Парвус. Мировой рынок и сельскохозяйственный кризис. 2 страница



Справедливость оценки Маркса видна также с особенной наглядностью из того, что Рикардо разде­лял ошибочное воззрение Смита на накопление единичного капитала. Рикардо думал именно, что накоп­ляемая часть сверхстоимости целиком расходуется на зараб. плату, тогда как она расходуется: 1) на по­стоянный капитал и 2) на заработную плату. См. «Das Kapital», I2, 611—613, гл. 22-ая, § 2.38 — Ср. «Этю­ды», стр. 29, прим. (Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 159. Ред.)


72___________________________ В. И. ЛЕНИН

или Струве, который говорит, что Рикардо «прекрасно (?) понимал, что весь общест­венный продукт не исчерпывается заработной платой, прибылью и рентой», и что Ри­кардо «бессознательно (!) отвлекался от частей общественного продукта, составляю­щих издержки производства». Можно ли прекрасно понимать и в то же время бессоз­нательно отвлекаться?

5. Струве не только не опроверг утверждения Маркса, что Рикардо перенял ошибку Смита, но и сам повторил в своей статье ту же ошибку. «Странно... думать, — пишет Струве, — что то или другое деление общественного продукта на категории могло бы иметь существенное значение для общего понимания реализации, тем более, что дейст­вительно все доли реализуемого продукта в процессе реализации принимают форму дохода (валового), и классики рассматривали их как доходы» (стр. 48). В том-то и дело, что не все доли реализуемого продукта принимают форму дохода (валового); именно эту ошибку Смита и разъяснил Маркс, показавший, что часть реализуемого продукта никогда не принимает и не может принимать формы дохода. Это — та часть общест­венного продукта, которая возмещает постоянный капитал, служащий для изготовле­ния средств производства (постоянный капитал в I подразделении, по терминологии Маркса). Напр., посевное зерно в сельском хозяйстве никогда не принимает формы до­хода; каменный уголь, обращаемый опять на добычу каменного же угля, никогда не принимает формы дохода и пр. и пр. Процесс воспроизводства и обращения всего об­щественного капитала не может быть понят, если не будет выделена та часть валового продукта, которая способна служить только капиталом, которая никогда не может при­нять формы дохода . В развивающемся капиталистическом обществе эта часть общест­венного продукта по необходимости должна расти быстрее всех остальных частей это­го продукта. Только этим законом и может быть объяснено одно из самых глубоких про-

* Ср. «Das Kapital», III, 2, 375—376 (русский перевод, 696) о различии валового продукта от валового

дохода39.


______________________ ЕТТТЕ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ РЕАЛИЗАЦИИ____________________ 73

тиворечий капитализма: рост национального богатства идет с громадной быстротой, тогда как рост народного потребления идет (если идет) очень медленно.

6. Струве «совсем не понимает», почему Марксово различение постоянного и пере­менного капитала «необходимо для теории реализации» и почему я «в особенности на­стаиваю» на нем.

Это непонимание Струве есть, с одной стороны, результат простого недоразумения. Во-первых, Струве сам признает одно достоинство этого различения, именно, что в не­го укладывается весь продукт, а не только доходы. Другое достоинство его состоит в том, что оно логически связывает анализ процесса реализации с анализом процесса производства единичного капитала. Какова задача теории реализации? — показать, как происходит воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Не ясно ли уже с первого взгляда, что роль переменного капитала должна быть при этом карди­нально отлична от роли постоянного капитала? Продукты, возмещающие переменный капитал, должны обменяться в конце концов на предметы потребления рабочих и по­крыть обычное потребление рабочих. Продукты, возмещающие постоянный капитал, должны обменяться в конце концов на средства производства и должны быть упот­реблены как капитал для нового производства. Поэтому различение постоянного и пе­ременного капиталов безусловно необходимо для теории реализации. Во-вторых, недо­разумение Струве вызвано тем, что он и здесь совершенно произвольно и ошибочно понимает под теорией реализации теорию, которая показывает, что продукты распре­деляются пропорционально (см. особенно стр. 50—51). Мы уже говорили выше и по­вторяем еще раз, что такое представление о содержании теории реализации неверно.

С другой стороны, непонимание Струве вызвано тем, что он считает необходимым провести различие между «социологическими» и «экономическими» категориями в теории Маркса и делает несколько общих замечаний против этой теории. Я должен ска­зать на это, во-первых, что к вопросу о теории реализации все это совершенно


74___________________________ В. И. ЛЕНИН

не относится; во-вторых, что я считаю проводимое Струве различие неясным и не вижу в нем никакой реальной пользы. В-третьих, я считаю не только спорными, но даже прямо неверными утверждения Струве, который заявляет, что «самому Марксу, бес­спорно, было неясно отношение социологических основ» его теории к анализу явлений рынка, что «учение о ценности, как оно изложено в I и III томах «Капитала», бесспор­но, страдает противоречивостью» . Все эти заявления Струве совершенно голословны. Это не аргументы, а декреты. Это — предвосхищенные результаты той критики теории Маркса, которой намерены заняться неокантианцы . Поживем — увидим, что даст

Этому последнему заявлению Струве я противопоставлю новейшее изложение теории стоимости К. Каутским, который говорит и показывает, что закон средней нормы прибыли «не уничтожает закона стоимости, а лишь модифицирует его» («Die Agrarfrage», S. 67—68) («Аграрный вопрос», стр. 67— 68. Ред.). Отметим кстати следующее интересное заявление Каутского в предисловии к его замечательной книге: «Если мне удалось развить в предлагаемом сочинении новые и плодотворные мысли, то я призна­телен за это прежде всего моим обоим великим учителям; я тем охотнее подчеркиваю это, что с некото­рого времени даже в наших кругах раздаются голоса, объявляющие точку зрения Маркса и Энгельса ус­тарелою... По моему мнению, этот скептицизм зависит более от личных особенностей скептиков, чем от свойств оспариваемого учения. Я делаю такой вывод не только на основании тех результатов, к которым приводит разбор возражений скептиков, но также и на основании своего личного опыта. В начале моей... деятельности я вовсе не симпатизировал марксизму. Я относился к нему так же критически и с таким же недоверием, как любое из тех лиц, которые теперь с пренебрежением смотрят свысока на мой догмати­ческий фанатизм. Лишь после некоторого сопротивления сделался я марксистом. Но и тогда и впослед­ствии, — всякий раз, когда у меня являлись сомнения насчет какого-либо принципиального вопроса, — я всегда приходил в конце концов к тому убеждению, что неправ был я, а не мои учителя. Более глубокое изучение предмета заставляло меня признать их точку зрения правильною. Таким образом, всякое новое-изучение предмета, всякая попытка пересмотра своих воззрений усиливали мою уверенность, укрепляли во мне признание того учения, распространение и применение которого стало задачей моей жизни».

" Кстати, пару слов об этой (будущей) «критике», которою так увлекается Струве. Против критики вообще не станет возражать, конечно, ни один здравомыслящий человек. Но Струве, очевидно, повторя­ет свою любимую мысль об оплодотворении марксизма «критической философией». Я не имею, разуме­ется, ни желания, ни возможности останавливаться здесь на вопросе о философском содержании мар­ксизма и потому ограничусь лишь следующим замечанием. Те ученики Маркса, которые взывают: «назад к Канту», не дали до сих пор ровно ничего, доказывающего необходимость такого поворота и наглядно представляющего выигрыш теории Маркса от оплодотворения ее неокантианством40. Они даже не ис­полнили падающей на них прежде всего обязанности — подробно разобрать и опровергнуть ту отрица­тельную оценку неокантианства, которую дал Энгельс. Наоборот, те ученики, которые пошли назад не к Канту, а к философскому материализму до Маркса, с одной стороны, и к диалектическому идеализму, с другой стороны, дали замечательно стройное и ценное изложение диалектического материализма, пока­зали, что он представляет из себя законный и неизбежный продукт всего новейшего развития философии и общественной науки. Мне достаточно сослаться на известный труд г. Бельтова в русской литературе и


______________________ ЕТТТЕ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ РЕАЛИЗАЦИИ____________________ 75

эта критика. А пока констатируем, что по вопросу о теории реализации эта критика не дала ничего.

7. По вопросу о значении схем Маркса в III отделе II тома «Капитала» Струве ут­верждает, что абстрактную теорию реализации можно хорошо изложить посредством самых различных приемов деления общественного продукта. Это поразительное ут­верждение всецело объясняется тем основным недоразумением Струве, будто теория реализации «целиком исчерпывается» (??!) той банальностью, что продукты обмени­ваются на продукты. Только благодаря этому недоразумению Струве мог написать та­кую фразу: «Какова роль этих» (реализуемых) «товарных масс в производстве, распре­делении и т. д., представляют ли они капитал (sic! ! ) и какой, постоянный или перемен­ный, для существа данной теории совершенно безразлично» (51). Для теории реализа­ции Маркса, которая состоит в анализе воспроизводства и обращения всего обществен­ного капитала, безразлично, представляют ли товары капитал! ! Это все равно, как если бы кто-либо сказал, что для существа теории земельной ренты безразлично, разделяет­ся ли сельское население на землевладельцев, капиталистов и рабочих или нет, ибо эта теория сводится-де к указанию на различное плодородие различных участков земли.

Только благодаря тому же недоразумению Струве мог утверждать, что «натуральное взаимоотношение между элементами общественного потребления — общественный обмен веществ — всего лучше может быть показан» при помощи не Марксова разде­ления продукта, а при помощи следующего разделения: средство

на «Beiträge zur Geschichte des Materialismus» (Stuttgart, 1896) («Очерки но истории материализма» (Штутгарт, 1896). Ред.) в немецкой литературе41. * — так! ! Ред.


76___________________________ В. И. ЛЕНИН

производства + предметы потребления + прибавочная ценность (стоимость, стр. 50). — В чем состоит общественный обмен веществ? Прежде всего в обмене средств произ­водства на предметы потребления. Как же можно показать этот обмен, выделив особо прибавочную стоимость от средств производства и от предметов потребления? Ведь прибавочная стоимость воплощается либо в средствах производства, либо в предметах потребления ! Не ясно ли, что подобное деление — несостоятельное логически (ибо оно смешивает деление по натуральной форме продукта с делением по элементам стоимо­сти) — затемняет процесс общественного обмена веществ?

8. Струве говорит, что я приписал Марксу апологетически-буржуазную теорию Сэя — Рикардо (52), — теорию гармонии между производством и потреблением (51), — теорию, стоящую в кричащем противоречии с учением Маркса об эволюции и конеч­ном исчезновении капитализма (51—52); что поэтому мое «совершенно справедливое рассуждение» о том, что Маркс и во II и в III томе подчеркивал присущее капитализму противоречие между безграничным расширением производства и ограниченным по­треблением народных масс, «совершенно выбрасывает за борт ту теорию реализации,., защитником которой в прочих случаях» являюсь я.

И это утверждение Струве точно так же неверно и точно так же основано на выше­указанном недоразумении, в которое он впал.

Откуда взял Струве, что я понимаю под теорией реализации не анализ процесса вос­производства и обращения всего общественного капитала, а теорию, говорящую лишь, что продукты обмениваются на продукты, теорию, учащую о гармонии между произ­водством и потреблением? Струве не мог бы показать разбором

Напомним читателю, что Маркс делит весь общественный продукт на два подразделения по нату­ральной форме продукта: I) средства производства; II) предметы потребления. Затем в каждом из этих подразделений продукт делится на три части по элементам стоимости: 1) постоянный капитал; 2) пере­менный капитал; 3) сверхстоимость.


______________________ ЕТТТЕ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ РЕАЛИЗАЦИИ____________________ 77

моих статей, что я понимал теорию реализации во втором смысле, ибо я прямо и опре­деленно говорил, что понимаю теорию реализации именно в первом смысле. В статье: «К характеристике экономического романтизма», в том параграфе, который посвящен выяснению ошибки Смита и Сисмонди, говорится: «Вопрос именно в том, как проис­ходит реализация, то есть возмещение всех частей общественного продукта. Поэтому исходным пунктом в рассуждении об общественном капитале и доходе — или, что то же, о реализации продукта в капиталистическом обществе — должно быть разделение... средств производства и предметов потребления» («Этюды», 17) . «Вопрос о реализации в том и состоит, чтобы анализировать возмещение всех частей общественного продукта по стоимости и по материальной форме» (ib., 26) . Не повторяет ли Струве то же самое, говоря — как будто бы против меня, — что интересующая нас теория «показывает ме­ханизм реализации... поскольку такая реализация осуществляется» («Н. Об.», 62)? Про­тиворечу ли я той теории реализации, которую я защищаю, когда я говорю, что реали­зация происходит «лишь среди затруднений, среди постоянных колебаний, которые становятся все сильнее по мере роста капитализма, среди бешеной конкуренции и пр.» («Этюды», 27)? — когда я говорю, что народническая теория «не только показывает непонимание реализации, но еще содержит в себе к тому же крайне поверхностное по­нимание противоречий, свойственных этой реализации)) (26—27)? — когда я говорю, что реализация продукта, происходящая не столько на счет предметов потребления, сколько на счет средств производства, «есть, конечно, противоречие, но именно такое противоречие, которое имеет место в действительности, которое вытекает из самой сущности капитализма» (24) , которое «вполне соответствует исторической миссии капитализма и его специфической социальной структуре: первая»

* См. Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 143, 154. Ред. " Там же, стр. 156, 155, 151.,


78___________________________ В. И. ЛЕНИН

(т. е. миссия) «состоит именно в развитии производительных сил общества (производ­ство для производства); вторая» (т. е. социальная структура капитализма) «исключает утилизацию их массой населения» (20)?

9. По вопросу о соотношении производства и потребления в капиталистическом об­
ществе у нас со Струве, по-видимому, нет разногласия. Но если Струве говорит, что
положение Маркса (которое гласит, что потребление не является целью капиталистиче­
ского производства) «носит на себе явную печать полемического характера вообще
всей системы Маркса. Оно тенденциозно...» (53), то я решительно оспариваю умест­
ность и справедливость подобных выражений. Что потребление не является целью ка­
питалистического производства, это факт. Противоречие между этим фактом и тем
фактом, что в конечном счете производство связано с потреблением, зависит от по­
требления и в капиталистическом обществе, — это противоречие не доктрины, а дейст­
вительной жизни. Теория реализации Маркса именно потому, между прочим, представ­
ляет громадную научную ценность, что она показывает, как осуществляется это проти­
воречие, что она выставляет это противоречие на первый план. «Полемический харак-

-,,                                                                      **

тер» носит «система Маркса» не потому, что она «тенденциозна» , а потому, что она

дает точное изображение в теории всех тех противоречий, которые имеют место в жиз­ни. Поэтому, между прочим, остаются и будут оставаться неудачными все попытки ус­воить «систему Маркса», не усваивая ее «полемического характера»: «полемический характер» системы есть лишь точное отражение «полемического характера» самого ка­питализма.

10. «Каково реальное значение теории реализации?»— спрашивает Струве и приво­
дит мнение г. Булгакова, который говорит, что возможность расширения капиталисти­
ческого производства осуществляется на деле, хотя и рядом кризисов. «Капиталистиче­
ское производ-

См. Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 147. Ред.

Предостережением против употребления подобных выражений мог бы служить классический при­мер господ à la А. Скворцов, который видит тенденциозность в теории Маркса о средней норме прибыли.


______________________ ЕТТТЕ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ РЕАЛИЗАЦИИ____________________ 79

ство растет во всем мире», — указывает г. Булгаков. «Этот аргумент, — возражает Струве, — совершенно несостоятелен. Дело в том, что реальное «расширенно капита­листического производства» совершается вовсе не в том идеальном или изолированном капиталистическом государстве, которое предполагает Булгаков и которое, по его предположению, довлеет себе, а на арене мирового хозяйства, где сталкиваются самые разнообразные ступени экономического развития и различные формы хозяйственного быта» (57).

Таким образом, возражение Струве сводится к тому, что в действительности реали­зация совершается не в изолированном, самодовлеющем, капиталистическом государ­стве, а «на арене мирового хозяйства», т. е. посредством сбыта продуктов в другие страны. Легко видеть, что это возражение основано на ошибке. Изменится ли сколько-нибудь вопрос о реализации, если мы не ограничимся внутренним рынком («самодов­леющий» капитализм), а сошлемся на внешний? если мы вместо одной страны возьмем несколько стран? Если мы не будем думать, что капиталисты бросают свои товары в море или отдают их даром иностранцам, — если мы ие будем брать единичных, исклю­чительных случаев или периодов, то очевидно, что мы должны принять известную рав­номерность вывоза и ввоза. Если данная страна вывозит известные продукты, реализуя их «на арене мирового хозяйства», то зато она ввозит другие продукты. С точки зрения теории реализации, необходимо принять, что «внешняя торговля только замещает ту­земные изделия (Artikel — товары) изделиями другой потребительной или натуральной формы» («Das Kapital», Π, 469.42 Цитир. у меня в «Н. Об.», с. 38*). Берем ли мы одну страну или комплекс стран, сущность процесса реализации от этого нисколько не изме­няется. В своем возражении г. Булгакову Струве повторяет, след., старую ошибку на-

** родников, которые связывали вопрос о реализации с вопросом о внешнем рынке .

См. настоящий том, стр. 46. Ред.

Разбор этой ошибки народников был сделан много в «Этюдах», стр. 25—29. (См. Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 153—158. Ред.)


80___________________________ В. И. ЛЕНИН

На самом деле между этими вопросами нет ничего общего. Вопрос о реализации есть абстрактный вопрос, относящийся к теории капитализма вообще. Берем ли мы од­ну страну или весь мир, основные законы реализации, раскрытые Марксом, остаются те же самые.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!