Академик Яков Иванович Бередников



Яков Иванович Бередников, некоторыми современными энциклопедическими изданиями, отнесен к великим людям России. Он был одним из первых российских археографов, и его заслугой является создание базовых собраний исторических документов, которые используются при изучении истории России.

Я.И. Бередников происходил из старинного тихвинского купеческого рода. Он родился в Санкт-Петербурге 7 октября 1793 года. Детство провел в Тихвине. Начальное образование получил в небольшой частной школе, которую содержали сестры Е.И. и В.И. Горихвостовы[34]. Последующее образование получил в Тихвинском духовном училище, где изучал кроме общих предметов французский и немецкий языки. Его успехи в учебе были замечены тихвинским архимандритом Герасимом, который поощрял его к дальнейшим занятиям науками.

В шестнадцатилетнем возрасте Яков был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербург и поступил в единственную в те времена столичную гимназию. К гимназическому периоду относятся его первые литературные опыты. Стихи способного гимназиста были представлены Г.Р. Державину, который посоветовал ему напечатать их в «Вестнике Европы».[35]

В конце 1811 года Яков Бередников вернулся в Тихвин, не завершив гимназический курс обучения по состоянию здоровья. В следующем году он попытался поступить вольнослушателем в Московский университет, но вступление французов в Москву сорвало его планы и заставило возвратиться в Тихвин. Стремление получить университетское образование не оставляло юношу и привело его в Казанский университет, где он посещал лекции с 12 июня 1813 г. по 8 июля 1815 г.

Смерть матери и возвращение к отцу в Тихвин не смогли надолго задержать образовательную подготовку Бередникова. Она продолжилась в Московском университете, где Яков Иванович занимался с 6 сентября 1815 года по 27 марта 1819 года, уделяя особенное внимание изучению русской истории. Недостаток средств заставил его занять место гувернера в семействе сенатора Нарышкина. Данная должность не была обременительной, она позволяла летний период проводить в подмосковной усадьбе, что было важно для поддержания здоровья. Имелось время и для занятий поэтической деятельностью.

К этому периоду относится установление связей Якова Ивановича с литераторами входящими в ВОЛСНХ. По предложению А.Е. Измайлова он избирается действительным членом общества в связи, с чем 20 февраля 1819 года было послано уведомительное письмо[36]. В это же время на заседании общества был озвучен перевод Я.И. Бередниковым отрывка из энциклопедической «Всеобщей теории изящных искусств» немецкого философа, просветителя и педагога Иоганна Зульцера.

Новый этап в жизни Я.И. Бередникова, связанный с государственной гражданской службой, начался в феврале 1820 года и продолжился семь лет. Его служба в качестве чиновника Казенной палаты первоначально проходила в Новгороде, затем с перерывами в канцелярии дежурного генерала Главного штаба в Санкт-Петербурге, канцелярии новороссийского генерал-губернатора в Одессе и снова в Новгороде. Не испытывая особого расположения к чиновничьей службе Яков Иванович вышел в отставку и с февраля 1827 года поселился в г. Тихвине в доме на углу Козьмодемьянской и Петербургской улиц.[37]

Доступ к архиву Тихвинского Богородицкого монастыря Я. Бередников использовал для получения палеографических знаний. Спустя некоторое время он приобрел навыки свободного чтения древних рукописей и по текстовым особенностям определять время их написания. Ряд документов, включая материалы к биографии четвертой супруги Ивана Грозного Дарьи Колтовской, были им опубликованы в журналах «Сын Отечества» и «Северный архив».

В круг общения Якова Ивановича в данный период входил поэт А.А. Крылов, ставший его близким другом. Их сблизили те обстоятельства, что они почти одновременно вступили в ВОЛСНХ, имели общий круг знакомств в литературной среде Санкт-Петербурга и в провинциальной среде Тихвина. Когда же поэт А.А. Крылов, вследствие обострения болезни, всё больше становился «усадебным затворником» между ними завязалась доверительная переписка. Смерть поэта в усадьбе Кулыгино тяжело переживалась Я.И. Бередниковым. Составленный им некролог А.А. Крылова был напечатан в журнале «Северная Пчела». Возможно, Яков Иванович является и автором эпитафии на могиле поэта.

Данный тихвинский этап жизни Я.И. Бередникова внес существенные изменения в его повседневную жизнь. Он женился и приобрел верную спутницу жизни, разделившую с ним трудности бытия при небольших доходах. Особую удовлетворенность молодого отца вызвало появление в семье дочери и сына.

В 1830 году начался новый этап в жизни Я.И. Бередникова. Он принимает приглашение археографа П.М. Строева включиться в работу недавно созданной Археографической комиссии и зачисляется на службу в Академию Наук. В течение последующих четырех лет Яков Иванович находился в непрерывной экспедиции в поисках археографических материалов. Он единолично произвел розыск старинных документов во многих монастырях и уездных городах двенадцати северо-западных и центральных губерний России.

В Соловецком монастыре Яков Иванович работал свыше полутора месяцев и выявил ряд важных документов, после чего архив монастыря надолго выпал их поля зрения историков.[38] Не обделяет вниманием молодой археограф небольшие монастыри. В 1834 году он находит малоизвестный список жития св. Кирилла Челмогорского (XIV в.), написанный в XVII веке в Челмогорском монастыре, расположенном в 50 верстах от Каргополя близ Лекшмозера. При посещении Переславля-Залесского в 1833 году в поле зрения Я.И. Бередникова попал ботик Петра I. Он сделал самую раннюю опись вещам хранившимся вместе с ним.[39] Всего П.М. Строевым и Я.И. Бередниковым было обследовано около 200 библиотек монастырей и архивов губернских и уездных городов.[40]

В январе 1835 года Археографическая экспедиция в основном завершилась, предстояло обработать собранный материал и исторические документы, хранящиеся в столичных архивах и библиотеках. Руководитель Археографической экспедиции П.М. Строев подал в отставку, и вся дальнейшая работа легла на плечи Я.И. Бередникова.

23 января 1835 года он принимается на службу в Департамент Министерства народного просвещения, а 15 февраля 1835 года получает назначение на должность заведующего I отделением библиотеки Академии Наук.[41] Я.И. Бередников плодотворно работает в различных направлениях. Библиотека Академии Наук получает новый каталог, в «Журнале Министерства Народного Просвещения» систематически размещаются статьи об открытии важных исторических документов, готовятся к изданию рукописи собранные Археографической экспедицией.

В 1836 году вышли из печати первые четыре тома Актов Археографической экспедиции под редакцией Я.И. Бередникова. Издание имело большой успех. Экспедиция была преобразована в Археографическую Комиссию и на неё были возложены обязанности дальнейшего розыска документов, а также издание полного собрания Русских летописей. Главным редактором комиссии был назначен Я.И. Бередников. За успешные труды в дополнение к ордену св. Анны 3-й степени (1834 г.) он награждается орденом св. Владимира 4-й степени.

В 1838 году им были изданы в одном томе «Акты юридические» или «Собрание форм старинного делопроизводства». В 1840 году под его редакцией вышло в свет сочинение русского эмигранта XVII в. Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». С 1841 года труды Археографической комиссии начали выпускаться в двух отдельных изданиях: «Акты исторические» и «Полное собрание русских летописей». Выпуск тщательно отредактированных сборников документов следует один за другим.

За творческую научную работу Я.И. Бередников повышается в чине (надворный советник – 1844 г.), назначается адъюнктом Академии Наук и награждается орденом св. Станислава 2-й степени (1843 г.). В 1845 году он повышается в звании до экстраординарного академика и получает чин коллежского советника (1846 г.).

Дальнейшая работа в Археографической комиссии Я.И. Бередникова, совместно с членом комиссии Коркуновым, привела к выпуску в 1846 – 1853 гг. пятитомного издания «Дополнений к Актам историческим». Кроме того, он помогал П.М. Строеву в работе по составлению каталога монастырским настоятелям и архиереям с XIV по XVIII века.

Все первые шесть томов «Полного собрания русских летописей» издавались под редакцией Я.И. Бередникова. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери было включено им в III том собрания летописей. Седьмой том, над которым он работал в 1853-1854 гг., завершил позднее А.Ф. Бычков. Необыкновенное трудолюбие Я.И. Бередникова зафиксировано во множестве документов Археографической комиссии. Не оставлял Яков Иванович экспедиционной работы. В 1849 году он посетил Старую Ладогу, исследовал архивы мужского Николаевского и женского Успенского монастыря и обратил общественное внимание на состояние храма св. Георгия XII века.

Заслуги Я.И. Бередникова в научной деятельности были отмечены Академией наук 6 февраля 1847 года присвоением звания ординарного академика. В феврале 1849 года он был произведен в статские советники, в мае 1851 года удостоен ордена св. Анны 2-й степени, а в ноябре 1853 года – ордена св. Владимира 3-й степени.

С возрастом здоровье Якова Ивановича продолжало ухудшаться. В летний период он обычно выезжал на отдых в любимый им Тихвин. Однако и здесь им был продолжен сбор и обработка исторических материалов, результатом которых явилось появление Историко-статистического описания Тихвинского большого монастыря.

Летом 1854 года Я.И. Бередников находился на даче в Павловске. Болезнь его обострилась. Пагубно подействовал переезд с дачи на квартиру на Васильевском острове в начале сырой и холодной осени. 28 сентября 1854 года академик Я.И. Бередников скончался. По желанию покойного его похоронили на кладбище Тихвинского Богородицкого монастыря.[42]

Литератор и критик, академик П.А. Плетнев в объемной статье, напечатанной в Известиях Императорской академии наук в 1854 году, подробно отразил основные этапы жизни и деятельность покойного академика в составе Археографической комиссии на протяжении двадцати четырех лет. Он отметил, что Я.И. Бередников «…постоянно думал об отечественной Истории, и разным её отраслям посвящал неутомимую свою деятельность».

 

Отец и сын Заболотские.

Художник Петр Ефимович Заболотский родился в семье тихвинского ремесленника в 1803 году. Принадлежность к мещанской семье с детских лет обуславливала трудности в образовании и формировании известного художника. Заслугой его отца явилось то, что мальчику не помешали проявить и развивать способности к рисованию и дали возможность учиться в тихвинском уездном училище. Педагог училища В.А. Югович ввел талантливого ученика в среду местных помещиков и купцов, которые стали заказывать ему написание своих портретов, исполняемых в примитивном стиле.

Определяющим событием в жизни юноши Петра Заболотского явилось его знакомство с меценатом, коллекционером и теоретиком искусства А.Р. Томиловым - новоладожским и тихвинским помещиком, владельцем усадьбы Успенское находящейся на берегу Волхова близ Старой Ладоги. Хозяин усадьбы к 1820-м гг. собрал обширную коллекцию русской и западно-европейской живописи и графики, которая продолжала пополняться. В гостеприимном доме А.Р. Томилова подолгу жили и работали художники А.О. Орловский, К.Я. Рейхель, О.А. Кипренский, А.Г. Варнек, А.Г. Венецианов и другие.

Оценив талант тихвинского ученика-самородка, А.Р. Томилов пригласил юношу посетить Успенское. Здесь П.Е. Заболотским в 1822 году были написаны его работы: этюд «Дожинки», или «После жатвы», «Портрет девочки с виноградом», ныне хранящиеся в Русском музее[43]. А.Р. Томилов помогает художнику материально в тяжелые моменты жизни семьи Заболотских. Он наставляет молодого художника на получение профессионального образования.

По протекции А.Р. Томилова в 1825 году Заболотский переезжает в Санкт-Петербург для поступления в Академию Художеств. Он берет уроки у художников А. Варнека и А. Егорова – профессоров академии. Со следующего года он становится «посторонним учеником» академии, но неожиданно до А.Р. Томилова доходят известия о том, что его воспитанник, на которого он возлагал некоторые надежды, вернулся в Тихвин и женился. Петр Ефимович срочно пишет оправдательное письмо к своему «благодетелю» и собирается прибыть к Томилову лично[44]. Ему удается восстановить доверие патрона. С его помощью были преодолены возникшие трудности, вызванные пребыванием художника в мещанском сословии и а также сложности в общении с отцом на почве денежных отношений.

П.Е. Заболотский вернулся в Санкт-Петербург и продолжил обучение в Академии художеств. В период учебы в академии художник неоднократно выполнял заказы различных лиц по написанию портретов, благодаря которым получал средства к существованию и для оказания помощи отцу. В 1827 году он выполнил портрет капитана Светловского Александра Васильевича владельца имения Поречье Георгиевского Озеревского погоста Тихвинского уезда, служившего командиром 2-го эскадрона лейб-гвардии Драгунского полка и позднее похороненного на кладбище Тихвинского Богородицкого монастыря.

К данному периоду относится его «Автопортрет» (1827 г.), позднее включенный в собрание живописи И.С. Зильберштейна в Москве, а также портрет отца художника. В 1828 году Заболотский пишет небольшую картину «Мальчик в белой рубашке» (Нижегородский художественный музей) свидетельствующую об его увлечении творчеством О.А. Кипренского.[45]

В декабре 1829 года «тихвинский мещанский сын» Заболотский получил Малую серебряную медаль за перспективный вид с натуры, а в 1830 году художнику вручена Большая серебряная медаль за три мужских портрета. Участие в академических выставках принесло ему первую широкую известность.

Пребывание П.Е. Заболотского в мещанском податном сословии постоянно осложняло его жизнь. Наконец после длительных хлопот и денежных вливаний в сентябре 1831 года П.Е. Заболотский получает увольнение из мещанского сословия, а Совет Академии Художеств утверждает его в звании свободного художника. Данные обстоятельства открыли перед художником новые перспективы творческой работы.

В начале 30-х годов XIX века П.Е. Заболотский по-прежнему часто гостит в Успенском у А.Р. Томилова. В 1833 году он написал картину «Комната дома Томилова…», ныне хранящуюся в Одесском художественном музее. Несколько ранее выполнена работа «Портрет неизвестного» (1832 г.), находящаяся в художественном музее Нижнего Новгорода. Во время очередного посещения усадьбы Успенское художник пишет картину «Вид Старой Ладоги» (1833 год). В картине «Праздник урожая» в Успенском Заболотский изображает А.Р. Томилова сидящим на крыльце и крестьян пришедших к барину с поздравлениями. Маленьким шедевром является картина «Мальчик с балалайкой» (1835), ныне хранящаяся в Русском музее. Круг общения художников в усадьбе Успенское постоянно расширялся. С 1834 года в ней подолгу жил и работал молодой художник И.К. Айвазовский.

В 1836 году появляется одна из самых значительных работ П.Е. Заболотского в ряду портретных изображений. Он пишет портрет «Ветерана 1812 года унтер-офицера лейб-гвардии Московского полка Андреева» (ГРМ). Знакомство с позировавшим художнику ветераном произошло в доме Философовых в Санкт-Петербурге, которые были родственниками А.Р. Томилова.

В 1836 году в доме Философовых происходит знакомство П.Е. Заболотского с молодым поэтом М.Ю. Лермонтовым. С ним у Петра Ефимовича установились, по словам сына художника П.П. Заболотского, «..очень дружественные отношения»[46]. М.Ю. Лермонтов начал брать у П.Е. Заболотского уроки живописи. По просьбе своей бабушки – Е.А. Арсеньевой – поэт заказал художнику портрет, который был выполнен в начале 1837 года. Портрет М.Ю. Лермонтова, на котором он изображен в ментике лейб-гвардии Гусарского полка, отличался реалистичностью исполнения. Картина была отослана в имение бабушки в Тарханы. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В Тюменском областном музее изобразительных искусств находится картина «Художник П. Заболотский, учитель рисования Лермонтова». На ней изображен художник в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина идентична с портретом М.Ю. Лермонтова за исключением изображения лица, возможно выполненного М.Ю. Лермонтовым. Второй портрет поэта М.Ю. Лермонтова – в штатской одежде – был исполнен П.Е. Заболотским в 1840 году.

Художник по-прежнему связан с семьёй А.Р. Томилова. В 1837 году он пишет картину «Портрет корнета Александрийского гусарского полка Н.А. Томилова». Занимается рисунком с дочерью А.Р. Томилова Александрой. Кроме того, художник дает уроки живописи графине А.А. Толстой, фрейлине при императорском дворе, знакомой М.Ю. Лермонтова.

К 40-м годам XIX века художник становится зрелым мастером, о чем свидетельствует «Портрет И.В. Евреиновой» (1840) хранящийся в Ульяновском областном художественном музее, или выполненная немного позднее картина «Девушка с папиросой» (1850-е гг.), пользующаяся особым успехом у современной молодежи, ныне находящаяся в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

В тщательно выполненных портретах, жанровых сценах и интерьерах П.Е. Заболотский был близок венециановской школе, хотя формально в её никогда не входил. Из других знаменитых художников данного периода особенно близким по манере исполнения был В.А. Тропинин. П.Е. Заболотский начал свой творческий путь в период расцвета академизма и закончил его в начале эпохи передвижничества. Соответственно менялся характер его живописи, но при этом сохранялось главные его признаки, к которым относились, прежде всего, тщательность исполнения картин и стремление к правдивой передаче окружающей действительности.

В 1857 году П.Е. Заболотский был возведен в звание академика «во внимание к искусству и познаниям в художествах», но пора его творческой активности уже миновала. Он ещё пишет портреты (Унковского, купца Марфина), создает интересную картину «Зимний вид г. Шлиссельбурга» (1863 г.), но его работы уже не отвечают новым веяниям в русском художественном искусстве 50-60-х гг. XIX века[47].

Многие годы П.Е. Заболотский плодотворно работал по передаче своего опыта молодым художникам. В 1842 – 1848 он преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств, а также в Санкт-Петербургской семинарии[48], Технологическом институте и других учебных заведениях.

Значительное место в художественной деятельности П.Е. Заболотского занимала иконопись. В Тихвинском крае в период 30-60-х гг. XIX века было построено заново и перестроено свыше полутора десятка каменных храмов, включая такие капитальные сооружения, как Михайловская и Петропавловская церкви, расположенные в торговых селах Окулово и Сомино на Тихвинской водной системе. Иконы письма Заболотского, особенно раннего периода, несомненно, были в местных церквях. За пределами Тихвинского края иконы его работы заняли достойное место в иконостасе церкви иконы Тихвинской Богоматери, построенной в 1854-1862 гг. по проекту архитектора А.Я. Андреева в Рождественском Сясьском погосте Новоладожского уезда (ныне с. Колчаново)[49].

В 1858 году академик П.Е. Заболотский исполнил иконы св. Александра Невского, св. цар. Александры и свт. Митрофана Воронежского в церкви Варвары Великомученицы в Шереметьевском дворце (домовая). Им также были написаны иконы для церкви св. Георгия на Загородном проспекте, хоругви для церкви Спиридона Тримуфунтского на Литейном проспекте, 12 месяцев в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга[50].

Неразрывной была связь художника с родным городом. В Тихвин он приезжал часто во все периоды жизни. Известно, что он снимал верхний этаж в доме расположенном на углу современных улиц Связи (№ 44) и Труда (№ 45) недалеко от старинной Соборной площади.[51]О семейной жизни художника известно мало. В его переписке, кроме сына Петра, упоминается дочь Наталья.

Во время одного из приездов в Тихвин Пётр Ефимович сделал рисунок «Вид Тихвинского монастыря», который позднее был гравирован Ухтомским и получил широкую известность. По утверждению краеведа И.П. Мордвинова у горожан находилось много портретов кисти художника. На одной из картин П.Е. Заболотского, хранящейся в Третьяковке, изображен один из выборных сословных руководителей города – «Тихвинский городской голова» (1848 г.). Правда, некоторые исследователи отмечали, что портрет тихвинского городского головы сух и лишен индивидуального выражения[52].

28 февраля 1866 года Петр Ефимович Заболотский скончался. О месте его похорон сведений не имеется. Профессиональную деятельность отца продолжил Петр Петрович Заболотский, родившийся в 1842 году. Сыну академика, было гораздо легче делать свою художественную карьеру. Он успешно обучается в Академии художеств по классу исторической живописи. За участие в различного рода конкурсах в 1859-1861 гг. Петр Петрович получает две малых и две больших серебряные медали и малую золотую за полотно «Моисей источает воду из скалы» (1863. ГРМ).

В ноябре 1863 года П.П. Заболотский вошел в число четырнадцати лучших выпускников Академии художеств, которым было предложено принять участие в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию академии. Участников конкурса во главе с И.Н. Крамским не устроили положение о его проведении и предлагаемый сюжет конкурсной картины. 9 ноября 1863 года почти все конкурсанты заявили об отказе участвовать в конкурсе из-за неприятия их предложений по его проведению. Они также подали прошения о выпуске их из Академии художеств и выдаче дипломов в соответствии с имеющимися у них наградами Академии (малыми золотыми медалями). Разразился грандиозный скандал.

Одним из четырнадцати отобранных конкурсантов был академист по классу исторической живописи Петр Заболотский. В силу невыясненных обстоятельств (возможно по настоянию отца), в отличие от своих товарищей, он заявил, что намерен участвовать в конкурсе. Совет Академии объявил П.П. Заболотскому, что конкурс при одном претенденте состояться не может. Через год он все же участвовал в конкурсе и провалился.[53] Позднее все прошения участников выступления были удовлетворены и вышедшим из Академии художеств были вручены дипломы классного художника второй степени. Бывшие академисты были приверженцами зарождающейся национальной школы реалистической живописи и организовали артель художников-передвижников.

Отступничество П.П. Заболотского не могло не отразиться на его творчестве. В то время как восемь участников «бунта», в том числе И.Н. Крамской, впоследствии получили почетное звание академика Академии художеств с присвоением чина надворного советника, Петр Петрович звание академика не получил, хотя очень надеялся получить его в связи с выполнением портрета императора Александра III в 1889 году. Высшее для него звание – художника первой степени - он получил ещё в 1866 году за картину «Обращение князя Владимира в христианство» (1866. ГРМ)

Одним из лучших жанровых произведений П.П. Заболотского является ныне находящаяся в мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко в г. Кисловодске картина «Уснула» (1867 г.), на которой изображена уснувшая девушка, перематывающая шерсть в поздний час. Авторство данной картины иногда приписывают отцу художника.

Произведения П.П. Заболотского разбросаны по различным музеям России и ближнего зарубежья. В Государственном Русском музее (ГРМ) находятся, помимо указанных выше, следующие картины: «Портрет генерала от артиллерии В.М. Шварца» (1875 г.), «Портрет Марии Федоровны, жены Александра III» (1883 г.), «Портрет Александра III» (1889 г.).

Во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике находятся два портрета выполненные художником в 1878-1879 гг. На парных портретах изображены супруги Л.Л. Гейден и А.И. Гейден (Храповицкая). Слева и справа на портретах имеются идентичные подписи автора -ПЗаболотской, - в которых буквы П и З переплетены. Подобными подписями художник отличал свои работы от работ отца. Портреты работы П.П. Заболотского поступили в музей в 1925 году из объемной художественной коллекции В.С. Храповицкого, ранее находящейся в имении Муромцево Владимирской губернии.[54]

Петр Петрович Заболотский был известен среди современников как мастер жанровых композиций и портретов. Обращение к другим направлениям живописи, в частности к пейзажу, не принесло особого успеха. В 1888 году он рисует картину с сюжетом близким к картине И.И. Шишкина «Сосновый бор в Вятской губернии», но данную картину пришлось «править» самому И.И. Шишкину.

П.П. Заболотский выполнял также заказы по написанию икон. В 1891-1897 гг. он пишет иконы для иконостаса храма Космы и Дамиана на Знаменской улице, бывшего домовой церковью лейб-гвардии Саперного батальона, а также пишет картины на библейские темы для украшения его интерьера[55].

О последних годах жизни художника П.П. Заболотского известно очень мало. В некоторых изданиях год его смерти отмечен как - не ранее 1916. В 1917 году он ещё числился в справочнике «Весь Петроград». Местом последнего проживания художника был дом № 1 на улице Ярославской в Санкт-Петербурге.

Российская земля была богата талантами. Свои работы отец и сын Заболотские выполняли с присущим им мастерством, которое вызывало интерес любителей и коллекционеров живописи. Последние приобретали работы для своих коллекций, а авторы произведений получали средства для собственного и семейного содержания. В последствии многие произведения отца и сына Заболотских попали в провинциальные музеи России, а лучшие работы поступили в Русский музей и Третьяковскую галерею. Капитальных работ о жизни и творчестве П.Е. и П.П. Заболотских пока ещё нет. В томах посвященных истории русского искусства им отводится несколько строк. Для жителей Тихвина и окрестностей их имена имеют непреходящее значение в свете познания истории и культуры родного края.

 

Римские-Корсаковы в Тихвине.

В середине XIX века в уездном городе Тихвине появился на свет и здесь провел детские годы великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. К воинской славе Тихвина XVII века и почитаемого места нахождения общерусской святыни – иконы тихвинской Богоматери, добавилась широкая известность нахождения малой родины композитора с мировым именем.

Дом на набережной речки Тихвинки, в котором родился композитор, был построен его дедом Петром Воиновичем Римским-Корсаковым. Дед был примечательной личностью оставившей след в истории Тихвинского края. В молодые годы он служил в гвардии, но рано ушел в отставку и поселился в родовом имении Никольское. Его женитьба также напоминала детективную историю. Влюбившись в псковитянку Авдотью Яковлевну, дочь священника, и не получив разрешения на брак, он тайно увез её.[56] Рождающиеся один за другим вне брака сыновья были незаконнорожденными.

Петр Воинович сближается с недалеким соседом по имению графом А.А. Аракчеевым. Данное обстоятельство подняло его авторитет среди местных помещиков, и он избирается предводителем дворянства Тихвинского уезда (1798-1800 гг.), а затем предводителем дворянства Новгородской губернии (1801-1804 гг.).

В июне 1798 года П.В. Римский-Корсаков был среди встречающих императора Павла I в Тихвине. Художник В.Истомин изобразил его в составе делегации дворян и чиновников в картине «Торжественное перенесение Тихвинской чудотворной иконы из ц. Рождества Богородицы в собор Успения 9 июня 1798 г.». По ходатайству А.А. Аракчеева, и в силу именного высочайшего указа, данного 8 мая 1801 года, Сенат представил шести внебрачным сыновьям П.В. Римского-Корсакова «все права законным детям полагающиеся». Позднее, 28 января 1806 года, в 6-ю часть дворянской родословной книги Новгородской губернии были внесены его «воспитанники Андрей, Павел, Николай, Михаил, Алексей и Петр»[57].

После окончания выборной гражданской службы Петр Воинович перебрался на постоянное проживание в г. Тихвин. Скончался он 20 сентября 1815 года. Его жена прожила ещё почти 21 год и скончалась 30 марта 1836 года.

Старший сын в семье - Андрей Петрович Римский-Корсаков - родился 7 августа 1784 года. Он получил домашнее образование и был определен в 1801 году на службу в Коллегию Иностранных дел, откуда вышел в первую отставку в 1803 году. В 1806 году он вновь поступил на гражданскую службу чиновником в Департамент Министерства юстиции под начальство сенатора О.П. Козодавлева. Под его покровительством Андрей Петрович служил свыше двух десятков лет, перейдя вместе с высокопоставленным земляком в Министерство внутренних дел.

За труды и усердие в 1808 году А.П. Римский-Корсаков награждается орденом св. Владимира 4-й степени, а в 1810 году орденом св. Анны 2-й степени. Он также продвигается в чинах: 1807 г. – коллежский асессор, 1811 год – надворный советник, 1817 год – коллежский советник.

Молодой энергичный чиновник неоднократно находился в длительных командировках, выполняя поручения министра внутренних дел О.П. Козодавлева. Годы шли, а личной жизни не уделялось большого внимания, пока в 9 октября 1818 года А.П. Римский-Корсаков не вступил в брак с княжной Екатериной Васильевной Мещерской. Брак оказался несчастливым, молодая жена скончалась 9 августа 1819 года и была похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря.[58]

Спустя два года тридцатисемилетний чиновник А.П. Римский-Корсаков женился на девятнадцатилетней девушке Софье - внебрачной дочери орловского помещика полковника Василия Яковлевича Скарятина и его крепостной. Разница в возрасте не сказалась на семейных отношениях. 14 июля 1822 года в имении Скарятиных в селе Троицкое Малоархангельского уезда Орловской губернии у них родился сын Воин, получивший данное имя по семейной традиции. Счастливый отец уволился в отпуск на неограниченное время и поселился вместе со своей семьёй в селе Троицком на родине жены.

Через несколько лет семья А.П. Римского-Корсакова переехала в Тихвин, где в отцовском доме на набережной реки Тихвинки проживала его мать Авдотья Яковлевна и братья Павел, Михаил и Петр. Коллежский асессор Павел Петрович Римский-Корсаков с 1815 года служил в Санкт-Петербурге секретарем при директоре Почтового департамента.[59] В 1820 году он выслужил чин надворного советника,[60] а в 1823 году вышел в отставку. По свидетельству современников он обладал хорошими музыкальными способностями. Безупречно исполнял многие произведения. Скончался в 1832 году.

Другой из братьев отца композитора, подполковник Михаил Петрович Римский-Корсаков, имеющий серебряную медаль за 1812 год, в 1825 – 1827 гг. служил полицмейстером судоходства по Тихвинской водной системе.[61] В 1828 году он был переведен в Свирское отделение судоходства в должности руководителя разъездной полиции.[62] Как отмечено в Провинциальном некрополе, М.Н. Римский-Корсаков скончался в 1836 году, будучи белозерским городничим и был похоронен на городском кладбище г. Белозерска.

Дядя композитора Николай Петрович Римский-Корсаков большую часть своей жизни находился на морской службе. Он принимал активное участие в Отечественной войне 1812 года. В 1823-1826 гг. совершил кругосветное путешествие на шлюпе «Предприятие» под командованием капитана О.Е. Коцебу. В 1828-1829 гг. воевал с турками на Черном море. Дважды отличился в боях под Варной, за что получил звание капитана II ранга. В 1831 году ему было присвоено звание капитана I ранга.

Николай Петрович принимал участие в подавлении польского восстания 1830-1831 гг. 8 июля 1836 года получил звание контр-адмирала и был введен в свиту императора Николая I для особых поручений. В 1842 году он получает назначение помощником директора Морского кадетского корпуса, через год становится его директором и пребывает в данной должности до своей смерти 31 октября 1848 года. Был женат на Поликсене Ивановне Сухотиной. Детей не имел.[63]

Вскоре после переезда в Тихвин состоялось знакомство Андрея Петровича Римского-Корсакова с поэтом А.А. Крыловым, с которым был уже дружен Павел Петрович. Результатом гостевых посещений поэта явилось появление в одном из альбомов Софьи Васильевны посвященного ей стихотворения А.А. Крылова, начинающегося строкой: «Вам дан судьбой удел небесный».

В 1827 году в Тихвине и Ладоге Андрей Петрович Римский-Корсаков встречался со ссылаемыми в Сибирь декабристами М.Н. Муравьевым-Апостолом, А.А. Бестужевым-Марлинским, М.С. Луниным, И.Д. Якушкиным, А.А. Бестужевым-Марлинским, Д.И. Завалишиным и другими. Позднее в своих мемуарах все они выразили свою благодарность за сочувственное отношение и оказанную помощь в передаче денег от родственников и от себя лично[64].

25 ноября 1827 года состоялось назначение Андрея Петровича Римского-Корсакова на должность новгородского вице-губернатора, в которой он пробыл до конца 1829 года. Пост волынского гражданского губернатора Андрей Петрович Римский-Корсаков занял 6 апреля 1831 года. Одновременно он получает чин действительного статского советника, а 7 августа 1831 года награждается орденом св. Станислава 1-й степени. Увольнение с поста губернатора произошло 13 апреля 1835 года, вследствие «…участливого отношения к ссыльным полякам в Волынской губернии».[65]

В 1836 году Андрей Петрович поселяется в Тихвине в доме отца, в котором проживет до конца своей жизни. 30 марта 1836 года скончалась его мать - Авдотья Яковлевна. Младший брат Петр Петрович – мелкий почтовый служащий г. Тихвина долгие годы будет жить вместе с семьей Андрея Петровича.

Через несколько лет в размеренной тихой спокойной жизни в провинциальном городке в семье пожилых супругов Римских-Корсаковых произошли существенные перемены. 8 марта 1844 года родился сын, названный Николаем или просто Никой. Ребенок был взят под плотную семейную опеку. Мальчик рос здоровым, и особого наблюдения за ним, со стороны тихвинского городского врача Дмитрия Гавриловича Карпинского, не требовалось.

29 января 1847 года дворянское собрание Новгородской губернии удовлетворило представление Андрея Петровича Римского-Корсакова о внесении его сына Николая в 6-ю часть дворянской родословной книги Новгородской губернии, что позднее (22 ноября 1855 г.) было утверждено указом Сената.[66]

Музыкальными способностями судьба не обделила Римских-Корсаковых. Прекрасно пел старинные народные песни брат отца Петр Петрович. Хороший слух был у матери Ники. В молодости она прекрасно играла на пианино, но потом бросила. Пела же она охотно, всегда несколько замедляя темп, отчего песня делалась задушевнее. Читал ноты с листа и легко запоминал пьесы наизусть старший брат Воин. Музыкальность и любовь к музыке были в семье привычны.[67]

В начальной главе «Летописи моей музыкальной жизни» посвященной детским годам, проведенным в Тихвине, композитор писал: «Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые пела мне мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал … Лет 6-ти меня начали учить игре на фортепиано. Взялась за это старая старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша».

В круг общения семьи Римских-Корсаковых Тихвине входила семья Фель. Композитор вспоминал о них как о «наших хороших знакомых». Глава семейства Феликс Михайлович Фель обосновался в Тихвине в 30-х гг. XIX века. Вначале он был учителем истории и географии в уездном училище, а после смерти почетного смотрителя уездных училищ Н.Н. Унковского, был избран дворянским собранием на данную должность. Её он исполнял около двух десятков лет, и уже к 1851 году выслужил чин надворного советника.[68] Гувернантка семьи Фель – Ольга Никитишна – стала следующей учительницей музыки восьмилетнего Ники. От неё через полтора года способный мальчик перешел к бывшей ученице Ольги Никитишны – Ольге Феликсовне Фель.

Общими знакомыми семей Фель и Римских-Корсаковых была семья подполковника Ивана Антоновича Калисского - управляющего Тихвинской водной системой. На вечерах в их доме, как вспоминал композитор, «…у них бывал инженерный полковник Воробьев, который считался в Тихвине хорошим пианистом. Мы игрывали увертюру «Отелло» в 8 рук»[69].

Детские годы, проведенные в маленьком уездном городе, оставили в памяти композитора неизгладимые впечатления своим колоритом провинциальной жизни и близостью к природе. С жизнью окрестных усадеб и деревень удалось познакомиться лишь во время трех поездок, когда семья гостила дважды в имениях Тимиревых, и один раз у Бровцыных. Иван Иванович Тимирев, владелец имений Бочево и Печнево, служил во флоте и в 1837 году вышел в отставку в чине капитан-лейтенанта. Он был женат на Александре Николаевне Лупандиной, хозяйке Печнева, и имел трех сыновей и трех дочерей, в том числе Надежду – будущую писательницу Лесницкую, которая была старше Ники на два года.

Несмотря на музыкальные способности Ники, ни он и никто из членов его семьи не задумывался о его будущем на данном поприще. С момента осознания себя личностью Ника знал, что он будет моряком, и готовился к этому. Он старался во всем походить на старшего брата Воина, периодически появляющемуся в Тихвине и уделяющему мальчику особое внимание. Ника был полон гордости за брата, когда тот отправился в 1852 году в далекое путешествие к берегам Японии командиром шхуны «Восток» в составе эскадры адмирала Е.В. Путятина, где флагманом был фрегат «Паллада».

В конце июля 1856 года отец двенадцатилетнего Ники отвез его в Санкт-Петербург для поступления в Морской кадетский корпус. После сдачи экзаменов 20 августа 1856 года Ника был зачислен кадетом корпуса.

Окончательное прощание с Тихвиным Николая Андреевича Римского-Корсакова произошло в 1862 году, когда он приезжал на похороны отца. Андрей Петрович Римский Корсаков скончался 19 марта 1862 года и похоронен на кладбище Тихвинского Богородицкого монастыря. На другой день после похорон его старший сын Воин Андреевич вместе с матерью Софьей Васильевной уехал в Санкт-Петербург. На следующий день в Санкт-Петербург уехал младший сын Николай Андреевич со своим дядей Петром Петровичем. Семья Андрея Петровича стала жить в Петербурге у Воина Андреевича, назначенного директором Морского кадетского корпуса.[70] Дядя композитора, Петр Петрович Римский-Корсаков скончался в 1867 году. Мать композитора - Софья Васильевна пережила своего первенца сына Воина, который умер 4 ноября 1871 года, и скончалась 30 августа 1890 года. Похоронена на городском Смоленском православном кладбище.

Дом Римских-Корсаковых на набережной реки Тихвинки был продан в 1872 году. Новый владелец дома А.Н. Витмер сохранил дом без значительных перестроек. К столетию со дня рождения великого композитора (1944 г.) в нем был открыт Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. Открытие музея в тяжелый период войны ещё раз свидетельствует об огромном вкладе композитора в сокровищницу русской музыкальной культуры, являющейся составной частью российского национального достояния.

 

[1] Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря. – СПб., 2004. – С. 193.

[2] Памятная книжка Новгородской губернии на 1862 год. – Новгород, 1862 … Ведомости. - С. 9.

[3] Мордвинов И.П. Указ. соч. …- С. 41.

[4] Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи … на 1827 год… Ч. 2 - С. 50.

[5] Библиографическая хроника. Сицкий, капитан фрегата // Отечественные записки. 1840. Т. XIII. Ч. VI. С. 10-12.

[6] Титова А.А. История Тихвина в лицах. Вып. 1. Ч. 1. – Тихвин, 2004,. – С. 132-133.

[7] Тихвинский фольклорный архив. Исследования и материалы. – СПб. 2000. – С. 97, 99, 107.

[8] Титова А.А. Указ. соч. … - С. 100.

[9] Головин В.В. Тихвинские колыбельные 1852 года: опыт структурно-функционального анализа // Тихвинский фольклорный архив. Исследования и материалы. - СПб. 2000. - С. 5.

[10] Скрипкин А. Дело о несостоявшемся памятнике // Новгородские ведомости. 2000. 26 января. № 11 (14422).

[11] Шереметьевский В. Русский провинциальный некрополь – М., 1914. – С. 449.

[12] Мурашева И.И. История Тихвинского края. – Тихвин, 1999. – С. 127.

[13] Чуков Н. Краткий очерк народного образования в Олонецкой губернии в XIX столетии // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1902 год. – Петрозаводск. 1902. – С. 261.

[14] Мигунова О. Здесь похоронен… www.dizzaster.ru

[15] В соответствии с реформой образования 1803 года в Олонецкой губернии в начале XIX века имелась одна гимназия в г. Петрозаводске.

[16] Общий штат … на 1819 год. – С. 703.

[17] Общий штат …1827 г. ч.1. – С. 535.

[18] Общий штат …1828 г. ч.1. – С. 557.

[19] Титова А.А. История Тихвина в лицах. Вып. 1. Ч. 1. – Тихвин, 2004,. – С. 84-85.

[20] Дризен Н.В. Литературный салон 20-х годов // Нива. Приложение. 1894. № 5. – С. 22.

[21] Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. – Тихвин, СПб., 1999. - С. 44.

[22] Вацуро В.Э. Из истории литературных полемик 1820-х годов // Вопросы литературы и фольклора. Издательство Воронежского университета. Воронеж, 1972. – С. 173-174.

[23] Вацуро В.Э. К биографии поэта пушкинского окружения // Временник Пушкинской комиссии. 1966. Л.: Наука, 1969. С. 61-63.

[24] Вацуро В.Э. Из истории… С. 172.

[25] Там же … С. 170.

[26] Северные цветы на 1829 год. – СПб. 1828. – С.186-187.

[27] Месяцеслов на 1867 год. - СПБ. б/д. – Приложения. С. 98.

[28] Шереметьевский В. Русский провинциальный некрополь. - М., 1914. – С 449.

[29] Титова А.А. Из истории усадеб Лукинской волости // Первые и вторые Мордвиновские краеведческие уездные чтения. – Тихвин, 2006. – С. 30.

[30] Надежда Д. Чему мы, женщины, учились? // Русская беседа. – М., 1859. Т. III. Смесь. – С. 21.

[31] Добролюбов Н.А. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1987.

[32] Список населенных мест Новгородской губернии. Вып. VII. Тихвинский уезд. – Новгород, 1911. – С. 82.

[33] Надежда Д. Указ. соч…. С. -50

[34] Титова А.А. История Тихвина в лицах. Вып. 1. Ч. 1. – Тихвин, 2004,. – С. 29.

[35] Плетнев П.А. Академик Я.И. Бередников // Известия Императорской Академии Наук по отделению русского языка и совесности. Том третий. СПб., 1854. - С. 325.

[36] Протоколы заседаний ВОЛСНХ за 1819 год (д. 54) – www.library.spbu.ru.

[37] Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин. - Л., 1961. – С. 91.

[38] Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. Архангельск, 1978. – www.rozhdestvenka.ru

[39] Труды Переславль-Залесского Историко-Художественного и Краеведного Музея. – Т. 9. – М., 2004. - С. 44.

[40] Срезневский И.И. Воспоминание о П.М. Строеве // Записки Императорской Академии наук. Т. 29. – СПб., 1877. – С. 82.

[41] Титова А.А. Указ. соч. … - С. 30.

[42] Шереметьевский В. Ук. соч. …- С. 80.

[43] Мурашова И.И. Указ. соч. … - С. 132.

[44] Кутузов В. 200 лет со дня рождения художника-тихвинца П.Е. Заболотского (Сокращенный вариант). Рукопись. – ТРЦБ. – С. 3.

[45] Савинов А.Н. Петр Ефимович Заболотский 1803-1866 // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М., 1954. – С. 672.

[46] Федичева Е., Шаталова Л. Поэт Лермонтов и художник Заболотский // Московский журнал. 2003. 1 июля.

[47] Савинов А.Н. Указ. соч. … - С. 682.

[48] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. IX. – СПб., 1884. – С. 20.

[49] Там же … – С.114.

[50] Вараксин Е.П. Указ. Соч. … - С. 81.

[51] Кутузов В. Указ. соч. … - С. 5.

[52] Савинов А.Н. Указ. соч. … - С. 682.

[53] Цомакион А.И. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891. – С. 38.

[54] Художественная коллекция В.С. Храповицкого в собрании ВСМЗ. Произведения живописи и графики. Каталог. – Владимир, 2005. – кат. № 10, № 11.

[55] Церковь свв. бессребреников Космы и Дамиана при лейб-гвардии Саперном батальоне. – www.mitropolia-spb.ru

[56] Смелова Е.В. Семейные истории Смоленского кладбища. – www.cbs-vo.spb.ru>files_sem248.doc

[57] Колокольцев В.Б., Римская-Корсакова Т.В. Римские-Корсаковы. – C.1 – www.petergen.com>dk/rimsky.pdf

[58] Там же… - С. 2.

[59] Обший штат … на 1816 год. Ч. 1. – С. 356.

[60] Общий штат … на 1821 год. Ч. 1. – С. 723.

[61] Общий штат… на 1826 год. Ч. 1. – С. 796.

[62] Общий штат … на 1829 год. Ч. 1. – С. 808.

[63] Список лиц рода Корсаковых, Римских Корсаковых и князей Дондуковых-Корсаковых с краткими биографическими сведениями. - СПб., 1893. - № 335.

[64] Якушкин И.Д. Записки. – СПб., 1905. – С. 128.

[65] Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин. - Л., 1961. – С. 88.

[66] Колокольцев В.Б., Римская-Корсакова Т.В. Указ. соч. … - С. 1.

[67] Кунин И. Римский-Корсаков. – М., 1964. – www.edapskov.narod.ru/pskov/rimkorsak.htm

[68] Общий штат …на 1851 год. Ч. 1. – С. 176.

[69] Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Глава 1 – http:/lib.rus.ec/

[70] Римский-Корсаков Н.А. Указ. соч... Глава III – http:/lib.rus.ec/

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 715; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!