Раздел 3. Социологические проблемы научного исследования духовной деятельности как феномена культуры и социального института



Тема 7. Духовная жизнь индустриального общества: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку»

Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе общественного развития стран Запада и Востока. Дифференциация сфер духовной жизни: науки, философии, права, морали, искусства и религии. Общественное сознание и общественное мнение.

Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной жизни индустриального общества. Основные детерминанты духовной жизни в индустриальном обществе. Эволюция понятий «духовное» и «материальное» в индустриальном обществе.

Функциональная значимость и специфика каналов массовой коммуникации. Роль массовой коммуникации и массовой культуры в современной духовной жизни. «Омассовление» духовной жизни. Современные явления духовной жизни. XX век - время торжества идеологии технократизма и техноцентризма. Технократизм как логическое продолжение социологизаторства и отрицание органической связи человека с живым Космосом. Модернизм - философия и искусство техногенной цивилизации. Основные направления и черты модернизма в свете духовности. Дегуманизация, деинтеллектуализация и деэстизация духовной жизни. Постмодерн и ниспровержение разума. Отказ от законодательной роли разума. Сомнения в универсальности понятия «истина» и возможности построения единой «картины мира». Постмодерн как тотальная «деконструкция» и хаотизация бытия и мышления. Отрицание мира как органичной целостности.

       Мозаичность, клиповость постмодернистского «дискурса». Смешение «пространств» и «времен», трансформация текста в шизофреническое блуждание остаточного рассудка. Тотальная ирония и цитатность постмодерна. Тяготение к синкретичным формам духовной практики. Движение от декларативного признания «здесь» и «сейчас» действующего эмпирического субъекта в качестве единственной достоверной реальности к фактическому отрицанию субъектности человека. Постмодерн как тотальное свертывание человеческой духовности. Процессы глобализации в духовной жизни современного общества. Глобализация виртуальной реальности: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Виртуальные миры, формируемые посредством искусства и литературы, и их воздействие на общественное и массовое сознание. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности.

Литература (1-3)

Тема 8. Основные черты русской духовности. Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности. Русская духовность как богопознание

       Характеристика русской духовности в работах отечественных и зарубежных мыслителей (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, Е. Трубецкой, П. Сорокин, Д. Лихачев, Е. Троицкий и др.). О. Шпенглер о пространстве как основном прасимволе культуры и роль пространства в детерминации русской духовности. Дуализм русской души. Н. Бердяев о«качании от святости к свинству» как характерной черте русской души. Пограничное бытие (между двумя безднами - внутренней и внешней) как причина дуализма русской души. Русское православие как система духовных установок и ценностей. Официально-духовное и народное («обыденное») православие. Христианская антропология .и русская духовность. Русская духовность и соборное миропонимание. Соборность как принцип устроения всеобщей гармонии и восстановление органической целостности мира. Космизм, соборность, открытость философским вопросам, приоритет смысложизненных ориентаций как черты русской духовности. Концепция духовности в творчестве Ф.И.Достоевского: духовность как субъектность целостной личности (личности как триады: тело-душа-дух). Триадность человека как необходимое условие его гармонической включенности в мировое целое: тело как средство связи человека с природой, душа - средство единения человека с человеком, дух - средство соединения с Богом и своим «я». Творчество Ф.М. Достоевского как отражение ключевых духовных установок и ценностей русской духовности. Легенда и «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») и идеал преображенного мира. Отношения личности и общества в зеркале русской духовности. Социальная типология личности как составная часть художественной социологии. Внемирской тип личности. Социально-философский смысл образа православного аскета в русской культуре. Созидательный и разрушительный типы личности. Феномен соборной личности. Странничество как социальное и духовное явление. Любовь к ближнему как основная духовная и социальная связующая сила. Духовный смысл образа «маленького человека». Идея религиозных оснований социального. Принцип иерархичности в русской художественной социологии. Отрицание крайних форм социального неравенства. Идея ненасильственного движения к социальной гармонии и обретению целостности в социальном пространстве. Преемственность поколений в контексте русской духовности: обретение целостности в социальном времени. Русская культура как общая художественная социология. Характеристика общества как целостного организма. Типология общества. Образы органического и химерического общества. Русская культура о социальном отчуждении как альтернативе соборности. Уровни и виды социального отчуждения. Личный, социально-групповой и общесоциальный уровни отчуждения. Виды социального отчуждения: отсутствие социальных условий реализации личностью своих способностей («Левша») и претензия личности на несвойственные ему роли (Хлестаков). Основные причины социального отчуждения и пути его преодоления.   Общие черты отечественной художественной гносеологии. Познание как «стяжение» истины. Неприятие абстрактного рассудочного знания: Созвучие художественного и религиозного познания. Обращение к Богу как «духовный» вектор человека любящего и пребывающего в трудах. Барское безделье как онтологическая основа атеизма. Богопознание как органическая часть жизни. Богопознание как единение «земного» и «небесного». Ипостаси «земного» и «небесного» в русской культуре. «Земное» как источник жизни, материальный достаток и порабощенность материальным. Низшая ипостась «земного» как исходная ступень богопознания. Искушение - падение - покаяние - искупление - преображение как вектор человеческого бытия.

Литература (1-3)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!