ДУХОВНОСТЬ И ТРАДИЦИИ СТАРОЖИЛОВ



ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ КРАЕ

Русские люди при­несли с собою в Сибирь традиционные занятия, уклад жизни, семейно-родственные отношения, общинную организацию жизни и, конечно, пра­вославную веру. Наряду с личным мужеством, стойкостью, предприимчи­востью и трудолюбием, в сибиряке во многом именно православием закла­дывались такие черты, как духовность, сострадание, терпение, нравственные заповеди. Все это помогало выстоять в борьбе с трудностями. Вера была олицетворением нравственного идеала старожила. «Нехристь» – говорили о человеке, нравственно ущербном, совершающем дурные поступки. «Вот это по-божески» – оценивали в «обществе» благородный поступок.

Несмотря на то, что старожильческая Сибирь была менее религиозна, особенно в выполнении повседневной обрядности, менее усердна в посещении церкви, все же каждый человек был в душе верующим. Практичность, реалистичность и опора на свои силы придавали человеку уверенность в жизни, но непредсказуемость природных явлений, болезни и несчастные случаи говорили ему, что «все мы ходим под Богом». Вера помогла воспитанию мудрого отношения к вопросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции предков. Жизнь человека была связана с православ­ным календарем праздников, обрядов, постов и мясоедов.

Освоение сибирского края и возникновение населенных пунктов по­требовало строительства храмов и организационного оформления право­славия в Сибири. Созданная в начале XVII в. Сибирская Тобольская епархия выбрала в себя с 1620 г. и Приенисейский край. С 1832 г. приходы Енисейс­кой губернии вошли в состав Томской и Иркутской епархий, а в 1861 г. была образована самостоятельная Енисейская епархия. К 1916 г. в Енисейскую епархию входило: 8 приходов и 2 собора в г. Красноярске, 43 прихода в Красноярском уезде, 83 прихода в Канском, 69 — в Ачинском, 82, — в Минусинском, 33 —в Енисейском уезде и 6 прихо­дов в Туруханском крае.

Сельский приход включал в себя определенную территорию, на ко­торой располагалось 10—15, иногда и более деревень. Центром прихода было село с церковью. Приход часто совпадал в границах с волостью.

Открытие многих приходов и строительство храмов в сельской мест­ности относится к XVII—XVIII вв. Так, в с. Сухобузимском церковь была построена в первой половине XVIII в , в 1760 г. был открыт Ирбейский Спасский приход, во второй половине XVI II в. был построен Балахтинский Введенский храм, в 1778 г. основан Назаровский Троицкий приход. Основа­ние Амонашевского Николаевского прихода относится к 1790 г.

Храм посвящался имени Святого или определенному событию, поведанному Священным Писанием. Главным праздником прихода был Храмовый праздник. Храмы долгое время были центрами грамотности: при церкви открывались библиотеки, церковно-приходские школы. Здание храма строилось в основном на мирские средства и всем ми­ром. Но, отмечены случаи, когда церковь строилась в дар приходу на сред­ства зажиточных крестьян, купцов. При этом, «общество» давало разрешение на «сие богоугодное дело» только честному, высоконравственному человеку.

Вначале крестьяне составляли прошение в адрес духовной консистории и Си­нода, утверждая его на общем сходе. В прошении обязательно указывалось стремление общины «заботиться о религиозности и нравственности» членов общества».

Лишь получив разрешение, строили здание храма. Происходило это так, как вспоминал, по рассказам стариков, Л. Ф. Журавлев бывший учитель и старейший житель с. Имисского, Минусинского уезда:

На общинном сходе крестьяне приняли решение обязать каждого домохозяина спилить, вывезти и приготовить к рубке по одному бревну. Предварительно, по будущей лесосеке прошла группа стариков и с помощью веревочек-мерок выбрала лучшие деревья одного диаметра. Эти сосны метились заруб­ками в виде креста. Из ошкуренных от коры и отесанных бревен всего за одно лето была срублена нанятой «миром» плотничьей артелью приходская церковь. В 1867 г. церковь была освящена, и, выделанный из Курагинского прихода, образован Имисский Казанский приход.

Персонал храма, состоял обычно из священника и псаломщика, а в некоторых церквях были и дьяконы. От казны священнику полагалось жало­ванье 300—400 руб. в год, псаломщику — 150—200 руб. Притч обеспечивался квартирами, землей, покосами. По решению схода мир выделял из общественного «магазина» священнослужителям и «хлебную ругу», в приходе оставалась и часть собранных кружечных доходов. Во многих приходах сан священника переходил от отца к сыну и далее к внуку. Например, в Юксеевской Покровской церкви с 1744 по 1892 гг. служил род священнослужителей Тыжновых!

Как и во всей России, церковь в сибирском селе сочетала законным браком молодоженов, крестила младенцев, поддерживала духовно слабых и немощных, помогала поддерживать мир и согласие в общине, семье, отпе­вала усопших. Приход помогал единению крестьян многих деревень.

Верующие посещали церковь в основном в воскресные дни, чаще зимой, чем летом. Отмечалось, что в летнюю пору крестьяне в церковь почти не ходили, особенно из отдаленных деревень. Для посещения церкви сибиряки надевали лучшие одежды, в храме вели себя «чинно, благопристойно, степенно». Женщины относились к вере ревностнее, чем мужчины. Естественными для верующего, были молитвы утром и перед сном, перед едой и после принятия пищи, перед началом любой работы и по завершению ее. В наиболее торжественных случаях молились всей семьей перед иконой при зажженной лампадке:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!