 21600 дыханий в течение дня. Это число подразделяется на 12 периодов по 1800 дыханий. Па протяжении каждого из этих периодов дыхание идет то через одну ноздрю, то через другую. Когда дыхание переключается с одной ноздри на другую, какая-то его часть попадает в центральный канал. Это случается 675 раз в день и называется «дыханием глубокого осознавания». Данное представление свойственно только Калачакре. В других тантрических системах считается, что дыхание в центральный канал, как правило, не попадает.

Цель высшего класса Тантр — заставить все дыхания войти в центральный канал чтобы растворить их и достичь тем самым тончайших уровней сознания. Это необходимо для того, чтобы предельно быстро узреть реальность и пустоту, уничтожить наши проблемы и недостатки и стать максимально полезным для других.

Если принять, что срок идеальной человеческой жизни — сто лет, и что каждый день происходит 675 дыханий глубокого осознавания, то умножив последнее число на количество дней столетней жизни, (считая в соответствии с лунным календарем, что в году 360 дней), и разделив полученный результат на 21600 дыханий в день, мы узнаем, сколько дней сплошного «дыхания глубокого осознавания» могло бы быть в нашей столетней жизни. Получится три года и сорок пять дней, т. е. 3 года и 3 фазы Луны. Вот откуда появилось это число. Это количество времени, необходимого для того, чтобы загнать в центральный канал все дыхания в процессе, о котором я только что говорил.

Таким образом, теоретически возможно достичь просветления в течение одной жизни, — хотя это крайне трудно. Еще раз напоминаю, что нужно развить в себе все типы потенций, чтобы стать человеком, который «проходит все сразу». А случается такое крайне редко.

Иногда мы слышим о внезапном, мгновенном просветлении. Конечно, есть кульминационный момент, когда исчезают последние загрязнения. Но это не значит, что такой момент наступает без всяких причин. Поэтому Его Святейшество Далай-лама говорит, что можно почерпнуть большое вдохновение, глядя на то, как Будда обрел просветление по методу сутр.

Если полагаться на метод достижения просветления за три года, то сначала появится надежда, а потом наступит разочарование. Если же рассчитывать на три бессчетные эпохи, и работать без всяких надежд, то практика идет достаточно стабильно. Такая установка придает гораздо больше мужества, чтобы продолжать работать на благо других.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!