Конкретность выразительных средств



Использование слов, смысл которых конкретен, повы-
шает внушаемость, а слова с абстрактным смыслом умень-
шают ее.

Слова типа: неожиданность, блеск, свет, ночь, ножни-
цы, ржавчина, мягко, спокойно, слегка, тяжело, сладко,
страшно, нож, горько, давай, вдруг, роза — вызывают
эмоциональное «растормаживание». Их использование по-
вышает суггестивное воздействие речи.

Слова типа: следовательно, так как, ежедневно, в ре-
зультате, населенное место, промышленность, установле-
ние, с помощью, потому что
— переводят психический
процесс на рациональный уровень и уменьшают вну-
шаемость.

Особенность темы

Чем выше степень абстракции при описании образа,
тем меньше его суггестивное воздействие. Когда мы го-
ворим о данном конкретном яблоке, то лучше не сводить
речь к яблокам вообще, а попытаться зафиксировать
качества, которыми оно отличается от других яблок.

Речевая динамика

Основные приемы, которые используются для повыше-
ния суггестивного воздействия речи, — это мягкость и
сила голоса, терпеливость, внимание и использование
эффекта неожиданности.

Степень воздействия зависит не только от личных
качеств говорящего, но в определенной степени и от
психических особенностей, опыта и состояния слушателя.
Даже в элементарный разговор собеседники включены

 


личностно. Речь оказывает психическое воздействие не
только потому, что является носителем определенной ин-
формации, но и как специфическое звуковое сочетание.
Согласно Шарлю Бали, звучание некоторых слов влияет
на чувственное восприятие и оказывает определенное
эмоциональное воздействие.

Слова: монотонный, флаг, вкладываю, дрожжи, Фи-
ладельфия, Владивосток
— звучат мягко, а слова: роса,
роза, пробуждаю, присутствие, размножение, трава, рас-
свет
— вызывают действенные эмоции. Интересно отме-
тить, что звук «р» присутствует в слове «красный» в боль-
шинстве европейских языков.

Сознательное воздействие на человека с помощью
определенных слов или словосочетаний применялось еще
в глубокой древности. Многократное повторение опреде-
ленных, чаще всего бессмысленных слов широко рас-
пространено в практике народной медицины и исполь-
зуется до сегодняшнего дня для устранения неблагопри-
ятных последствий стрессовых ситуаций.

Слова представляют собой последовательно действу-
ющие механические вибрации звукового диапазона. Они
улавливаются внешним ухом, передаются улитке ', где
и трансформируются в нервный импульс. По слуховому
нерву вибрации достигают коры головного мозга в фор-
ме электрических импульсов.

Основные составляющие речи — звуки — делятся на
гласные и согласные. Со своей стороны, согласные де-
лятся на твердые и мягкие.

Гласные получаются при озвученном выдохе. С аку-
стической точки зрения их можно рассматривать как
квазипериодические вибрации. В зависимости от ряда
характерных физиологических и эмоциональных особен-
ностей говорящего, а также от их расположения в слове,
в предложении и т. п. в гласных присутствуют различные
обертоны.

Гласные характеризуются не столько высотой основ-
ного колебания, сколько высотой сопровождающих это
колебание обертонов. Последние принято называть фор-
мантными тонами. Из гласных самым высоким формант-
ным тоном обладает звук и. В нисходящей градации распо-
лагаются е, ы, а, о, у. Спектр формантных тонов некото-

1 Название одной из анатомических частей внутреннего уха. —
Прим. ред.

 


рых гласных англий-
ского языка пред-
ставлен на рис. 12.

Интересные ис-
следования акусти-
ческих особенностей
звуковой стороны
человеческой речи
проведены в Лабо-
ратории эксперимен-
тальной фонетики
при Ленинградском
университете. Пока-
зано, что с позиции                                '
формантного тона каждое слово может рассматриваться
как характерное колебание.

Из всего сказанного ясно, что не только отдельные
звуки, но и само слово в целом представляет собой
специфическую вибрацию. Однако слово характеризуется
гораздо большим периодом. Если мы рассмотрим отдель-
ное предложение с точки зрения высоты интонации, то
увидим, что оно, как целое, представляет собой новую
вибрацию с еще большим периодом. К этой вибрации
присоединяется вибрация, образуемая сюжетной особен-
ностью речи, а также вибрация, выражающая психологи-
ческую динамику говорящего. Из всего этого ясно видно,
каким сложным объектом является человеческая речь и
какое огромное количество информации заключено в ней.

На акустический спектр звуков человеческой речи
влияет целый ряд факторов. Наиболее важными из них
являются пол, физиологические особенности, возраст,
психические особенности и данное эмоциональное состоя-
ние человека. Невозможно один и тот же звук произ-
нести совершенно одинаково два раза. С этой точки
зрения звуки в человеческой речи нужно рассматривать
как пластичные символы, а не как определенную дан-
ность. В речи проявляются различные нелокальные эф-
фекты, выражающиеся в том, что не только речь пред-
ставляет собой производное от сочетания звуков, но и
отдельные звуки зависят от речи в целом. Акустический
спектр речи характеризуется огромным разнообразием
и сложностью. В нем заключена до сих пор не разга-
данная информация о самых тонких процессах в созна-
тельной и неосознаваемой деятельности человека.

 


Аналогично контурам и цветам слова оказывают пси-
хическое воздействие не только за счет своего понятий-
ного содержания, но и конкретной звуковой формы. В этом
отношении интересны некоторые лингвистические экспе-
рименты. Согласно Джесперсону, присутствие гласной «и»
создает впечатление чего-то маленького, узкого и незна-
чительного. В одном эксперименте Честейна было про-
тестировано 50 детей, им предлагалось назвать две раз-
личные по величине картонные фигурки условными
именами «пим» и «пум». Приблизительно 70 % детей
выбрали имя «пим» для меньшей фигуры. По этому
поводу Э. Сепир отмечал, что если кто-то не верит в такие
символы речи, то пусть попробует провести следующий
эксперимент, который он проводил много раз практически
со стопроцентным успехом. Испытуемый должен назвать
воображаемыми словами «ла», «лау» и «ли» три одинако-
вые по форме, но различные по величине фигуры. Обычно
выбиралось «ли» для самой маленькой и «лау» для самой
большой фигуры.

Гипотетическим объяснением этого эффекта может
служить предположение о связи подобных явлений с при-
сущим человеку чувством равновесия. Различным по ве-
личине фигурам присваиваются в обратном порядке фор-
мантные высоты обертонов и, а и у. Звук «и» создает
ощущение сжатости, холодности, эластичности, а «о»
расслабленности, мягкости, теплоты. Чтобы убедиться
в этом, рассмотрим следующую группу понятий: мороже-
ное, женщина, медленный, быстрый, кошка, толстый, слон,
тонкий, девушка, теплый суп. Попробуем их разделить
на две группы, одну из которых обозначим условным
термином «пинк», а другую «понк». Отнесение слова
к той или иной группе необходимо основывать на инто-
нации. Можно утверждать почти со стопроцентной ве-
роятностью, что испытуемые произведут следующее раз-
деление:

Пинк                             Понк

девушка                          женщина

быстрый                         медленный

тонкий                              толстый

кошка                             слон

мороженое                     теплый суп

Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего-
то белого, светлого, желтого, яркого, ярко-красного, «ы»,
«о», «у»
— мрачного, темного.

 


Доминирование звуковой символики над содержанием
понятий хорошо заметно в детском творчестве. Вот не-
которые примеры:

кунда             мунда             карамунда

дунда             бунда              парапунда

ринги             ринги                рае

фокус            мокус               препаратус

В своем стремлении найти непосредственный эмоцио-
нальный контакт с детьми взрослые очень часто сводят
свою речь к уровню символического смысла звукосоче-
таний. Совсем естественно мы воспринимаем обращения
родителей к детям, которые звучат так: миджи, джиджи,
гунче, бунче и т. д. Как ни странно, дети понимают этот
язык и активно на него отвечают.

Разрыв содержательных связей в структуре процес-
са мышления происходит и в сонном состоянии, а также
и при негативной медитативной концентрации (когда
объектом концентрации является состояние расслабле-
ния). Первоначально в сознании начинают всплывать
не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого
из них существует логическая связь. При более глубокой
медитации появляются отдельные фразы, которые не свя-
заны между собой. Например: в ванной находится белая
роза... С углублением медитации происходит распад и от-
дельных фраз: светлая комната... тепло... приятно... крас-
ный свет... При исключительно глубокой степени меди-
тации происходит распад слов, причем в сознании возни-
кают лишь характерно ритмизированные и краткие в
своей выразительности звукосочетания.

Аналогичный процесс происходит и со зрительными
ассоциациями. Вначале хаотически возникают образы
отдельных эпизодов. Затем появляются деформации кон-
туров и нетипичная расцветка. Одновременно с этим
увеличивается степень гармоничности «цветовых мело-
дий». Все это напоминает сюрреалистическую картину.
В глубоком медитативном состоянии контуры полностью
растворяются. Современные психологические знания, ка-
сающиеся сознательной и неосознаваемой психической
деятельности человека, не позволяют нам на данном
этапе исследований делать определенные выводы относи-
тельно явлений, возникающих в состоянии медитации.
Возможно, что происходит своеобразное «расширение»
сознания, проникновение в его более глубокие слои, в

 


кухню мышления. Вероятно, в этом причина того, что
некоторые авторы называют практикующих медитацию
«психонавтами». Согласно Налимову, «медитацию можно
рассматривать как деавтоматизацию привычных нам
психических структур — медитирующий выходит за грани-
цы логически структурированного сознания. Возникает
новое состояние сознания, при котором происходит сли-
яние с объектом медитации, растворение в нем, потеря
границы собственной личности. Возникает ощущение це-
лостности. Дискретные символы языка оказываются не-
достаточными для выражения этого состояния сознания.
В этом состоянии сознания нарушаются законы аристо-
телевской логики; противоречия не вызывают больше
удивления, нарушаются причинно-следственные упорядо-
чения явлений, изменяются представления о простран-
ственно-временной структуре мира; парадоксальность
переживаемого воспринимается как нечто естественное»1.

Речь освобождается от понятийного содержания так-
же и в предельных эмоциональных состояниях — это кри-
ки, рев и т. п. Деавтоматизацией психических структур
под действием аффектов можно объяснить и разговор
на «особом языке» в сектах пятидесятников и в дру-
гих религиозно-мистических группах.

Особенно сильный эмоциональный компонент содер-
жится в восклицаниях. В болгарском языке основными
из них являются:

А!Ах!         — неожиданность

О!Ох!         — удивление, боль или удовольствие

Эх!             — сожаление

Их!            — упрек с сожалением

Э... и!        — несогласие

Ха... ха!    — насмешка

У... у!          — протест

Восклицания как бы символизируют сами эмоции.
Они не несут никакой другой понятийной нагрузки, кроме
представления об определенном эмоциональном состоя-
нии. Если вы произнесете на выбор некоторые из них
много раз, то заметите, что постепенно начинаете испы-
тывать соответствующее эмоциональное состояние. Ана-
логичное воздействие наблюдается и при многократном
произнесении почти любого слова. В этом специфическом

1 Налимов В. Вероятностная модель языка. М., 1979, с. 227-

 


воздействии звукосочетаний на психику человека заклю-
чается и тайна искусства мантр.

Техника мантра-йоги исключительно проста. Прини-
мается определенная поза, в которой можно находиться
продолжительное время, не испытывая физических не-
удобств. Тело полностью расслабляется. Последователь-
но расслабляются руки, ноги, голова, плечи. Медити-
рующий успокаивается и ритмизирует свое дыхание. Он
опускает веки и закрывает глаза либо же концентрирует
взгляд в определенной точке. В этом состоянии полного
расслабления он начинает непрерывное повторение ман-
тры (процесс джапа1). Тем, кто никогда не практиковал
мантра-йогу, эта аутогенная техника может показаться
элементарной. Однако практика показывает, что целе-
направленное и сознательное удержание внимания на
мантре в течение продолжительного времени является
делом исключительно трудным. Как правило, уже после
первых десяти произнесений мантры внимание спонтанно
отклоняется и в сознании практикующего. появляются
посторонние мысли и образы. После некоторого проме-
жутка времени мантра вновь самофокусируется в созна-
нии практикующего, и процесс джапа продолжается. Так
возникают в процессе концентрации интервалы рассеян-
ности. Упорными и систематическими тренировками до-
стигается сокращение этих интервалов, что связано с
повышением устойчивости психического процесса. При
еще большей глубине медитации практикующий дости-
гает ясно осознаваемого эмоционального состояния, кото-
рое он определяет как однозначную психическую реакцию
на мантру. Важной стороной мантра-йоги является так
называемое «оживление мантры». В значительной степени
этот процесс идентичен практикованию коанов в дзен-
буддизме. Практикующий должен эмоционально пере-
жить «символический смысл» мантры. Большую поддерж-
ку здесь оказывает влияние учителя йоги, который не-
посредственно передает свой опыт ученику с помощью
волевого воздействия. Оживления мантры можно достичь
и при собственном внушении. Вот пример того, как это
происходит.

Предположим, что вы страстный турист и любите
бродить по горам. В одиночестве, среди скал под небом

1 «Джап» означает повторение и является термином мантра-
йоги. — Прим. ред.

 


успокаивающего синего цвета вы чувствуете приятную
прохладу и специфический запах горных трав. Вы чув-
ствуете, что успокаиваетесь, как бы рождаясь заново,
что отключаетесь от будничных забот. Сядьте на бли-
жайшую скалу или на траву. Расслабьте тело. Скон-
центрируйте все свое внимание на том необыкновенном
ощущении, которое возникает при соприкосновении с при-
родой. Придумайте звукосочетание, которое, по вашему
мнению, больше всего соответствует возникшему эмоци-
ональному состоянию. Эта ваша мантра. Повторяйте ее
несколько раз, пока не зафиксируете соответствующее
психическое состояние. Употребляйте мантру только
в подходящей медитативной обстановке. Неправильное
использование мантры может уничтожить условный реф-
лекс, который вы выработали. Даже размышление о ней
в неподходящих условиях оказывает неблагоприятный
эффект. Подобным образом вы можете сами создать
мантры, соответствующие различным эмоциональным
состояниям.

Для аутосуггестии можно использовать и определен-
ные выражения. Слова в этих выражениях должны быть
тщательно подобраны, необходимо, чтобы каждое из них
в отдельности обладало приятным звучанием. В целена-
правленных выражениях должна быть категоричность.
Например: «Я становлюсь спокойнее с каждым прошед-
шим днем... », «С каждым днем я становлюсь все бодрее... »

Если вы произнесете эти фразы всего лишь раз, то
возможна скептическая реакция. Это может привести
к отрицательному результату. Если же повторять их про-
должительное время по нескольку раз, то сомнения посте-
пенно рассеятся и произойдёт эффективное бессознатель-
ное воздействие.

Использование в качестве средств самовнушения
искусства мантр и янтр в историческом плане связано
с идеалистическими воззрениями на природу человека.
В течение тысячелетий ими пользовались в религиозных
целях. Но тем не менее нельзя считать религиозные культы
первоисточником медитативных техник. По всей вероят-
ности, способность человека к медитации возникла в глубо-
кой древности. Доказательством этому может служить
появившаяся еще у первобытного человека потребность в
ритуальных танцах, примитивных песнях и предметах
культа. Концентрируя свое сознание на самых важных для
своего существования действиях, первобытный человек

 


создавал возможность многократно переживать соответ-
ствующие эмоциональные состояния без значительных за-
трат физической энергии. Существует мнение, что древние
люди были более реактивными в эмоциональном отноше-
нии, чем их потомки. Мантры лежат и в основе песенного
творчества примитивных народов. Бюхер отмечал, что
для каждого вида трудовой деятельности у примитив-
ных племен существует определенная песня. Он выска-
зывал предположение, что музыка и поэзия имеют одно
начало — тяжелый физический труд и их основное пред-
назначение состояло в том, чтобы мобилизовывать че-
ловека и освобождать его от чрезмерного психического
напряжения.

Чувствительность к ритму представляет собой одно
из основных психофизиологических свойств человека.
Ритм является элементом любой музыки. Существование
примитивных племен, обладающих. тонким чувством рит-
ма при отсутствии значительных музыкальных способ-
ностей, показывает, что ритм зародился ранее собственно
музыки. Можно было бы отметить, что танец, который
неразрывно связан с ритмом, несет с собой и концент-
рацию сознания на позе и движении тела. У особо эмо-
циональных натур танец может вызвать кратковремен-
ную потерю чувства реальности и ощущение «растворе-
ния» в движении. Вхождение в транс считается вполне
естественным явлением в ритуальных танцах у некоторых
африканских, тихоокеанских, южноамериканских и дру-
гих народов. Некоторые исследователи считают, что ритм
способен оказывать гипнотическое воздействие, при
котором блокируются определенные защитные реакции.
У примитивных племен исполнение военных танцев и
танцев охоты благодаря катарсису приводит к освобож-
дению от чувства страха. Ритм является основным эле-
ментом строевой подготовки в армии и важным средством
повышения воинской дисциплины. С его помощью соз-
даются прочные условнорефлекторные связи по отноше-
нию к исполнению команд, что помогает преодолевать
реакции страха, возникающие в боевых ситуациях.


Техники медитации

Медитацию, как метод и особое искусство, можно по-
нять только после продолжительного периода тренировок.
Здесь, как и в любой другой области, положительные
результаты достигаются упорным и целенаправленным
трудом. Упражняясь в медитации, необходимо соблюдать
следующие правила:

1. Тренировки должны проводиться в спокойном месте,
в изоляции от других людей. Любая неожиданная ситуа-
ция — шумно открытая дверь, внезапное вторжение в по-
мещение или присутствие другого человека — является
неблагоприятным фактором. Со временем в результате
многократных тренировок практикующий становится
менее чувствительным к условиям, в которых проходит
тренировка. Он приобретает способность приспосабли-
ваться к разнообразным внешним раздражителям. Но
в начальный период для достижения наибольшего эффекта
необходимы тишина и изоляция. Отсутствие подобных
условий вовсе не означает невозможность заниматься
медитацией. Существуют методы, которые можно при-
менять где угодно, даже в трамвае. В этих случаях следует
уделять большее внимание динамическим медитативным
упражнениям.

2. В комнате или помещении, отведенном для трени-
ровки, должно быть уютно. Желательно, чтобы цвета и
формы располагали к психическому расслаблению.

3. Медитация наиболее полезна утром между 4 и
8 часами и вечером между 19 и 20 часами.

4. Медитация выполняется натощак или через час
после еды.

5. Во время тренировок следует одеваться потеплее,
так как при медитации кровообращение становится менее
интенсивным и увеличивается опасность простудных забо-
леваний.

6. Во, время медитации не сопротивляйтесь мыслям,
спонтанно возникающим в сознании. Пусть они исчезнут
сами.

 


7. Мантры и янтры создают психический фон, способ-
ный освобождать сознание от спонтанно возникающих
мыслей и образов.

8. Не проводите тренировки, если вы чувствуете
психическое или физическое перенапряжение или же если
вы не здоровы.

9. Не упражняйтесь, если вы эмоционально перевоз-
буждены.

 

10.        Организуйте свою жизнь таким образом, чтобы не
пропускать тренировок.

11.        Подстилка, на которой вы лежите во время меди-
тации, не должна быть ни слишком твердой, ни слишком
мягкой.

12.        Перед тренировкой следует тщательно почистить
зубы.

13.        Создайте для себя определенный ритуал, который
бы помогал вам настроиться на тренировку.

14.        Не превращайте медитацию в идефикс.

15.        Тренируйтесь 3—5 раз в неделю.

Техника пассивной медитации

Первая проблема, которая возникает при занятиях
пассивной медитацией, — это выбор правильной позы.
В этой позе необходимо находиться достаточно продолжи-
тельное время, и при этом не должны возникать ощущения
неудобства. Для тех, кто занимается хатха-йогой, реко-
мендуется использовать позы «лотос» или «полулотос».
Остальные могут проводить медитативные занятия сидя
«по-турецки», лежа на спине или же сидя на стуле
с удобной спинкой, позволяющей полностью выпрямить
позвоночник.

Техника негативной концентрации
на различных частях тела

Лягте на спину. Расслабьте руки, голову и ноги.
Подождите 2—3 минуты до полного расслабления.
Закройте глаза. Можно использовать следующие меди-
тативные фразы:

Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... мои руки и
ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они расслаб-
лены... они расслаблены полностью... чувствую свои
голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую

 


свои бедра... мои бедра также расслаблены... все мое
тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое
тело расслаблено... все мое тело расслаблено... чувствую
свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она
расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца
моего лица расслаблена... мои губы и язык расслаблены
полностью... глаза и веки полностью расслаблены... чувст-
вую точку между бровей... мой лоб прохладен... мое
солнечное сплетение излучает приятное тепло... я все
больше и больше расслабляюсь...

Данные фразы приведены в качестве примера, поэтому
необязательно использовать их дословно. Произнесение
фраз происходит мысленно, с одновременной активной
концентрацией на частях тела. Со временем, в ходе
систематических занятий, глубина мышечного расслабле-
ния увеличивается. После достижения максимального
расслабления (во время отдельной тренировки) медити-
рующий как бы превращается в постороннего наблюда-
теля собственной мыслительной деятельности. В сознании
появляются самые различные реальные или фантасти-
ческие картины. Необходимо отстраниться от эмоциональ-
ного переживания этих картин и следить за ними как бы
со стороны, наподобие зрителя, смотрящего фильм. Если
это условие соблюдено, то картины начинают все быстрее
сменять одна другую. Таким образом постепенно дости-
гается «распад» сознательного процесса.

После медитативного сеанса тренирующийся чувствует
себя полностью отдохнувшим и бодрым. Сцены, которые
прошли через его воображение, не оставляют никаких
следов. Это упражнение относится к начальному этапу
и требует длительных тренировок. Первоначальная про-
должительность упражнения составляет 10 минут. В даль-
нейшем она может быть увеличена до 30 минут.

Техника быстрой релаксации

Займите медитативную позу. Используйте следующие
медитативные фразы:

Я чувствую свое тело... оно полностью расслаблено...
чувствую свои руки... они расслаблены... мои ноги рас-
слаблены... мои ноги тяжелые... чувствую свои плечи...
мое тело расслаблено полностью... лицо раслаблено пол-
ностью... веки стали тяжелые... моя голова расслаблена...
я полностью расслаблен... мое тело тяжелое... все мое тело

 


очень тяжелое и полностью расслаблено... я считаю до
пяти... на счете «пять» я расслабляюсь полностью...
(Считайте до пяти в уме, делая ударение на последних
цифрах. )

После достижения осознаваемого состояния глубокого
расслабления можно перейти к концентрации на отдельных
частях тела или на телесных процессах — на дыхании,
ощущении тепла, ощущении прикосновения, пульсации в
различных частях тела.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!