В Родительский день вставали до рассвета. Родни члены шли семьи с кутьей в церковь, где служилась панихида и поминались умершие, другие оставались дома и готовили обильный обед
После службы в церкви сибиряки посещали «могилки». В нарядах одеждах все жители селения сходились вместе, поминали умерших кутьей, яйцами, блинами, прикусками. «На могилках старожилы в этот день «христосуются» с родителями: ставят кутью, раскрашенные яйца, поминают вином, затем приглашают помянуть встретившихся близких, соседей, односельчан.
Многие берут на могилки самовар. Многие приносят вина»: пьют сами и угощают «родителёв», выливая из рюмки вино на могилу. Степенно посидят, помянут и уходят», — писал об этом обряде в конце XIX в. этнограф В.С. Арефьев.
По возвращении с кладбища крестьяне накрывали дома столы, выставляли обильные кушанья, в несколько рюмок наливали вино и накрывали их кусочками хлеба. Затем открывалось окно, через подоконник на улицу свешивалось полотенце — «дорожка» для душ умерших предков. Все родственники и приглашенные покидали комнату и выходили в переднюю избу или во двор, предварительно помолившись с поклонами в переднем углу перед иконой. Старожилы верили, что души умерших предков в это время пируют, общаются за накрытым столом. Считалось, что обильно накрытые столы доставляют им радость и показывают степень уважения и почитания предков живущими
По прошествии некоторого времени все возвращались за столы и с молитвой приступали к поминальному обеду.
Не только в «Родительску Пасху», но и повседневно старожил обращался к предкам за советом, мысленно разговаривал с ними о делах и проблемах; в сознании предки оставались частью этого мира.
|
|
КРУГЛЫЙ ГОД: КАЛЕНДАРЬ СИБИРСКИХ
НАРОДНЫХ ПРИМЕТ
«Божье посещение …от бывшею в реке Енисее
великои вешнеи воды, …скотину водою разнесло, и довольно в анбарах и на поле посевного хлеба потопило». (1766 г.)
Цикличность уклада жизни сибиряка-землепашца, круг ежегодных работ и забот базировались на ежегодной повторяемости природных явлений. При этом периодичность и своевременность принимаемых решений, во многом, зависели от умения предугадывать изменения в природе, от прогнозирования возможного урожая или неурожая. За два-три столетия жизни на сибирской земле, путем кропотливых эмпирических наблюдений и систематизации знаний, трудом многих поколений сибиряков был собран богатейший метерологический материал. Уникальность народного календаря состоит в сообразности природно-климатическим условиям края, его резко-континентальному климату.
Несмотря на то, что многие приметы воспринимаются ныне несерьезно, их цивилизационная ценность несомненна. Многие из них, несмотря на глобальные изменения климата, могут помочь сибиряку и в наше время, кроме этого, собранные по крупицам и систематизированные приметы народного календаря лишний раз свидетельствуют о любознательности, уме, сообразительности, наблюдательности, расчетливости и просчитанности уклада жизни старожилов.
|
|
Даты сибирского календаря народных примет приводятся по новому стилю:
Васильева (Новогодняя) ночь (с 13 на 14 января в XX – XXI вв.) звездиста — к урожаю ягод.
На Новый год (14 января) кить (мягкий снer) падет, — то к урожаю;
На Новый год тепло и снег — то лето теплое, дождливое;
На Новый год тепло и без снега — то к неурожаю и к болезням;
На Новый год приготовишь на стол много перемен блюд вкусных, — то сытно будешь есть весь год;
На Рождество иней — к урожаю хлебов. Темная ночь — коровы будут молочными, светлые — в году куры будут ноские;
Если Богоявление (Крещенье) приходится на полный месяц (Богоявление — 19 января), — к большому разливу;
На Григория (23 января) иней на стогах — к мокрому лету;
На Ефимия (2 февраля) в полдень солнце — то к ранней весне;
На Полузимицу (7 февраля) ведро — весна будет красна;
На Трифона (14 февраля) звездиста ночь — к поздней весне;
На Сретенье (15 февраля) утром снег — к урожаю ранних хлебов; в полдень снег — к урожаю средних хлебов; к вечеру — к урожаю поздних хлебов;
|
|
Какова Авдотья (14 марта), таково и лето. Если тепло и каплет с крыш, — лето будет теплое;
На Василия Теплого (4 апреля) солнце в кругах — к урожаю;
На Благовещенье (7 апреля) вывешивают мокрое полотенце. Если к утру полотенце «заколеет» (замерзнет) — лето дождливое будет; если будет «волглое» (сырое) — лето будет среднее; если полотенце высохнет к утру — лето будет хорошее;
На Благовещенье взвешивали три первых куриных яйца. Если первое самое тяжелое, — то к хорошему урожаю, если третье — то к плохому;
На Якова (13 мая) ясный восход солнца,- будет «вёдреное» лето;
На Иова (19 мая) большая роса — к урожаю огурцов;
На Николу (22 мая) дождь — это благодать божья на весь год;
В мае кукушка закукует на «голый» лес — к неурожаю;
На Мокея (24 мая) будет мокро, — лето будет мокрое; если на Мокея сухо, — то лето будет сухое; туман на Мокея — к мокрому лету;
На Луку (13 июня) южный ветер — к урожаю, северо-западный ветер — к сырому лету;
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!