Теории массовых коммуникаций



Функциональный подход к пониманию сущности массовых коммуникаций. Массовые коммуникации и власть. Массовые коммуникации и общество.

Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы - иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации..

Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:

1) функция политического контроля,

2) функция опосредованного духовного контроля,

3) культурологическая функция. Особое место занимает теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации.

В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй - идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.

 

Теория массового обществаописывает и объясняет как патологию общества социальные и личностные отношения с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, рассматривает взаимодействие различных социальных институтов, в результате чего СМИ оказываются интегрированными в них и тем самым оказывают большое влияние на политические решения, принимаемые органами власти. Эта теория особо выделяет роль СМИ в формировании общественного мнения.

На первой ступени анализа рассматриваются политические особенности коммуникативных систем, на второй – их функциональные проявления в зависимости от типологии политических условий, на третьей — результаты использования тех или иных форм, структур, информационных процессов. Блумер Герберт (1900, Сент-Луис, США) характеризовал массу как спонтанно возникающую коллективную группировку. Это усилило концептуализацию определений массовой коммуникации и дало методологическую предпосылку теоретических ориентация в исследованиях массовой аудитории.

После второй ми­ровой войны Миллс, Фромм, Рисман критикуют экономическое, политическое и социальное отчуждение, конформизм массового человека, распространение стандартизированной культуры.

К теориям, основанным на доминировании материально-эко­номического фактора кроме теории массового общества можно от­нести и варианты теории, основывающиеся на классическом по­нимании роли средств массовой информации. «Массовой» назы­вают социальную структуру, в которой человек нивелируется, ста­новясь безликим элементом. В социально-экономической сфере массовое общество связывается с индустриализацией и урбаниза­цией, стандартизацией производства и массовым потреблением, в сфере коммуникации — с широким распространением различ­ных средств массовой коммуникации.

Рисмен рассматривает три типа характера, соответствующих аналогичным типам общественного устройства. Первый — «тра­диционно-ориентированный, конформный. Второй «изнутри ориентированный», формируемый в индустриальном обществе, характеризуемом неразвитостью массовых коммуникаций, где ос­лабляются традиция, внутригрупповая коммуникация, контроль со стороны первичных групп. Фромм разработал учение о соци­альных характерах как форме связей между психикой индивида и социальной структуре общества. Миллс подверг критике искусст­венный язык Парсонса.

 

Критическая теория представляет собой разновидность неомарксистского (в большей части немарксистского) подхода к анализу социальных процессов в обществе. Эта теория возникла в Франкфуртской школе раннего периода (1930-е годы) в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (М. Хоркхаймер, Г.Маркузе и Т.Адорно). Она отрицала идею К.Маркса о революционных возможностях рабочего класса в преобразовании общества. Рассматривая манипулятивные функции СМИ, в то же время признавали их ведущую роль в идеологизации экономического базиса в интересах господствующего класса.

Теория «информационного общества». Термин «информационное общество» применяется для обозначения особого вида общественной формации поздних разновидностей постиндустриального общества, нового этапа развития человеческой цивилизации. Наиболее яркие представители – Франция: А.Турен, П. Серван-Шрайбер, М.Понятовский; Германия: Н Луман, М. Хоркхаймер; США: Д.Белл, М. Мак-Люэн; Япония: Д.Масунда и мн.др.

По их мнению, основным условием формирования информационного общества являются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация рассматривается как специфический товар, основная социальная ценность общества.

Основой теории информационного общества является концеп­ция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом.

Эффективность обмена информацией и всего процесса комму­никации во многом зависит от познаваемости субъектами комму­никации предмета обсуждения (обмена информации) и коммуни­кативной компетентности. Это касается, прежде всего коммуни­каций, ставящих целью обмен научной информацией, т. е. науч­ных коммуникаций. Возможности познания одного и того же объекта по поводу одного и того же предмета для различных сто­рон научной коммуникации неодинаковы. Познание существует в пределах познавательной деятельности индивидов. Индивиды в процессе познания пользуются объективно выработанной преды­дущими поколениями системой знаний. Причем в процессе ос­воения знаний познаваемость на чувственном, мыслительном, эм­пирическом и теоретическом уровне у сторон общения может очень существенно отличаться. Одни в большей мере восприни­мают знания, информацию, полученные посредством воспри­ятия, представления, т.е. то, что познается неотделимыми от субъ­екта, объективированными механизмами. Другие лучше воспри­нимают и, соответственно, доверяют больше текстовой информа­ции или сведениям, полученным посредством вещей, находящихся вне индивида, но несущих в себе социально-куль­турный смысл. Те и другие так или иначе вынуждены делать опре­деленные допущения, дающие возможность рассматривать позна­вательный результат как знание, выражающее реальность. Эмпи­ризм в сочетании с определенными допущениями о реальности и ее свойствах дает возможность предположить, что полученная и осознанная информация о познаваемом объекте является не пло­дом психического переживания субъекта, а отражает некоторые объективно существующие сущности.

Стуктурно-функциональныенаправления в социологии превращаются в стройную теорию благодаря американским социологам Т.Парсонсу и Р.Мертону. Согласно Р.Мертону все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом не рассматриваются, а СМИ представлены как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических рамок.

По Парсонсу каждая социальная система имеет предпосылки адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства и со­хранения структуры.

Г. Спенсер считал, что каждая часть структу­ры может существовать только в рамках целостности. Общество, с точки зрения структурных функционалистов, складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Индивидуальные связи, действия и отношения в це­лостной системе образуют новое, системное качество.

В коммуникативистике структура и функции массовой коммуникации рас­сматриваются с позиций системного подхода. В соответствии с этой концепцией выделяются три основные функции коммуника­тивного процесса в обществе: контроль за окружающей средой и предупреждение общества о возможных разрушениях в экологиче­ской системе; поддержание взаимосвязей общества и природы; сохранение и передача следующим поколениям социально-куль­турного наследия.

Структуралистские идеи и методы в коммуникативистике основаны на сравнительном анализе механизмов пе­редачи и усвоения информации в природных, общественных и ав­томатизированных технических системах. В последних культур­ных исследованиях структурный функционализм играет роль метода, раскрывающего многозначность текстов, их знаковых вы­ражений и структур.

 

Теория коммуникативной компетентности разрабатывается в последние годы отечественными учеными при участии автора книги. В основе теории лежат когнитивные (познаваемые, соот­ветствующие познанию) аспекты компетентности. Ю. Н. Емелья­нов, Ю. Н. Жуков, Н. Ю. Хрящева* выделяют в качестве критери­ев оценки коммуникативной компетентности ориентирован­ность, психологические знания, перцептивные способности.

Умение общаться — основная со­ставляющая коммуникативной компетентности, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, готовность личности к общению, развитию соответствующих цен­ностей, установок и умений. Эффективность обмена информацией, вызывающего те или иные действия, зависит от коммуника­тивной компетентности. Причем ключевой механизм социально­го взаимодействия людей обнаруживает себя на всех уровнях со­циокультурной организации общества.

Составляющие коммуникативной компетентности: во-первых, умение вступать в коммуника­цию с другими людьми (коммуникабельность), постоянно поддер­живая с ними нужные контакты, а во-вторых, владение и умение оперировать этой смысловой информацией, которая характеризует как общую, так и профессиональную эрудицию управленца, вне зависимости от сферы его деятельности

Другие теории коммуникации.

Теория гегемонии массовой в обществе благодаря их массовости и возможности воздействия на людей как в прямой, так и в опосредованной, латентной форме.

Теория эгалитарной массовой коммуникации исходит из постулата предоставления равного доступа всем гражданам права выбора канала коммуникации для получения любой интересующей их информации.

Теория минимального познания – раздел теории познания, применяемый для определения порога познаваемости изучаемого явления, представляющего собой объект взаимных интересов всех субъектов коммуникативного процесса.

Также существует ряд прочих теорий.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!