Внешний знак реализации (бахир лакшья даршана)



A

Авадхута

букв. «тот, кто отринул двойственность». Йогин «безумной мудрости», «я» которого полностью стало единым с абсолютным Источником Бытия. Такой йогин действует «не действуя», проявляя свое запредельное состояние в относительном измерении.

 

Адвайта

букв. «не два».

· Недвойственность Реальности.

· Учение недуализма.

· Недуалистическая школа Веданты (Адвайта-Веданта), основан ная Шри Ади Шанкарачарьей. Философская система, провозглашающая полное тождество индивидуального «я» и абсолютного Брахмана или Бога. В Лайя-йоге об Адвайта-Веданте говорится в контексте Учений сутры.

 

Антахкарана

букв. «внутренний инструмент». Сущность двойственного ума в четырех его аспектах:

· память (читта)

· движущийся ум, отвлекаю щийся на деятельность пяти органов чувств, рассудок, рациональность и логика (манас)

· интуиция и интеллект (буддхи)

· чувство «я», тенденция эгоизма (ахамкара)

 

Антахкарана лайя чинтана

букв. «растворение «я». Один из двух путей растворения (лайи) индивидуального сознания во всевышнем Источнике, суть которого в растворении индивидуального ума в осознавании, а осознавания — в изначальной недвойственности. Он соотносится с разделом Учения, раскрывающим Природу Ума (Праджня-янтре).

 

Ануттара-тантра

высшая колесница тантры, в которой путь достижения Просветления не отличается от плода конечной реализации.

 

Апабрамса

мистический диалект сиддхов, на котором написаны произведения «дохи» и «карья-гиты».

 

Апсары

полубожественные существа женского пола, которые могут по своей воле менять облик, жены гандхарвов.

 

Асуры

гневные воинственные полубоги.

 

Б

Бдительность

постоянная проверка собственной внимательности. «Тайный друг на пути созерцания», который постоянно следит за непрерывностью процесса созерцания и, если непрерывность созерцания потеряна, восстанавливает ее.

 

Безопорное состояние (Нираламбха)

состояние Основы, естественное, безопорное состояние Природы Ума.

 

Биджи

букв. «семена». Тончайшие кармы в причинном теле. При перерождении они разворачиваются как кармические отпечатки (самскары), колебания мыслей (вритти), тонкие импульсы, побуждающие к действию (васаны), и соответствующие мироощущени (бхаваны).

 

Бинду

· Сияющие сферы радужного света, проявление изначальной энергии осознавания. Возникают как проявление «чистого видения» во время практики Джьоти-йоги и в момент смерти при проявлении бардо Дхарматы.

· Запредельная точка, источник Творения, порожденный первичной вибрацией (нада), исходящей из трансцендентного Абсолюта. Весь этот проявленный мир образует Великое Бинду (Махабинду).

· «Капля души» — сущность сознания в тонком теле человека, которая перемещается по чакрам и внутренним каналам (нади), следуя за движением ветра. В теле существуют две главные «капли души»:

 

красная бинду (махараджас) — «семя, полученное от Матери». Она располагается в области йонистхана, при усилении ее влияния (при очищении тонкого тела от желаний) йогин испытывает возраста ющее переживание блаженства.

 

белая бинду (шукла) — «семя, полученное от Отца». Ее местонахождение в сахасрара-чакре над головой. При очищении тонкого тела от состояний гнева влияние белой бинду усиливается, и раскрываются различные виды сверхчеловеческой ясности. В момент смерти и полного Пробуждения две этих капли смешиваются в сердце.

 

«Бить свинью дубинкой по рылу»

выражение, означающее, что йогин должен пресекать проявление омрачающих эмоций (таких как гнев, жадность, вожделение, привязанность, гордость и зависть), не вдаваясь в крайность самоуничижения, держаться созерцательного присутствия.

 

Благие деяния

деяния, сводящиеся к тому, чтобы избегать десяти неблагих деяний и совершенствоваться в развитии щедрости, дисциплины, терпения, усердия, медитации и мудрости.

 

Божественное тело света (Дева-дехам)

· Конечная цель практики Лайя-йоги, полная реализация трех пробужденных тел: тела Мудрости (Джняна-дехам), тела Света (Пранава-дехам) и трансформированного физического тела (Шуддха-дехам).

· Тело, которым обладают боги верхнего Мира Форм.

 

«Большой прыжок»

стадия, предшествующая осуществлению полной реализации в Джьоти-йоге. При проецировании внутреннего света йогина из сердца через глаза, внутреннее и внешнее пространства смешиваются, благодаря чему постигается полная пустотность всех вещей и раскрывается «чистое видение».

 

Брахма-бхавана

мироощущение «Я есть Все». Сущность Гуру-йоги в Ануттара-тантре. Непрерывное поддержание такой осознанности — основная практика Лайя-йоги. В сочетании с искусными методами тантры поддержание Брахма-бхаваны приводит к полной реализации.

 

Брахман

(от санскр. «бхриг») распространяться, возрастать, увеличиваться) — Высшее Бытие, Сознание Абсолюта, абсолютная Реальность, бесконечно распространившая себя. В Веданте говорится о двух аспектах Брахмана:

· проявленный Брахман, обладающий качествами (сагуна, вьякта)

· непроявленный Брахман, бесформенная абсолютная Реальность (ниргуна, авьякта). В терминах Лайя-йоги Брахман — это Праджняна-гхана, исконная Мудрость естественного состояния.

 

Брахмаракшас

дух Учителя или Гуру, знаниями которого пренебрегали при жизни.

 

«Бровное видение»

особый тип видения, развивающийся в практике созерцания Йоги Света. Сияние, исходящее с уровня бровей и связывающее йогина с гневными божествами (яростными аспектами его собственной энергии).

 

Бхагаван

· Абсолют, нашедший свое полное выражение в личностном аспекте (Бог).

· Титул мудреца, познавшего свое полное тождество с Бытием.

 

Бхуты

· Духи пяти грубых первоэлементов.

· Призраки или духи недавно умерших людей, сильно привязанных к жизни на земле, против которых используются охранительные мантры.

 

В

Васаны

желания, импульсы в тонком теле, привычные устоявшиеся склонности характера, обусловленные кармическими отпечатками, влияние которых необходимо преодолеть для достижения Просветления.

 

Великий Переход (Кайя-вьюха)

полная трансформация всех тел в состояние Света, достижение радужного тела Света.

 

Ветер (прана)

жизненная сила, движущаяся по семидесяти двум тысячам энергетических каналов тонкого тела (нади), перемещающая «каплю сознания» (бинду). Выделяют десять основных жизненных ветров. Пять главных, поддерживающих силу пяти элементов: прана, самана, удана, вьяна и апана; пять дополнительных: нага, курма, крикайя, девадатта, дхананджая. В момент смерти или при реализации Радужного тела происходит разрушение первоэлемен тов, и все эти ветры втягиваются в центральный канал.

 

Взгляд

недвойственное видение, понимание того факта, что абсолютная Реальность существует вне субъекта и объекта.

 

Видение

восприятие Реальности. Существует три типа видения:

· кармическое или «нечистое видение» — это видение, возникающее на основе пяти омрачений сознания, которые в своей совокупности образуют восемьдесят тысяч страстей

· новое восприятие действительности, возникающее во время медитации

· «чистое видение» как измерение просветленных живых существ, не ограниченное рамками пространства и времени.

При преобразовании пяти омрачений сознания в пять мудростей происходит естественное высвобождение пяти изначальных элементов. Признаки такого высвобождения: проявление мандалы с божествами, дворцами, большими и малыми сферами света, узоры наподобие ковровой парчи и т.д.

 

Виная (Виная самхита)

конкретные нормы поведения в конкретных ситуациях во внешнем мире, предназначенные для монахов, особенно в период практики сутры. Включает в себя: пять Махавратам («Великих обетов»); четыре Параджика (четыре особых правила); семь правил гармоничной жизни. Впервые были прочитаны на собрании пятиста архатов Махакашьяпой сразу после ухода Будды.

 

Внемысленное (аманаска)

конечное состояние реализации в Йоге Света, поглощение двойственного ума Источником.

 

Внешний знак реализации (бахир лакшья даршана)

проявление внешнего света. Знак реализации в Йоге Света, возникающий на второй ступени созерцания.

 

Внимательность

непрерывная направленность ума на объект. Намерен ное усилие в медитации, способ не отвлекаться. В Лайя-йоге является одной из предварительных практик для развития созерцательного присутствия как подготовительная к основной практике созерцания. Внимательность развивается в два этапа: сначала она намеренная, затем становится непрерывной и непринужденной. Основной спутник внимательности — бдительность.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!