Четыре вида переживания в практике



· блаженство (ананда)

· ясность (вивека)

· Пустота (унмани)

· недвойственность (адвайта)

Первые три — временные переживания в практике медитации, вехи на пути. Привязанность к этим состояниям закладывает семена перерождения в трех мирах: Мире Явлений, Мире Форм и Мире Без Форм соответственно, при отсутствии привязанности — они суть украшение трех божественных тел. Четвертое переживание недвойственности объединяет все эти три и считается подлинным.

 

Четыре вида света

света, переживаемые в моменты смерти, сна и сверхсознательного состояния (самадхи). Первые три соответствуют переживанию трех гун (благости, страсти и невежества), четвертый является светом исконной Реальности:

· Свет Открытия, подобный тонкой белизне (Чандра-джьоти)

· Свет Роста, подобный красному сиянию солнца (Сурья-джьоти)

· Свет Достижения, подобный пустому пространству ночи (Шунья-джьоти). Переживается в тот момент, когда красная и белая бинду смешиваются в сердце

· Ясный Свет, подобный осеннему безоблачному небу.

Переживание Ясного Света является целью любой духовной практики, критерием реализации в Нада-, Джьоти- и Кундалини-йоге.

 

Четыре состояния сознания (авастхи)

состояние сознания человека, согласно йоге и тантре, делится на:

· бодрственное состояние (джаграт)

· сон со сновидениями (свапна)

· сон без сновидений (сушупти)

· трансцендентную Реальность вне каких-либо качеств (турья)

 

Четыре стадии видений в Джьоти-йоге

во время практики Джьоти-йоги возникают такие видения, как пятицветные круги света, сияющие бинду, образы божеств, мандалы, ступы, узоры. Существует четыре стадии проявления видений в Джьоти-йоге:

· «начало» (арамбха), свет из сердца проецируется наружу, и возникают различные видения, исходящие из уровня сердца и бровей

· «развитие» (гхата), на этой стадии видения увеличиваются, становятся более яркими и отчетливыми, что указывает на смешивание внутреннего и внешнего пространства

· на стадии «нарастание» (паричайя) видения полностью завершаются, становясь зрелыми, проявляясь в виде божеств, различных мантр, янтр, слогов и т.д. На этой ступени нет необходимости прилагать усилия в медитации, практика развивается сама, переживаются пять чистых пространств и достигается состояние «единого вкуса», появляются сиддхи, кармические праны превращаются в праны мудрости

· на стадии «исчерпание» (нишпатти) все видения растворяются в пустом пространстве осознавания, таким образом реализуется переход в радужное тело Света (Пранава-дехам)

 

Четыре ступени созерцания

· «безмятежность» (махашанти)

· «за пределами мыслей» (унмани)

· «единый вкус» (сомараса)

· «спонтанная пробужденность» (лила)

 

«Чистое видение» (шуддха-видья)

способ созерцания в тантре и Ануттара-тантре. Восприятие себя как божества, мира — как мистического простран ства (мандалы), живых существ — как божеств, эманаций Абсолюта, всех звуков — как мантр, всех ситуаций — как игр спонтанной энергии изначального Источника. Такое созерцание приводит к замене нечистых кармических пран, зарождению «божественной гордости» и трансформации в тело божества.

 

Чистота изначальная (ниранджана)

совершенная чистота, незапятнанность. Одно из качеств всевышнего Источника, синоним естественного состояния.

 

Чистые элементы (шуддха-таттвы)

чистые сияния пяти цветов. Возника ют из радужного света в измерении исконной Реальности и составляют первую ступень в создании существования. Являются источником пяти первоэлемен тов и представляют собой основополагающую структуру как внешне существу ющего мира, так и внутреннего существа индивида.

 

Ш

Шакти-янтра

Вселенная энергии. В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов.

 

Шад-даршана

Подробнее

(шесть воззрений; шесть философий) – шесть классических индуистских философских систем:

· ньяя,

· вайшешика,

· санкхья,

· йога,

· миманса,

· веданта,

каждая из которых кратко сформулирована ее «основателем» в форме сутр и разработана другими авторами в обширных комментариях. Даршаны понимаются как различные попытки описать Истину и путь к ней.

 

Э

Эманация (спанда)

движения радужного света в измерении чистой Основы, манифестация изначального света и звука.

 

Энергия (шакти)

энергия, тождественная или присущая осознаванию. Мощь и величие Абсолюта, его способность к манифестации бесчисленных качеств.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!