Мистическое тепло (шуддхи-ушанам)



священное, несущее покой тепло. Оно возникает само как следствие углубления созерцательного присутствия и развивается в результате аскетических практик и техник Кундалини-йоги или подлинной любви к Богу. В процессе мистического тепла происходит расплавление внутренних элементов в теле йогина.

 

Моменты естественного вхождения пран в центральный канал

· момент оргазма

· момент зевания

· момент смерти

· в промежутке между двумя дыханиями

· в сверхсознательном состоянии (самадхи)

 

Н

Наги

могущественные существа, населяющие воды и охраняющие сокровища. Они принадлежат наполовину к Миру Животных, наполовину к Миру Богов. Обычно живут в змеином облике, но способны принимать и человечес кий образ. Считается, что они управляют погодой, особенно дождями.

 

Нада-йога

йога созерцания внутреннего звука. В текстах по Хатха-видье Нада-йога — один их главных среди двухсот пятидесяти тысяч способов растворения сознания (лайи), поведанных Шивой Адинатхом.

 

Нада-янтра

Вселенная Звука. Одна из пяти янтр Лайя-йоги, использую щая для интеграции и углубления естественного состояния практики созерцания внутреннего звука.

 

Нади

каналы. Энергетические каналы, пронизывающие тонкое тело человека. Всего существует четыреста тысяч нади, которые проводят жизненную силу (прану). Из них лунный (ида), солнечный (пингала) и центральный (сушумна) — основные, а гандхари, хастаджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, сарасвати, паяшвини, варуни и вишводара — дополнительные.

 

Намерение (санкальпа)

четко сформулированное намерение, волеизъявление.

 

«Не бить свинью в пятачок»

выражение, означающее, что когда омрачающие эмоции (клеши) одолевают сознание йогина, он не очень беспокоится по этому поводу, а пытается держаться состояния присутствия.

 

Неведение (авидья)

оболочка неведения или блаженства, самая тончайшая из оболочек, покрывающая изначальное состояние Атмана. Неведение бывает врожденное, как забывчивость своей подлинной природы, и приобретен ное, наложенное воспитанием, социальным положением и т.д.

 

Недвойственное видение

три точки зрения недвойственного восприятия Реальности в Лайя-йоге, соответствующие сутре, тантре и Ануттара-тантре:

· «Лишь Брахман есть истинная Реальность, все остальное — нереально»

· «Все есть Абсолют, а видимые проявления являются манифестацией, игрой Абсолюта»

· «Я есть Все».

 

Нектар (амрита)

мистическая субстанция, стекающая из сома-чакры при опускании Кундалини, дарующая самадхи и бессмертие. Опускаясь вниз, она очищает чакры и заставляет таять внутренние элементы в них, что порождает особые виды блаженства.

 

Неотвлечение

цельность практики созерцания, ее непрерывность.

 

Нечистые таттвы (ашуддха-таттвы)

пять чистых сияний, которые проявляют себя как грубые первоэлементы и органы чувств.

 

Нидидхьясана

последний из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, непрерывное поддержание мироощущения «Ахам Брахмасми» в четырех действиях: еда, ходьба, сон и разговор, в трех положениях тела: стояние, сидение и лежание.

 

Нидра-янтра

Вселенная Сновидений, одна из пяти янтр Лайя-йоги. В Нидра-янтру входит Йога Сновидений и Йога Сна. В Йоге Сновидений ученик развивает осознанность в тонком теле сновидений до тех пор, пока оно не обретет полноценное бытие. В Йоге Сна йогин упражняется в распознавании простран ства Ясного Света.

 

Нирвана

исчерпание всех причин сансарного бытия. «Малой Нирваной» называют Освобождение от круговорота бытия, которого достигают архаты практикой сутры. Когда говорят о полном Просветлении, то имеется в виду совершенное состояние, которое не впадает ни в крайность сансарного бытия, ни в пассивное состояние угасания, достигаемое архатом.

 

О

Омрачения сознания (клеши)

пять омрачающих эмоций, скрывающих изначально чистую и самосияющую Природу Ума:

· гнев

· жадность

· привязанность к материальному

· гордость и зависть

· тупость и неведение

Клеши являются следствием загрязненного проявления пяти первоэлементов в теле человека: земли, воды, огня, воздуха и пространства. При очищении клеши преобразуются в пять мудростей, что приводит к состоянию «чистого видения».

 

Освобождение (Мокша)

прямое переживание света недвойственной Реальности в самадхи. Способность войти в Нирвану путем отъединения, благодаря энергии или концентрации.

 

Основа

Основа Бытия, основание как ума, так и чистых и нечистых явлений. Синоним Праджняны, Природы Будды.

 

«Оставить все, как есть»

выражение, означающее, что при восприятии объектов к ним не устанавливается какого-либо отношения, они не отвергают ся и не принимаются, а оставляются в своей собственной природе. Объекты воспринимаются, но йогин при этом не покидает состояния созерцания, оставаясь в недеянии.

 

Отвлечение

отвлечение от созерцательного присутствия, которое нужно вовремя замечать и возвращаться к осознанности.

 

Отклонение в видении

практиковать и получать опыты, но не понимать недвойственную природу Реальности, мира и «Я».

 

Отпускание и расслабление

ключевые моменты в практике созерцания.

 

«Отпускание себя» («полый бамбук»)

выражение, указывающее на то, что йогин должен отсечь надежды, цепляния и страхи, оставить свои эгоистич ные восприятия и открыться превосходящей силе Света исконной пробужден ной Мудрости абсолютного «Я» (стадия самотрансценденции).

 

«Отсечение надежды и страха»

самотрансценденция, путь отсечения надежды и страха, предания себя на милость исконного Света абсолютного «Я».

 

П

Паранада

согласно философии Нада-йоги, Паранада — это изначальный «беззвучный звук», неотделимый от света, из которого исходит первичный звук «ОМ» (Пранава) и все остальные виды звуков (Нада).

 

Пишачи

духи невысокого уровня.

 

Плод

результат, конечная цель любого Учения. В Лайя-йоге высшим плодом является реализация радужного тела Света (Саруба-мукти).

 

Поведение

привнесение созерцательного присутствия во все действия повседневной жизни, смешивание созерцательного присутствия с тремя видами действий: благоприятными, нейтральными и неблагоприятными.

 

«Поддержание жаркого глаза»

см. «Глаз Дхармы».

 

«Поддержание свежести»

выражение, указывающее на объединение созерцания с повседневной деятельностью. Практика непрерывного созерцания, поддержание естественного состояния Природы Ума без понятий созерцания и созерцающего.

 

Праджня-янтра

Вселенная Мудрости, одна из пяти янтр Лайя-йоги, ключевой раздел Учения, связанный с наставлениями по открытию Природы Ума. Включает в себя практики прямого введения, медитации Пустоты и самоиссле дования, концентрацию и различные методы самооcвобождения.

 

Прана-ум

единство праны и ума. Сиддхи единства праны и ума — это полный контроль ветра, т.е. такой уровень практики, при котором мудрость (джняна) и метод (упайя) неотличны, прана входит в центральный канал только силой созерцания.

 

Пранава

первичный звук «ОМ», источник всех остальных звуков во Вселенной.

 

Праны мудрости

очищенные праны, не содержащие нечистых карм. Исходят из центрального канала.

 

Прапатти

самоотдача.

· Отбрасывание себя, отказ от цепляния за установки личного «я».

· Вторая ступень созерцания после самоосвобождения, предшествующая самоузнаванию.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!