Литературное развитие учащихся в современной школе. Критерии литературного развития



Целостный характер воздействия литературы на личность ученика: эмоции, воображение, интеллект. Личностный характер восприятия искусства. Сущность и структура читательской деятельности: чтение как труд и творчество.

Особенности читательского восприятия в различные периоды литературного развития читателя-школьника: период «наивного реализма» (характерный для учеников 5 – 7 классов способ восприятия литературы: слияние в сознании читателя искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и логической фрагментарности в непосредственном читательском восприятии, трудности восприятия художественной формы), период «нравственного эгоцентризма» (для школьников 7 – 10 классов характерно наполнение художественного текста собственными этическими проблемами, переакцентировка смысла произведения в сознании читателя, интенсивное развитие читательского воображения), «эпоха связей» (10 – 11 классы – период осознания исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение компонентов художественного произведения, концепционность читательского восприятия и ослабление способности конкретизации литературных образов). Взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения в школе.

Критерии литературного развития.

Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано.

Психологи подчеркивают, что развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений, опыта, но, главным образом, внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречавшихся ранее. Поэтому основным критерием развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть: для того, чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно.

Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

 

Составить план одного из уроков по изучению рассказа И.А.Бунина. Продумать пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов произведения. Указать общие, групповые и индивидуальные задания. Определить их характер и цели.

Изучение рассказа И.Бунина "Чистый понедельник" (урок-исследование). 11 кл

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать:

а) особенность понимания Буниным любви;

б) противоречивость характера героини;

в) "филологию Бунина"; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

I.Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

  • реалии быта;
  • описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);
  • какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках - Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.

II.Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник". (И. Бунин)

III.Слово преподавателя

Рассказ "Чистый понедельник" написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. "Чистый понедельник" вошел в сборник "Тёмные аллеи".

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов (перечислить).

"Тёмные аллеи" - лучшая книга, по мнению Бунина, ("Я написал лучшую свою книгу"), то "Чистый понедельник" - лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

И т.д.

Анализируем текст.

IV.Заключительное слово преподавателя

(Например) "Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как "неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь.

V.Домашнее задание.

№ 9

1. Содержание и этапы литературного образования в школе.

Литературное образование в школе включает 3 этапа (по классам):

I. 1-4, главное - научить школьников читать художественный текст, пересказывать и выявлять тему произведения.

II. 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории литературы).

III. 10-11 (чтение + автор + теоретико-литературные понятия + выявление авторской позиции).

Литературное образование на каждом этапе имеет свое содержание. Оно определено образовательным минимумом по литературе. В 10 классе представлена русская литература 19 века и даются отдельные сведения по зарубежной литературе. Русская литература в большинстве воем изучается монографиями. В 11 классе изучается русская литература рубежа 19-20 веков и 20 века. Программа этих классов обращает особое внимание на вопросы, связанные с теорией литературы. В 10 классах учащиеся должны овладеть комплексом теоретических понятий, отражающих историко-литературные процессы. В 11 классах происходит формирование новых понятий, связанных с историко-литературным процессом. Такова особенность всех традиционных программ.

Инновационные программы имеют свою специфику. Они предполагают углубленное изучение национальной литературы. Главная цель - освоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте. Ведущая теоретико-литературная проблема в 10 классе - художественный мир русской литературы 19 века, в 11 классе - 20 века. В них расширен жанровый спектр русской литературы.

Учебные планы по литературе для старших классов предусматривают два уровня глубины изучения предмета - общеобразовательный (2-3 часа в неделю) и углубленный (5-6 часов). Изучение литературы на общеобразовательном уровне предполагает сохранение традиционной основы курса. Делается упор на контекстуальное изучение произведений, включенных в образовательный минимум. Но два часа в неделю не позволяют решить задачу литературного образования на традиционном уровне. Уменьшение количества часов на литературу ослабевает гуманитарную основу отечественного образования. В школах с углубленным изучением предмета расширяются рамки содержания курса. Основная задача - освоение литературы на углубленном уровне, изучение исследовательской деятельности. В процессе изучения в этих классах необходимо выстроить историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, формировать умение обобщать и сопоставлять различные явления и факты.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!