Все заплатки отлетят. Синими штанами
Не хочу я первачу, Золото мое колечко
Хочу второго сорта. Хуже оловянного,
Я чалдона не люблю. Надоели мне чалдоны
Посылаю к черту. Хуже окаянного.
Милый мой такой баской. Милый мой, пойдем домой,
Из деревни из Гарской. Пойдем, моя кровиночка.
Из деревни из Гарской Тебя угонят в Порт-Артур —
Истомил меня тоской Останусь сиротиночка!
Пароход баржу везет — Рыбочка на вилочке —
Баржа семечки грызет. Миленок на заимочке.
Стою плачу у телеги — Миленок на заимочке,
Слезы льются колесом. Шьет милой ботиночку.
ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТОРОЖИЛОВ
V кого пальцы длинны — невеста маленькая будет.
Кто на кошку наступил, — жениться захотел.
Из новой муки в первый раз нельзя печь хлеб, а нужно печь ситники,
Иначе хлеб не будет родиться.
Если корова понюхает дойник, то парное молоко станет кислым;
Если же дать понюхать это подойник быку, то этим дело поправиться.
Нельзя сор на ноги мести — свекровь лихая будет.
Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.
Девушке нужно есть селезенку — косы хорошие будут.
Парню нельзя есть селезенку — верхом не будет уметь ездить.
Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.
На квашню нельзя садиться — обжора будешь.
На ушат нельзя садиться — пьяница будешь.
|
|
Засуха бывает от того, что кем-то оставлены в овине не обмолоченные снопы.
Если в реку ранней весной бросить кусочки хлеба, то ее, матушку, пронесет ото льда легко.
Сорока на дворе застрекочет — то к несчастью в доме.
СИБИРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ПТИЧКА-НОСОК КАК СПИЧКА
Жил старик со старухой, жили они бедно. Старуха отправила своего старика рубить дрова. Вот он подходит к пню, и стал дрова рубить. Оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает старика: «Чево тебе, дедушка, нужно»? Он говорит: «Дров». Она ему говорит: «Иди домой, завтра все будет готово». Наутро они встают, дров у них полон двор.
Утром встала старуха, опять посылает старика просить у птички хлеба. Старик опять так же приходит, стукнул о пенек, оттуда вылетает птичка-носок как спичка и спрашивает, что ему нужно. Он ей опять говорит, что хлеба. Она опять отправила домой и сказала, что завтра все будет готово. Старуха утром встала, пошла в анбар — анбар полон муки.
Старуха тогда опять послала старика, чтобы он попросил птичку сделать ее барыней, а его барином. На другой день послала старика к птичке, чтобы она сделала ее царицей, а его барином.
Когда они проснулись, то увидели, что старуха сделалась кыской, а старик кошаком. Оба голодные и мявкают.
|
|
БЫЛИЧКИ
Быличка — форма произведения устного народного творчества, бытовавшего в прошлом на Урале и в Сибири. Традиционные мифологические сюжеты о «нечистой силе», сказочных существах, домовых и прочих персонажах русских сказок сибиряки, будучи более рациональны и менее религиозны, облекали в сказания-былички, якобы имевшие место в жизни конкретных людей. Былички рассказывались обязательно со ссылкой на кого-либо.
«Вот еще чего сказывал Федча Таразан. Он сказывал, что в Байкале — море водятся фараоны. Однажды ефти фараоны разыгрались и утопили судно; вот жители ефтова места догадались — закинули невод и вытащили ефтих фараонов до пятидесяти: человек совсем, голова, руки и все человечье... ноги только, где лапы тут, срослись и хвост рыбий; вот ефти жители навязали прутьев и всех фараонов простегали и побросали в море; опосля как рукой сняло, фараонов не стало, ушли в другое место. Как ефтому верить?»
(Рассказ тобольского крестьянина. Записан в 1848 г. См.: Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск. 1989.).
В данном случае рассказы жителей Байкала о тюленях обросли попутно в процессе передачи информации мифологическими добавлениями из сказаний более древних языческих времен.
|
|
За селом Бугуртак, (недалеко от Курагино) у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было.
В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, - говорил, что от него идут искры. Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Курагинские крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.
Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро. Сказка, можно сказать, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев.
|
|
(Рассказ записан мною летом 2000 г. от Баландина Андрея Викторовича жителя с. Имисское Курагинского района Красноярского края. - Б.А.)
В данном рассказе присутствуют все элементы сибирской былички: ссылка на подлинность происходивших событий, указание времени события, подробное перечисление всех рассказчиков и ссылка на них. В быличке есть и попытка доказательства на основе современных данных.
10. ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ
Савельев А.А. (1874—1942).Записи примет, обычаев, поверий, ритуалов крестьян-старожилов Пинчугской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. (Начало ХХ в.)
НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ. Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».
При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».
Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку]. Урожай и сев будут удачны.
Во время посадки [клубней] картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.
О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ. Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести [золу] можно.
При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (с. Богучаны, д. Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое.
Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.
О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Бывает, что собака теряет аппетит. В д. Пинчуге, чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста, а в с. Богучанах одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».
Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву. Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов. Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их. Тогда хозяйка [берет] в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо-идущей корове она дает кусок хлеба. Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота. А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой. День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.
ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА. При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни. На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.
Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.
В старину при постройке избы под окладку [нижний венец бревенчатых стен] всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матню [матицу] третью часть того, что кладут под окладку.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!