Составить систему вопросов по анализу эпизода в эпическом произведении. Выделить те из них, которые способствуют выявлению авторского отношения к изображаемому



Литература как учебный предмет в современной школе. Литература – один из учебных школьных предметов. Она входит в систему филологических дисциплин. Литература – искусство, средством выражения которого является слово. У нее есть свои цели и задачи - образовательная, воспитательная и развивающая - они прописаны в стандарте по литературе. Так как литература - учебная дисциплина, то при анализе произведения следует исходить из того, что: 1) литературное произведение существует как реальность, обладающая идейной, нравственной, философ. и эстетич. ценностью. 2) художественный мир литературного произведения не имеет ничего общего с материальной реальностью. 3) любое художественное произведение строится на принципах художественной условности. 4) литературные произведения ничего не доказывают и не объясняют на рациональном уровне. 5) восприятие ЛП возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национальной Л возможно на фоне мирового Л процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий - художественность. Литература как уч. предмет связана с рус. и иностранным языками, с которыми образует круг филолог.-худ. дисциплин: с историей, обществоведением при рассмотрении обзорных тем, с ИЗО и музыкой единая эстетическая основа. Межпредметные связи помогают решить задачи в преподавании Л: выявить особенность Л как искусства слова. Сопоставление с др. видами искусств; помочь в понимании отдельных проблем, рассматриваемых на уроках Л; создать эмоциональное поле урока.

Дать анализ одного из разделов программы и соответствующего раздела учебника.

Для анализа взята рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Г.И. Беленького (и учебник под редакцией Беленького).

Конкретный раздел программы - Литература XVIII века.

Ø Общая характеристика литературы XVIII века (заголовки «Столетье безумно и мудро», «Творцы русской литературы»). Сведения о классицизме. Поворот к внутренней жизни страны (такие темы, как: крепостное право, деспотизм помещиков, злоупотребления и продажность человечества). Обращение к частной жизни человека.

Ø М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта:

Реформатор языка. Реформатор стиха. Ломоносов-поэт.

Для чтения и бесед: «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Ø Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед: «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

Ø А. Н.РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед: «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Ø Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед: «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Ø Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве:

Карамзин-писатель. Карамзин-историк. Основатель сентиментализма.

Для чтения и бесед: «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

№ 2

Развитие речи учащихся на уроках литературы в средних и старших классах.

Хотя работа по развитию речи ведется в той или иной форме на каждом уроке литературы, наряду с ними проводятся и специальные уроки развития устной речи, на которых на материале изученного литературного произведения или нескольких произведений одного автора создается оптимальная ситуация речевого общения, активизируется речевая практика учащихся. Для этого закрепляется усвоенная на базе художественных произведений лексика, создаются условия для отработки различных видов устных высказываний, ведения диалогов.

В.Я. Коровина разработала и реализовала в методических пособиях определенный вариант структуры такого урока, в основе которого лежит следующее положение: «Интерес учащихся, пристальное внимание к собственной речи и речи своих товарищей рождается благодаря постоянно меняющемуся (от занятия к занятию) материалу произведений Пушкина или Лермонтова, Гоголя или Тургенева и систематической отработке монологической и диалогической речи обучающихся». Вот предложенная В.Я. Коровиной схема такого урока.

· «Слово учителя о задачах специального урока.

· Словарная работа.

· Беседа. Диалоги. Введение слов, над которыми велась работа, в предложение собственной конструкции. Формулирование ответов и вопросов.

· Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы.

· Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурс.

· Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

· Диалоги. Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. Отзывы, рецензии учащихся.

· Прослушивание авторского и актерского чтения.

· Обсуждения, диалоги. Беседа. Рассказ-рассуждение по поводу услышанного. Сообщения о художниках.

· Заключительное слово учителя.

· Подведение итогов: удачи и недостатки, пожелания каждому».

(Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация... д-ра педагогических наук. — М., 1994.)

Примером такого построения урока развития устной речи может служить проводимый в седьмом классе урок, основанный на сопоставлении произведений Тургенева и Гоголя, который планируется после изучения «Бежина луга» и «Тараса Бульбы». К уроку подготовлены цитаты, ставшие его лейтмотивом: «...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н.В. Гоголь) и «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (И.С.Тургенев).

Словарная работа включает в себя лексические пласты из произведений обоих писателей, помогает ввести в свой активный словарь новые слова и выражения. К примеру, такие фрагменты текстов могут дать источник для обогащения речи школьников:

«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Из травы подымалась мелкими взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха» (Н.В. Гоголь).

«...Утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем»; «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков: золотисто-серых с нежными краями» (И.С. Тургенев).

Затем следует конкурс на лучший художественный пересказ фрагментов из прочитанных произведений Гоголя и Тургенева по критериям: последовательность, связность, выразительность, умение использовать слова и выражения из текста произведения, описания, портретные характеристики героев и др. Следующий этап работы на уроке развития устной речи — узнавание автора текста по характерным признакам. Как правило, выбираются пейзажные и портретные описания. В завершение урока звучит чтение отрывков и короткие художественные пересказы текстов того и другого писателя. Возможны рассказы о жизни и деятельности Гоголя и Тургенева на основе знаний семиклассников. Все это может входить в программу конкурса.

В настоящее время учителя ведут поиски и других интересных и развивающих школьников и в речевом и в художественно-эстетическом аспектах форм урока устной речи. Так, учитель Харитонова О.Ю. (Северный учебный округ г. Москвы) проводит уроки развития речи учащихся V-VII классов, по своему виду и жанру соответствующие родовой и жанровой специфике изучаемых художественных произведений. Это проявляется как в содержании и структуре уроков, так и в определении их видов, или подзаголовков, в роли которых они выступают, например, «Путевые заметки», «Литературная гостиная», «В гости к сказке» и др. (при изучении эпических произведений), «Театральная гостиная», «На репетиции спектакля», «В лаборатории режиссера» и др. (при изучении драматических произведений).

Возможно проведение уроков развития устной речи и в старших классах, хотя специального указания на них в программах нет.

 

К таким урокам в старших классах можно отнести «Прекрасное в жизни и искусстве», «Стиль, отвечающий теме», «Живые страницы биографии Тургенева», «На чьей стороне истина? (Монологи и диалоги Раскольникова)» и др. (см.: Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988).

Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы

Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации монологических высказываний на литературные темы.

I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

II. Продуктивные высказывания:

1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.

2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и др.

3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.

4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.

5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.

Составить систему вопросов по анализу эпизода в эпическом произведении. Выделить те из них, которые способствуют выявлению авторского отношения к изображаемому.

«Отцы и дети». Эпилог. Тургенева. 10 класс

1. Почему Тургенев не заканчивает роман смертью Евгения Базарова?


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1060; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!