Парвус. Мировой рынок и сельскохозяйственный кризис. 14 страница




НАСУЩНЫЙ ВОПРОС_____________________________ 195

респонденций и всех сведений о движении, восьмые — на ведении сношений и пр. и пр. Такая специализация требует, мы знаем это, гораздо большей выдержки, гораздо больше уменья сосредоточиться на скромной, невидной, черной работе, гораздо больше истинного героизма, чем обыкновенная кружковая работа.

Но русские социалисты и русский рабочий класс доказали уже свою способность к героизму, и, вообще говоря, нам грешно было бы жаловаться на недостаток в людях. Среди рабочей молодежи наблюдается страстное, неудержимое стремление к идеям демократии и социализма, а помощники рабочим из рядов интеллигенции продолжают притекать, несмотря на переполнение тюрем и мест ссылки. Если среди всех этих рек­рутов революционного дела будет широко пропагандироваться мысль о необходимости более строгой организации, то план устройства правильно выходящей и доставляемой газеты партии перестанет быть мечтой. Возьмем одно условие успеха такого плана: обеспечение газеты правильным поступлением корреспонденций и материалов отовсю­ду. Разве история не показывает, что во все времена оживления нашего революционно­го движения такая цель оказывалась вполне достижимой даже по отношению к загра­ничным органам? Если работающие в разных местностях социал-демократы будут смотреть на газету партии как на свою газету и считать своим главным делом поддер­жание с ней постоянной связи, обсуждение в ней своих вопросов, отражение в ней все­го своего движения, — тогда обеспечение газеты полными сведениями о движении бу­дет вполне осуществимо, при условии соблюдения вовсе не особенно хитрых конспи­ративных приемов. Другая сторона дела — правильная доставка газеты во все местно­сти России — гораздо труднее, труднее, чем была соответствующая задача при преж­них формах революционного движения в России, когда газеты не предназначались в такой степени для народных масс. Но назначение социал-демократических газет облег­чает их распространение. Главные местности, куда должна правильно и в большом ко­личестве


196__________________________ В. И. ЛЕНИН

экземпляров доставляться газета, это — промышленные центры, фабричные села и го­рода, фабричные кварталы больших городов и т. п. В таких центрах почти все населе­ние сплошь рабочее; рабочий здесь фактически — хозяин положения, имеющий сотни способов обмануть бдительность полиции; сношения с соседними фабричными цен­трами отличаются чрезвычайной оживленностью. В эпоху исключительного закона против социалистов (с 1878 по 1890 г.)85 германская политическая полиция работала не хуже, а, вероятно, даже лучше русской, и однако немецкие рабочие сумели благодаря своей организованности и дисциплинированности достичь того, что еженедельно вы­ходящая нелегальная газета правильно ввозилась из-за границы и доставлялась на дом всем подписчикам, так что даже министры не могли не восхищаться социал-демократической почтой («красной почтой»). О таком успехе мы, конечно, не мечтаем, но достигнуть того, чтобы газета нашей партии выходила не менее 12 раз в год и пра­вильно доставлялась во все главные центры движения всем доступным социализму кругам рабочих, — мы вполне можем, если направим на это все усилия.

Возвращаясь к вопросу о специализации, мы должны также указать, что недостаток ее объясняется отчасти преобладанием «кустарной» работы, отчасти и тем, что наши социал-демократические газеты слишком мало места уделяют обыкновенно вопросам организации.

Только создание общего органа партии может дать каждому «частичному работни­ку» революционного дела сознание того, что он идет «в ряду и в шеренге», что его ра­бота непосредственно нужна партии, что он является одним из звеньев той цепи, коль­ца которой задушат злейшего врага русского пролетариата и всего русского народа — русское самодержавное правительство. Только строгое проведение такой специализа­ции даст возможность экономить силы: не только каждая отдельная сторона революци­онной работы будет исполняться меньшим числом лиц, но получится возможность вы­делить ряд сторон современной деятельности в легальные (= дозволенные законом) де­ла.


НАСУЩНЫЙ ВОПРОС______________________________ 197

Такую легализацию своей деятельности, подведение ее под законные рамки, давно уже советовал русским социалистам «Vorwärts» («Вперед») — главный орган немецкой социал-демократии. С первого взгляда подобный совет поражает, — а на самом деле он заслуживает серьезного внимания. Почти каждый, работавший в местном кружке како­го-либо города, легко припомнит, что среди той кучи разнообразнейших дел, которыми он занимался, было несколько таких дел, которые сами по себе легальны (напр., соби­рание сведений о положении рабочих, изучение легальной литературы многих вопро­сов, ознакомление с известного рода иностранной литературой и реферирование ее, из­вестного рода сношения, содействие рабочим в делах общего образования, в изучении фабричных законов, и мн. др.). Выделение такого рода дел в особые функции особого разряда лиц уменьшило бы численность активной, стоящей «в огне» революционной армии (без всякого уменьшения ее «боевой способности») и увеличило бы численность резерва, пополняющего места «убитых и раненых». Возможно это лишь тогда, когда и активные члены и резерв видят отраженно своей деятельности в общем органе партии и чувствуют свою связь с ней. Конечно, местные собрания рабочих и местных групп бу­дут всегда необходимы, как бы мы далеко ни проводили специализации, но, с одной стороны, число многолюдных революционных собраний (которые особенно опасны в полицейском отношении и продуктивность которых часто далеко не соответствует их опасности) значительно уменьшится, а, с другой стороны, выделение различных сторон революционной работы в специальные функции даст больше возможности прикрывать такие собрания легальными формами собраний: увеселительными собраниями, собра­ниями законом дозволенных обществ и т. п. Ведь умели же французские рабочие при Наполеоне III и немецкие рабочие при исключительном законе против социалистов изобретать всякие прикрытия для своих политических и социалистических собраний. Сумеют это сделать и русские рабочие.


198__________________________ В. И. ЛЕНИН

Далее, только улучшение организации и создание общего органа партии даст воз­можность расширить и углубить самое содержание социал-демократической пропаган­ды и агитации. А мы в этом очень нуждаемся. Местная работа почти неизбежно ведет к

преувеличению местных особенностей, к..... это невозможно без центрального органа,

который был бы в то же время и передовым демократическим органом. Только тогда наше стремление превратить социал-демократию в передового борца за демократию станет действительностью. Только тогда мы можем выработать и определенную по­литическую тактику. Социал-демократия отказалась от неверного учения о «единой ре­акционной массе». Она видит одну из важнейших задач политики в том, чтобы пользо­ваться содействием прогрессивных классов против реакционных. При местном харак­тере организаций и органов эта задача почти не исполняется: дальше сношений с от­дельными лицами из «либералов» и извлечения из них разных «услуг» дело не идет. Только общий орган партии, последовательно проводящий принципы политической борьбы и высоко держащий знамя демократизма, будет в состоянии привлечь на свою сторону все боевые демократические элементы и использовать все прогрессивные силы России в борьбе за политическую свободу. Только тогда глухую ненависть рабочих к полиции и к властям удастся превратить в сознательную ненависть к самодержавному правительству и в решимость вести отчаянную борьбу за права рабочего класса и всего русского народа! А построенная на такой почве и строго организованная революцион­ная партия будет представлять из себя, в современной России, крупнейшую политиче­скую силу!

В дальнейших номерах мы поместим проект программы Российской социал-демократической рабочей партии и начнем более детальное обсуждение отдельных во­просов организации.

Часть рукописи не сохранилась. Ред.


199

РЕЦЕНЗИЯ

Karl Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm. Eine Antikritik*

... В введении Каутский высказывает несколько в высшей степени ценных и метких мыслей на тему о том, каким условиям должна удовлетворять серьезная и добросовест­ная критика, если предпринимающие ее не хотят замыкаться в узкие рамки бездушного педантизма и гелертерства, если они не хотят терять из виду тесной и неразрывной свя­зи «теоретического разума» с «практическим разумом» и притом с практическим разу­мом не единичных личностей, а масс населения, поставленных в особые условия. Ко­нечно, истина выше всего — говорит Каутский, и если Бернштейн пришел к искренне­му убеждению в неверности своих прежних взглядов, то его прямой долг с полной оп­ределенностью высказать свое убеждение. Но в том-то и беда, что Бернштейну недос­тает именно прямоты и определенности: его брошюра поразительно «энциклопедична» (как заметил уже Антонио Лабриола в одном французском журнале), она затрагивает массу проблем, бездну вопросов, но ни по одному из этих вопросов не дает цельного и отчетливого изложения новых взглядов критика. Критик только излагает свои сомне­ния, бросая едва затронутые им трудные и сложные вопросы без всякой самостоятель­ной разработки. От этого — саркастически замечает Каутский — и происходит такая странная вещь, что сторонники Бернштейна понимают его книгу самым различным об­разом, а противники Бернштейна все понимают его

Карл Каутский. Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика. Ред.


200__________________________ В. И. ЛЕНИН

одинаково. Главное же возражение, которое делает Бернштейн своим противникам, со­стоит в том, что его не понимают, что его не хотят понять. Целый ряд журнальных и газетных статей, написанных Бернштейном в ответ его противникам, нисколько не вы­яснил его положительных взглядов.

Каутский начинает свою антикритику с вопроса о методе. Он рассматривает возра­жения Бернштейна против материалистического понимания истории и показывает, что Бернштейн смешал понятие «детерминистического» с понятием «механического», смешал свободу воли с свободой действия, отождествил без всяких оснований истори­ческую необходимость с принудительным, безвыходным положением людей. Избитое обвинение в фатализме, которое повторяет и Бернштейн, опровергается уже самыми основными посылками исторической теории Маркса. Нельзя все сводить к развитию производительных сил, говорит Бернштейн. Надо «принимать в расчет» и другие фак­торы. — Очень хорошо, отвечает Каутский, но ведь это должен делать всякий исследо­ватель, каким бы пониманием истории он ни руководился. Кто хочет заставить нас от­казаться от метода Маркса, метода, который так блестяще оправдал себя на деле и про­должает себя оправдывать, тот должен идти одним из двух путей: либо он отказывается вообще от идеи закономерности, необходимости исторического процесса, и тогда он выбрасывает, значит, за борт все попытки научного обоснования социологии. Либо он должен показать, каким образом можно из других факторов (например, этические взгляды) вывести необходимость исторического процесса, — показать анализом, кото­рый мог бы выдержать хоть отдаленное сравнение с анализом Маркса в «Капитале». Бернштейн не только не делает ни малейшей попытки сделать это, но, ограничившись бессодержательным общим местом о «принимании в расчет» других факторов, про­должает пользоваться в своей книге старым материалистическим методом, как будто бы он не объявил его недостаточным! Местами даже, как показывает Каутский, Берн­штейн применяет этот


________ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. КАУТСКОГО «БЕРНШТЕЙН И С.-Д. ПРОГРАММА»   201

метод с непозволительнейшей грубостью и односторонностью! Далее, обвинения Бернштейна направляются против диалектики, которая ведет будто бы к произвольным конструкциям и проч. и проч. Бернштейн повторяет эти фразы (успевшие до тошноты надоесть уже и русским читателям), не делая ни малейшей попытки указать, в чем со­стоит неправильность диалектики, — повинен ли в методологических ошибках (и ка­ких именно) Гегель или Маркс с Энгельсом. Единственное, чем пробует оправдать и подкрепить свое мнение Бернштейн, это указание на «тенденциозность» одного из за­ключительных параграфов «Капитала» (об исторической тенденции капиталистическо­го накопления). Истаскано это обвинение до последней степени: его выставляли и Ев­гений Дюринг и Юлиус Вольф и многие другие в Германии, его выставляли (добавим от себя) и г. Ю. Жуковский в 70-х годах и г. Н. Михайловский в 90-х годах — тот са­мый г. Михайловский, который изобличал некогда г. Ю. Жуковского за это обвинение в акробатстве. И какое же доказательство приводит Бернштейн в подтверждение этого истасканного вздора? Только следующее: Маркс приступил к «исследованию» с зара­нее уже готовыми выводами, ибо «Капитал» приходит в 1867 г. к тому же самому вы­воду, который был выставляем Марксом еще в 40-х годах. Такое «доказательство» рав­носильно передержке, — отвечает Каутский, — ибо выводы свои Маркс основал не на одном, а на двух исследованиях, как это с точностью и указано им в предисловии к «Zur Kritik» (см. русский перевод: «Критика некоторых положений политической эко­номии»)87. Первое исследование произведено было в 40-х годах, после того как Маркс вышел из редакции «Рейнской Газеты»88. Вышел же Маркс из редакции потому, что ему пришлось говорить о материальных интересах, а он сознавал свою неподготовлен­ность к этому. С общественной арены — писал Маркс про себя — я удалился в учеб­ную комнату. Таким образом (подчеркивает Каутский

* — «Zur Kritik der politischen Oekonomie» — «К критике политической экономии». Ред.


202__________________________ В. И. ЛЕНИН

с намеком по адресу Бернштейна), усомнившись в правильности своих суждений о ма­териальных интересах, в правильности господствовавших тогда взглядов на этот во­прос, Маркс не счел своих сомнений такими важными, чтобы писать о них целую кни­гу, чтобы оповещать об них всех и каждого. Нет, Маркс принялся учиться, чтобы пе­рейти от сомнения в старых взглядах к каким-нибудь положительным новым взглядам. Он стал изучать французские общественные теории и английскую политическую эко­номию. Он сблизился с Энгельсом, который детально изучал в то время фактическое состояние народного хозяйства в Англии. Результатом этой совместной работы, этого первого исследования явились известные выводы, которые оба писателя и изложили с полной определенностью в конце 40-х годов89. С 1850 года Маркс поселился в Лондо­не, и благоприятные условия жизни в Лондоне для научных занятий побудили его «приняться за изучение предмета с начала и приступить к критической обработке ново­го материала» («Критика некоторых положений», 1-ое издание, стр. XI. Курсив наш)90. Плодом этого второго исследования, длившегося в течение длинного ряда лет, явились сочинения: «Zur Kritik» (1859) и «Das Kapital» (1867). Вывод, к которому пришел «Ка­питал», совпадает с прежним выводом 40-х годов, потому что второе исследование подтвердило результаты первого исследования. «Мои взгляды, как бы о них ни судили, составляют результат добросовестных и долголетних исследований», — писал Маркс в 1859 г. (там же, стр. XII)91. Не правда ли, спрашивает Каутский, как это похоже на вы­воды, готовые задолго до самого исследования?

От вопроса о диалектике Каутский переходит к вопросу о стоимости. Бернштейн го­ворит, что теория Маркса не закончена, что она оставляет много проблем, «отнюдь еще не вполне разъясненных». Каутский и не думает отрицать этого: теория Маркса не по­следнее слово науки, говорит он. История несет с собой и новые факты и новые спосо­бы исследования, требующие дальнейшего развития теории. Если бы Бернштейн сделал попытку воспользоваться новыми фактами и новыми


________ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. КАУТСКОГО «БЕРНШТЕЙН И С.-Д. ПРОГРАММА»   203

способами исследования для дальнейшего развития теории, все были бы ему благодар­ны. Но Бернштейн и не помышляет об этом, а ограничивается дешевыми нападками на учеников Маркса и совершенно неясными, чисто эклектическими замечаниями вроде того, что теория предельной полезности школы Госсена-Джевонса-Бёма не менее спра­ведлива, чем теория трудовой стоимости Маркса. Обе теории сохраняют свое значение для разных целей, — говорит Бернштейн, — ибо Бём-Баверк имеет à priori такое же право абстрагировать от того свойства товаров, что они произведены трудом, как Маркс — абстрагировать от того их свойства, что они суть полезности. Каутский ука­зывает, что это совершенно нелепо — считать две противоположные, исключающие друг друга теории пригодными для разных целей (причем Бернштейн не говорит, для каких целей пригодна та или другая теория). Вопрос состоит вовсе не в том, от какого свойства товаров мы вправе à priori (von Hause aus) абстрагировать, а в том, как объ­яснить основные явления современного, основанного на обмене продуктов, общества, как объяснить стоимость товаров, функцию денег и пр. Пусть теория Маркса оставляет еще не разъясненными ряд проблем, но теория стоимости Бернштейна — проблема уже совершенно неразъясненная. Бернштейн цитирует еще Буха, который конструировал понятие «предельной плотности» труда, но Бернштейн не дает ни полного изложения взглядов Буха, ни определенного заявления своего мнения по данному вопросу. Бух же путается, видимо, в противоречиях, ставя стоимость в зависимость от заработной пла­ты, а заработную плату — в зависимость от стоимости. Чувствуя эклектицизм своих замечаний о стоимости, Бернштейн пробует защитить эклектику вообще. Он называет ее «мятежом трезвого рассудка против присущего всякой догме стремления сжимать мысль в узкие тиски». Если Бернштейн припомнит историю мысли, — отвечает Каут­ский, — то он увидит, что великие мятежники против

* — заранее (с самого начала). Ред.


204__________________________ В. И. ЛЕНИН

сжимания мысли в тесные тиски никогда не были эклектиками, что стремление к един­ству, целостности воззрений было всегда им присуще. Эклектик же слишком робок, чтобы отважиться на мятеж. Ведь, если я вежливо расшаркиваюсь перед Марксом и в то же время вежливо расшаркиваюсь перед Бём-Баверком, то отсюда еще очень далеко до мятежа! Пусть назовут мне, говорит Каутский, хоть одного эклектика в республике мысли, который был бы достоин названия мятежника!

Переходя от метода к результатам применения метода, Каутский останавливается на так называемой Zusammenbruchstheorie, теории крушения, внезапного краха западноев­ропейского капитализма, краха, который Маркс считал будто бы неизбежным и связы­вал его с громадным хозяйственным кризисом. Каутский говорит и показывает, что ни­когда Маркс и Энгельс не выставляли особой Zusammenbruchstheorie, не связывали Zusammenbruche непременно с хозяйственным кризисом. Это — извращение противни­ков, которые односторонне излагают теорию Маркса, выхватывая без смысла отдель­ные места из отдельных сочинений, чтобы потом победоносно опровергать «односто­ронность» и «грубость» теории. На самом деле Маркс и Энгельс ставили преобразова­ние западноевропейских экономических отношений в зависимость от зрелости и силы выдвинутых новейшей историей Европы классов. Бернштейн пытался утверждать, что это не теория Маркса, а толкование и расширение ее Каутским, но Каутский точными цитатами из произведений Маркса 40-х и 60-х годов, а равно и анализом основных идей марксизма, вполне опроверг эту, поистине, крючкотворскую уловку Бернштейна, кото­рый с такой бесцеремонностью обвинял учеников Маркса в «апологетизме и крючко­творстве». Это место книги Каутского особенно интересно, тем более, что некоторые русские писатели (например, г. Булгаков в журнале «Начало») поспешили повторить то извращение теории Маркса, которое преподнес Бернштейн под видом «критики» (по­вторяет это извращение и г. Прокопович в своей книге «Рабочее движение на Западе». СПБ. 1899).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!