ДНЕВНИК ЗАСЕДАНИЙ II СЪЕЗДА РСДРП 7 страница




474                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

(«оппортунисты средние», как назвал представителей «центра» Ленин).

II съезд РСДРП постановил распустить группу «Южный рабочий», как и все отдельные самостоя­тельно существовавшие социал-демократические группы и организации (см. «Второй съезд РСДРП», 1959, стр. 439). —96.

56Имеется в виду решение IV съезда Бунда, состоявшегося в апреле 1901 года. — 97.

Имеется в виду полемика между редакцией «Искры» и Бундом, вызванная решениями IV съезда Бунда по национальному вопросу и по вопросу о взаимоотношениях с РСДРП. В статье, опубликованной в №7 «Искры» (август 1901), подвергалось критике выдвинутое съездом программное требование на­циональной автономии для евреев и решение съезда установить федеративный принцип взаимоотно­шений с РСДРП. ЦК Бунда ответил на заметку письмом, которое вместе с ответом редакции «Искры» было напечатано в № 8 «Искры» 10 сентября 1901 года. На этом полемика временно прекратилась. В дальнейшем бундовский национализм и сепаратизм в организационных вопросах Ленин подверг кри­тике в статье «Нужна ли «самостоятельная политическая партия» еврейскому пролетариату», в проек­те резолюции о месте Бунда в РСДРП, в речи на II съезде партии по вопросу о месте Бунда в РСДРП, в проекте резолюции о выходе Бунда из РСДРП, в статьях «Последнее слово бундовского национализ­ма», «Максимум беззастенчивости и минимум логики» и «Положение Бунда в партии» (см. настоящий том, стр. 117—122, 245—246, 266— 269, 300, 322—325 и Сочинения, 4 изд., том 7, стр. 44^9, 76— 86). —97.

58 «Союз армянских социал-демократов» был основан С. Г. Шаумяном, Б. М. Кнунянцем, А. Г. Зурабо­
вым, А. Хумаряном и др. летом 1902 года в Тифлисе. «Союз» действовал в тесной связи с Тифлисским
комитетом РСДРП и в конце 1902 года влился в него. — 102.

59 «Пролетариат» — нелегальная газета на армянском языке, орган «Союза армянских социал-
демократов». Вышел всего один номер в октябре 1902 года в Тифлисе (по конспиративным соображе­
ниям на газете указано, что она печаталась в Женеве). Газета была основана С. Г. Шаумяном, в орга­
низации ее выпуска принимал участие Б. М. Кнунянц. Редакция «Пролетариата» выпустила «Листки
«Пролетариата»» №№ 1—2. Первый съезд кавказских социал-демократических организаций, состо­
явшийся в марте 1903 года, постановил объединить газеты «Пролетариат» и «Брдзола» (орган грузин­
ской социал-демократической организации) в одну под названием «Борьба Пролетариата». «Борьба
Пролетариата» стала выхо-


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                        475

дить с апреля — мая 1903 года на грузинском и армянском языках, а с июля 1905 года и на русском языке. Содержание газеты на всех трех языках было одинаковым.

Статья «Манифест «Союза армянских социал-демократов»», помещенная в № 1 «Пролетариата», была написана С. Г. Шаумяном. — 102.

60 Настоящая работа представляет собой программу лекций по аграрному вопросу, прочитанных Лени­ным 10—13 (23—26) февраля 1903 года в Русской высшей школе общественных наук в Париже, и конспект первой лекции.

Школа была основана в 1901 году группой либеральных профессоров, изгнанных царским прави­тельством из высших учебных заведений России. Основными организаторами школы были профессо­ра М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров и Е. В. де Роберти. Школа работала легально. Слушатели шко­лы состояли главным образом из революционной эмигрантской молодежи русской колонии в Париже и русских студентов. При выработке советом школы списка лекторов на 1902 год для чтения лекций по аграрному вопросу были приглашены эсеры В. М. Чернов и К. Р. Качоровский. Парижская искров­ская группа, узнав о предоставлении эсерам легальной трибуны для проповеди своих взглядов, решила добиться возможности выступить в школе представителю марксистской точки зрения и потребовала приглашения для чтения лекций В. И. Ленина, причем было указано, что Вл. Ильин (литературный псевдоним В. И. Ленина) является известным марксистом, автором легальных книг «Развитие капита­лизма в России» и «Экономические этюды». Парижские искровцы при помощи слушателей школы со­циал-демократов добились проведения через совет школы решения о приглашении Ленина для чтения лекций. В декабре 1902 года Ленину было послано официальное приглашение от совета школы и было получено его согласие. Позднее, выяснив, что Вл. Ильин и В. И. Ленин — одно и то же лицо, руково­дство школы пыталось отменить свое решение, считая нежелательным выступление в стенах школы нелегального политического публициста, но это не удалось. Ленин прочитал в Русской высшей школе четыре лекции, которые прошли с огромным успехом. Ленин придавал большое значение своим лек­циям в Русской высшей школе. При подготовке к лекциям он изучил большое количество литературы по аграрному вопросу, частично перевел статью Ф. Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», сделал выписки из «Капитала» К. Маркса и из его статей по аграрному вопросу в «Новой Рейнской Газете», а также из книг и статей русских и иностранных авторов (П. П. Маслова, А. Н. Эн­гельгардта, В. П. Воронцова, Е. Штумпфе, Рокиньи, Л. Грандо, Л. Носсига, Г. Бётгера и др.). Лениным были написаны два


476                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

варианта конспектов-планов лекций (см. Ленинский сборник XIX, стр. 225—228, 230—240).

Конспект первой лекции, помещенный в настоящем томе, был записан одним из слушателей шко­лы во время лекции и потом исправлен и отредактирован Лениным. — 107.

61 Издание редакцией «Искры» брошюры, которая включала бы прокламацию Екатеринославского коми-

тета РСДРП «К еврейским рабочим г. Екатеринослава» и статью Заграничного комитета Бунда «По поводу одной прокламации», по-видимому, не было осуществлено. — 118.

62 Сионизм — реакционное, буржуазно-националистическое течение, возникшее в конце XIX века среди
еврейской буржуазии. В своих националистических теориях сионисты стремятся доказать, что евреи
всех стран составляют якобы «единую еврейскую нацию»; сионисты выступают за «классовое сотруд­
ничество» всех евреев, отвлекая тем самым трудящихся евреев от классовой борьбы против буржуа­
зии, от совместной с трудящимися других национальностей борьбы за демократические свободы и со­
циализм. —118.

63 Брошюра «К деревенской бедноте» написана В. И. Лениным в первой половине марта 1903 года. В
письме Г. В. Плеханову от 2 (15) марта 1903 года Ленин сообщал по поводу своей работы над брошю­
рой: «Я засел теперь за популярную брошюру для крестьян о нашей аграрной программе. Мне очень
хочется разъяснить нашу идею о классовой борьбе в деревне на конкретных данных о четырех слоях
деревенского населения (помещики, крестьянская буржуазия, среднее крестьянство и полупролетарии
вместе с пролетариями). Что Вы думаете о таком плане?

Из Парижа я вывез убеждение, что только такой брошюрой можно рассеять недоумения насчет от­резков etc.» (Сочинения, 4 изд., том 34, стр. 125).

При подготовке брошюры Ленин разработал несколько вариантов плана, составил план отдельных глав брошюры, сделал на основе собранного им материала ряд статистических подсчетов (см. настоя­щий том, стр. 364—380).

В мае 1903 года брошюра была издана в Женеве «Заграничной лигой русской революционной со­циал-демократии». В 1904 году брошюра была переиздана за границей ЦК РСДРП, а также неодно­кратно перепечатывалась местными организациями РСДРП в России. В 1905 году брошюра была на­печатана в Тифлисе в Авлабарской нелегальной партийной типографии. Брошюра получила широкое распространение. Она нелегально переправлялась в разные города России, а оттуда распространялась по деревням. По имеющимся неполным данным, только за время с мая 1903 по декабрь 1905 года брошюра была доставлена в 75 населенных пунктов.


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                        477

Она изучалась в подпольных социал-демократических и рабочих кружках, проникала в армию и флот и к студенчеству.

В 1905 году В. И. Ленин подготовил легальное издание брошюры и договорился по указанию ЦК РСДРП с издательством «Молот» в Петербурге о ее выпуске. В конце 1905 года брошюра вышла под названием «Нужды деревни (К деревенской бедноте)» в издательстве «Молот»; в 1906 году этим же издательством было выпущено второе легальное издание брошюры, матрицированное с первого. По­скольку легальное издание готовилось в новых исторических условиях — в период подъема первой русской революции, текст брошюры был Лениным исправлен и дополнен: дана характеристика рус­ско-японской войны, освещен вопрос о роли Государственной думы, требования партии по аграрному вопросу изложены на основе решений III съезда РСДРП. Легальное издание Ленин готовил в условиях подцензурной печати, поэтому ряд мест в тексте брошюры им опущен (о причинах поражения кресть­янских восстаний 1902 года, о царском манифесте 26 февраля 1903 года и др.); некоторые места даны в новой редакции.

В настоящем томе брошюра печатается по изданию 1903 года. Важнейшие изменения, внесенные Лениным в текст при подготовке легального издания, указаны в подстрочных примечаниях. — 129.

64 В издании 1903 года был напечатан проект программы, выработанный редакцией «Искры» и «Зари», с

объяснением к проекту, написанным Лениным (см. настоящий том, стр. 200—203). — 166.

65 Уставные грамоты — акты, определявшие поземельные отношения временнообязанных крестьян с
помещиками в связи с отменой крепостного права в 1861 году. В уставной грамоте указывалось коли­
чество земли, которым пользовались крестьяне до реформы, и определялись размеры наделов, остав­
шихся у крестьян после реформы. В грамоте перечислялись также повинности, которые должны были
нести крестьяне в пользу помещика. На основе уставных грамот определялся размер выкупных плате­
жей с крестьян. —180.

66 Славянофилы — представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX
века, возникшего в условиях кризиса крепостничества. Славянофилы выдвинули «теорию» об особом
самобытном пути исторического развития России, в основе которого должны лежать якобы присущий
только славянам общинный строй в православие. Считая, что историческое развитие России исключа­
ет возможность революционных переворотов, ела-


478                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

вянофилы резко отрицательно относились к революционному движению не только в России, но и на Западе. Выступая за сохранение самодержавия, славянофилы считали, что монарх должен считаться с общественным мнением, и предлагали созыв Земского собора (думы) из выборных представителей всех общественных слоев, высказываясь, однако, против конституции и формального ограничения са­модержавия. В крестьянском вопросе славянофилы выступали за личное освобождение крестьян и на­деление общин землей за выкуп в пользу помещиков. Главными представителями славянофилов были А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др. — 208.

67 «Новое Слово» — ежемесячный научно-литературный и политический журнал; издавался в Петербурге

с 1894 года либеральными народниками, с начала 1897 года — «легальными марксистами» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др.). В период пребывания в сибирской ссылке Ленин поместил в журнале «Новое Слово» статьи «К характеристике экономического романтизма» и «По поводу одной газетной заметки» (см. Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 119—262, 425—432). В журнале печатались так­же Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. М. Горький и др. В декабре 1897 года журнал был за­крыт царским правительством. — 208.

68 Бернштейнианцы — представители враждебного марксизму, оппортунистического течения в между­
народной социал-демократии, возникшего в конце XIX века в Германии и названного по имени Э.
Бернштейна, наиболее открытого выразителя ревизионизма.

В 1896—1898 гг. Бернштейн выступил в теоретическом органе германской социал-демократии журнале «Die Neue Zeit» («Новое Время») с серией статей «Проблемы социализма», в которых под­верг ревизии философские, экономические и политические основы революционного марксизма. «От­рицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт растущей нищеты, пролета­ризации и обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о «конечной цели» и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиаль­ная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы...» (В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 7). Ревизия марксизма бернштейнианцами была направлена к то­му, чтобы превратить социал-демократию из партии социальной революции в партию социальных ре­форм.


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                       479

Левые элементы германской социал-демократии начали борьбу против Бернштейна на страницах сво­их газет. В защиту бернштейнианства выступило правое, оппортунистическое крыло. Центральный комитет партии занимал примиренческую позицию по отношению к бернштейнианству и не давал ему отпора. В журнале «Die Neue Zeit» полемика по поводу статей Бернштейна была открыта в июле 1898 года статьей Г. В. Плеханова «Бернштейн и материализм», направленной против ревизионизма.

В 1899 году статьи Бернштейна вышли отдельной книгой под заглавием «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии».

На съездах германской социал-демократической партии — Штутгартском (октябрь 1898), Ганно­верском (октябрь 1899) и Любекском (сентябрь 1901) — бернштейнианство было осуждено, но, ввиду примиренческой позиции большинства лидеров, партия не отмежевалась от Бернштейна. Бернштейни­анцы продолжали открыто пропагандировать ревизионистские идеи в журнале «Sozialistische Monatshefte» («Социалистический Ежемесячник») и в партийных организациях.

Бернштейнианство встретило поддержку оппортунистических элементов других партий II Интер­национала. В России бернштейнианские теории были поддержаны «легальными марксистами» и «эко­номистами». Царская цензура пропустила три издания книги Бернштейна, переведенной на русский язык, а начальник Московского охранного отделения Зубатов включил ее в число книг, рекомендо­ванных для чтения рабочим.

Только революционные марксисты России, большевики во главе с Лениным вели решительную и последовательную борьбу против бернштейнианства и его сторонников. Ленин уже в 1899 году вы­ступил против бернштейнианцев в «Протесте российских социал-демократов» и в статье «Наша про­грамма»; развернутой критике бернштейнианство подвергнуто в книге Ленина «Что делать?» и в его статьях «Марксизм и ревизионизм», «Разногласия в европейском рабочем движении» (см. Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 163— 176, 182—186; том 6, стр. 1—192; 4 изд., том 15, стр. 15— 25; том 16, стр. 317—322) и др. — 212.

«Русские Ведомости» — газета; выходила в Москве с 1863 года, выражала взгляды умеренно-либеральной интеллигенции. В 80—90-х годах в газете принимали участие писатели демократическо­го лагеря В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и др., печатались произведения либеральных народников. С 1905 года газета являлась органом правого крыла партии кадетов. Ленин указывал, что «Русские Ведомости» своеобразно сочетали «правый кадетизм с народническим нале­том» (Сочинения, 4 изд., том 19,


480                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

стр. 111). В 1918 году «Русские Ведомости» были закрыты вместе с другими контрреволюционными газетами. — 212.

70 Прудонизм — антинаучное, враждебное марксизму течение мелкобуржуазного социализма, названное

по имени его идеолога французского анархиста Прудона. Критикуя крупную капиталистическую соб­ственность с мелкобуржуазных позиций, Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность, предлагал организовать «народный» и «обменный» банки, при помощи которых рабочие якобы смогут обзавестись собственными средствами производства, стать ремесленниками и обеспечить «справедли­вый» сбыт своих продуктов. Прудон не понимал исторической роли пролетариата, отрицательно отно­сился к классовой борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата; с анархистских пози­ций отрицал необходимость государства. Маркс и Энгельс вели последовательную борьбу с попытка­ми Прудона навязать свои взгляды I Интернационалу. Прудонизм был подвергнут уничтожающей критике в работе Маркса «Нищета философии». Решительная борьба Маркса, Энгельса и их сторон­ников с прудонизмом в I Интернационале окончилась полной победой марксизма над прудонизмом.

Ленин называл прудонизм «тупоумием мещанина и филистера», неспособного проникнуться точ­кой зрения рабочего класса. Идеи прудонизма широко использовались буржуазными «теоретиками» для проповеди классового сотрудничества. — 214.

71 Имеется в виду статья Ф. Энгельса «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», в которой было
подвергнуто критике решение Нантского конгресса Рабочей партии Франции (сентябрь 1894) по во­
просу об аграрной программе партии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух то­
мах, т. II, 1955, стр. 401—421). — 215.

72 Настоящая статья является ответом на статью П. П. Маслова (Икса) «Об аграрной программе», к кото-

рой был приложен его проект аграрной программы. В этой статье Маслов подвергал критике аграрную часть проекта программы РСДРП, выработанного редакцией «Искры». Статья Ленина вместе со стать­ей и проектом Маслова была издана песед II съездом РСДРП отдельной брошюрой «Заграничной ли­гой русской революционной социал-демократии» и роздана делегатам съезда в качестве доклада об аграрной части программы. — 217.

73 Речь идет о письме, автор которого остался неизвестен (подпись не разобрана), написанном в ответ на

запрос В. И. Ленина. Использовав данные, сообщенные автором, Ленин сделал на письмо вычисления, приведенные им ниже,


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                        481

а также вычисления среднего процента барщинных крестьян по группам губерний. На чистой страни­це письма Лениным сделаны расчеты и графические иллюстрации к анализу классовых групп в дерев­не (см. Ленинский сборник XIX, стр. 350—355 и настоящий том, стр. 379—380). — 221.

74 «Отечественные Записки» — литературно-политический журнал, начал издаваться в Петербурге в
1820 году; с 1839 года становится наиболее прогрессивным журналом того времени. В работе журнала
принимали участие В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев и др. С 1846 года,
после ухода из редакции Белинского, значение «Отечественных Записок» стало падать. С 1868 года,
когда журнал перешел в руки Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, наступил период нового
расцвета «Отечественных Записок»; в это время журнал группировал вокруг себя революционно-
демократическую интеллигенцию. После смерти Некрасова (1877) преобладающее влияние в журнале
приобрели народники.

Журнал подвергался непрерывным цензурным преследованиям и в апреле 1884 года был закрыт царским правительством. — 230.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!