Радужное тело (Пранава-дехам)
бессмертное нематериальное тело Света.
Ракшасы
демоны, чинящие препятствия.
Раса
букв. «вкус». Временное переживание состояния недвойственности.
Расслабление
основной моменит в практике созерцательного недеяния: расслабления тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние.
Рита
Подробнее
«космический закон, истина». Закон космической гармонии, изначальная пульсация, великий вселенский ритм, присущий Бытию, действующий на сверхтонком, тонком и материальном уровнях.
Ритрит
уединенная практика в затворе с соблюдением обязательств и расписания.
Риши
(санскр. «видящий»). Просветленные мудрецы, передавшие откровения Вед и Упанишад.
Рудры
неистовые полубоги-полудемоны.
С
Самадхи
состояние прямого переживания Реальности, цель любой духовной практики. В традиции Учения Лайя-йоги выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-са мадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела).
Самайя
священный обет, обязательство в практике высших тантр, основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Он не связан с внешней стороной поведения (виная), а указывает на дух искренности в практике. Выделяют самайя, относящиеся к телу, речи и уму. Внешне самайю можно выразить как поддержание «чистого видения» в отношении Трех Драгоценностей и избегание четырнадцати коренных падений. Внутренне — как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Соблюдение единой самайи созерцания — лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самай тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и загрязнения.
|
|
Самоисследование (Атма-вичара)
высшая медитация Джняна-йоги для достижения Просветления. Путь самоисследования, самовспоминание «Кто я?».
Самоосвобождение (пратимокша)
главный процесс практики созерцания, присущий Лайя-йоге. Заключается в том, чтобы при возникновении мыслей и эмоций расслабиться и, поддерживая созерцательное присутствие, «оставить все, как есть», т. е. позволить мыслям самим раствориться в естественном состоянии распахнутого Ума, подобного пространству. Существует четыре основных уровня самоосвобождения, а также, как подготовительная практика — два вида ментального самоосвобождения.
Самотрансценденция (прапатти)
самоотдача, следующая ступень после самоосвобождения. Стадия, когда созерцательное присутствие раскрыто и происходит нисхождение ответного импульса Ануграхи.
|
|
Самоузнавание (пратьябхиджня)
заключительная стадия после самотран сценденции, непоколебимое пребывание в естественном состоянии.
Сансара
круговорот бытия, цикл рождения, смерти и перерождения. Миры сансары включают в себя область Мира Явлений. Иногда сюда также относят и Мир Форм, поскольку считается, что он имеет отношение к сотворению шести миров Мира Страстей.
Саруба-мукти
реализации высшего Освобождения за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренним светом и звуком. При этом происходит полное растворение грубых элементов в теле йогина и превращение тела в радужное тело Света.
Садгуру
(санскр. «Сат» — Бытие, «Гуру» — Мастер.) Совершенный Гуру. Тот, кто передает Просветление.
Сахаджа-нирвикальпа
(санскр. «сахаджа» — естественное, «нирвикальпа» — без различий) — состояние просветленного мудреца, когда эго окончательно уничтожено. Какие бы действия ни совершал йогин, он ни на мгновение не покидает своего единства с Источником, пребывая в первичном, чистом естественном состоянии без усилий.
Сахаджаяна
«путь естественности». Индуистская тантра, ассимилиро вавшая идеи Ваджраяны, сложившаяся в конце первого тысячелетия нашей эры. Родоначальником Сахаджаяны считают махасиддху Брахмана Сараху.
|
|
Сбивающая прана
движение энергии исконного Ума в первый момент выхода сознания из Ясного Света в промежуточном состоянии.
Свободная от мыслей пробужденность
свободная от концепций способность ума познавать. Постигающая ясность без привязанности к субъекту и объекту, воспринимающему и воспринимаемому.
Сиддха
«совершенный мастер». Человек, познавший посредством йогического самадхи запредельный Свет и всю полноту энергий Вселенной (шакти), реализовавший сверхъестественные силы.
Сиддхи
Подробнее
санскр. «совершенство», «сверхъестественные силы». Появляются как следствие практики Дхармы. Выделяют два вида сиддхи:
· Высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» (акальпита) — главные достижения на пути, являющиеся критерием правильной практики:
o обретение сострадания
o непоколебимая вера
o непривязанность
o правильное воззрение
o реализация высшего «Я», Ума, подобного бесконечному пространству
· обычные или мирские сиддхи (кальпита) — обретаются через освоение и просветление пяти первостихий в теле йогина. В разных традициях они описываются по-разному. Восемь классических сиддхи Раджа-йоги:
|
|
o ясновидение
o яснослышание
o левитация
o способность становиться невидимым
o быть вечно юным
o менять свой облик по желанию
o владеть телом
o управлять внешним миром.
Считается, что обретение сиддхи до самореализации является препятствием.
Сияния (Девата-спхурана)
божества, творческое проявление чистой энергии лучезарной природы Ума. Ее проявление сравнивают с возникновением миражей или отражений в зеркале.
«Спонтанный танец в пространстве»
выражение, означающее, что йогин способен смешивать созерцательное присутствие с обстоятельствами и действиями. Высшая ступень самоосвобождения, на которой йогин пребывает в полностью недвойственном состоянии созерцания и свободно проявляет свою энергию и осознавание.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!