Риторический аспект создания текста



 

Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного).

В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

5. Произнесение (лат. actiohipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

Инвенция.

Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения.

Инвенция обучает искусству аргументации, опираясь на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «сгущенном» виде, например, в пословицах: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы.

В основе выделения топов лежат единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Аристотель в «Риторике» даёт перечень 40 топов, из них 28 надёжных, на которые он и советует опираться. Цицерон в трактате «Топика» приводит их 16. Ломоносов выделял 16. Кашанский в «Общая риторика» 24 топоса.

Основные топосы (смысловая модель).

«род-вид»

«определение» - рассматривают через ближайший род и видовое отличие

1 вид – логические

2 вид – риторические – дают оригинальный взгляд на предмет

«целая часть»

 «свойства»

«сопоставление»

- сравнение

- противопоставление

    6. «причина и следствие»

    7. «обстоятельства» Где? Когда? Как?

    8. «имя»

    9. «пример»

   10. «свидетельство»

Диспозиция

Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении - концовку.

 

Элокуция

Прежде всего следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию, «берущих в плен» мысли и чувства слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

 

Троп (греч. tropos - поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figura – образ, вид) – форма речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.

 

Запоминание

Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими.

Текст речи легче запомнить, если он хорошо структурирован, т. е. характеризуется стройностью структуры, логическим соединением отдельных композиционных частей и подчастей, ясной и простой логикой их расположения. Самые важные положения и формулировки нужно выучить особенно тщательно, чтобы у слушателей не закралось сомнение в том, что оратор сам их плохо осознает. Так же тщательно нужно выучить торжественные, патетические фразы, чтобы не попасть впросак, запнувшись и вспоминая их продолжение. Если оратор все же забыл, что следует говорить дальше, нельзя этого показывать аудитории, делая длинную паузу, – нужно продолжить речь, заменив забытые фрагменты речи другими.

(есть и другие правила для выучивания речи. Книги и лекции, возможно, в помощь)

Произнесение

Существуют следующие правила произнесения речи:

говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;

избегать монотонности, попеременно повышая или понижая голос;

не говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно – следует замедлять или ускорять темп речи в зависимости от ее содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;

не переводить слишком громко дыхание;

делать время от времени логические, оправданные паузы, особенно после важной информации, предоставляя слушателям возможность глубже осознать ее и подчеркивая ее значимость;

не злоупотреблять жестами, используя их в основном лишь в эмоциональных местах речи;

не демонстрировать излишне мимику, так же как ее полное отсутствие;

не расставлять широко ноги, не переступать постоянно с ноги на ногу, не стоять на одной ноге; правая нога должна быть немного выдвинута вперед;

не делать руками различные нервные движения;

не смотреть постоянно в одну точку или на потолок, а равномерно обозревать всех своих слушателей;

не расхаживать перед аудиторией.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 487;