Стыд и уход от ответственности 1 страница



Дэвид П. Селани

ИЛЛЮЗИЯ ЛЮБВИ

Почему женщина возвращается к своему обидчику

библиотека психологии и психотерапии

Дэвид П. Селани

Иллюзия любви

Почему женщина возвращается к своему обидчику

 

Перевод с английского ИА Писаренко

Москва

Независимой фирма «Класс»2013

УДК 615.851 ББК 53.57 С 29

Семки Дэвид П

С29 Иллюзия любам: Почему женщин* возвращается к своему обидчику / Давил П. Се- лани, пер с англ И.Л Писаренко М Независимая фирма «Класс», 2013. - 264 с. - (Библиотека психологии и психотерапии)

ISBN978 5-86375 188 7

Что заставляет жертву испытывать необходимость в своем обидчике и возвращаться к нему вновь и вновь? Автор затрагивает очень непростую и неоднозначную тему насилия в семье На обширном клиническом материале, применяя теорию объектных отношений и модель развитии личности У.Р.Д. Фейрбейрна, он объясняет нарушения характера, по его мнению, сходные у обоих участников конфликта, разбирает характерные фазы отношений обидчика и жертвы, выясняет причины зависимости их друг от друга. рассматривает возможность психологической помощи пострадавшим, а также высватывает мнение, что проблему жестокого обращение с женщинами и детьми в семьях следует решать на государственном уровне.

Книга будет интересна психологам различных направлений, педагогам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующимися проблемами межличностных отношений

Главный редактор и издатель серии Л М Кролл Научный консультант серии ЕЛ Михайлова

ISBN978-5-86375 188-7

С 1994 ColumbiaUniversityPressС 2013 И А Писаренко, перевод на русский азык С 2013 Независимая фирма «Класс», издание, оформление О 2013 Мария Ашихмина. дизайн обложки

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству «Независимая фирма «Класс». Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести а магазинах:

Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазин «Медицинская книга» Санкт-Петербург. Дом книги.

Памяти моей матери Посвящается Веронике

Трудно представить себе, сколько людей мужчин и женщин - всю жизнь страдают от отсутствия любви, постоянно желая ее, но не умея дарить или вызывать любовь, а найдя - не могут удержать, ибо не знают, что с ней делать, будучи не готовы к покорности или к самой любви, которая могла бы научить их любить: это и есть самое мучительное переживание в жизни человека, а так как любовь - это лишь плод человеческого воображения, она. наверное, является самым ярким примером того, как воображение постепенно перерастает свое творение. Придумав себе любовь, мы обречены на постоянные разочарования в ней, или. по крайней мере, так нам кажется.

Кэтрин Энн Портер. Орфей в аду


Выражение благодарности

Эта книга была написана при поддержке многих моих друзей и коллег. В первую очередь, выражаю сердечную благодарность доктору Генри Гринбергу (HenryGrinberg), чьи профессиональные знания в области психоанализа и редакторский опыт позволили ему внести много ценных критических иранок и рукопись. Искреннюю благодарность хочу высказать также д-ру Джорджу В. Олби (GeorgeW. Albee). на протяжении многих лет служившему поддержкой в моей работе и потратившему бессчетное количество часов на чтение всех версий рукописи. Я глубоко признателен д-ру Роберту Барашу (RobertBarash), внесшему неоценимый научный вклад в редактирование рукописи. Я благодарен Джиойе Стивенс (GioiaStevens) из издательства "ColumbiaUniversityPress" за ее неизменное терпение и активную помощь в осуществлении проекта. И, конечно же. еще раз выражаю благодарность моей жене Веронике, окружавшей меня поддержкой и заботой во время этого и многих других проектов.


Введение

 


 

Мне пришлось познакомиться с миром саморазрушительных человеческих отношений в первый же год терапевтической практики. День за днем я выслушивал своих пациентов, которые изо дня в лень жаловались, как их унижают, не принимают и критикуют долгие и близкие им люди. Мне было больно со всей очевидностью осознавать тот факт, что большинство проблем моих пациентов связано с их привязанностью и преданностью тем, кто раз за разом их отвергает. Некоторые мои пациенты испытывали страдания только в семейных отношениях: они были привязаны к своим спутникам жизни, обычно к мужьям или женам, которые постоянно унижали, грубо использовали и критиковали их. Я просто не мог понять, почему мои положительные и с виду нормальные пациенты не прекращали этих негативных и разрушительных отношений. Когда же я напрямик спрашивал, почему они до сих пор не расстались с членами своей семьи или партнерами, и предлагал им попытаться начать новые отношения, выйдя за пределы существующего семейного круга, реакцией на мой вопрос было негодование и скептицизм. Мне отвечали, что «кровь гуще воды» и что «семья» - «святое» и «навсегда», неважно, насколько им плохо существовать в таких условиях. Очевидно, я задевал их за живое. Зависимость моих пациентов от их обидчиков была до такой степени сильна, что деструктивный компонент находил рациональные оправдания и защищался с почти религиозным пылом. И несмотря на то. что обращались с ними достаточно скверно и личность их находилась под угрозой, самостоятельно они не решались прекратить отношения, зашедшие глубоко в тупик.

Спустя несколько лет я решил оказывать помощь и женщинам, пострадавшим от жестокого обращения в семье, что оказалось также довольно непростой задачей. Я уже знал, что многие из моих пациенток хоть раз в жизни сталкивались с физическим насилием. Я обнаружил, что женщины, подвергшиеся жестокому обращению,

имеют очень похожие истории и ничем психологически не отличаются от других моих пациенток в своей привязанности и зависимости от партнеров, которые их отвергали. - за исключением того, что они подвергались избиениям. И снова мне было непросто понять. почему положительные, с виду нормальные женщины возвращаются к мужчинам, которые жестоко их избивали?

Меня очень удивило и то, что мои отчаявшиеся, несчастные, страдающие от насилия пациентки весьма подозрительно и недоверчиво относились к моим искренним попыткам помочь им. Своим обидчикам они. наоборот, полностью доверяли и легко позволяли одурачивать себя вновь и вновь. Казалось, эти пациентки обладают сверхчувствительным внутренним радаром, позволяющим безошибочно обнаруживать и выбирать единственного потенциального деспота в толпе психически здоровых мужчин. Я оказался бессилен перед тем, с чем мне пришлось столкнуться, и не находил объяснения этому факту, потому что моя академическая подготовка в области психологии почти полностью игнорировала тему бессознательной привязанности к деспотичным партнерам. В то же время популярная психология предлагала одну за другой новые теории, объясняющие, почему физически и эмоционально подавляемые женщины не в состоянии бросить своих обидчиков. Такие отношения были любимой темой книжек из серии «Помоги себе сам», сдобренных массой свежевыдуманных терминов (ни один из которых не проясняет ситуации), как, например, «созависимость» (co-dependency), «запутанный клубок»(enmeshment), «любовь-пристрастие»(love-addition), «травматическая привязанность»(traumabond).

Ключевое событие в моей карьере произошло в 1983 году, когда я познакомился с работами У.Р.Д. Фейрбейрна, шотландского психоаналитика, написавшего книгу о том, как детская неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости с родителями влияет на формирование личности. Я был поражен, насколько точно эти статьи о структуре и развитии личности, опубликованные в период с 1940 по 1960 год. объясняли, почему мои пациентки снова и снова возвращались к людям, которые унижали их и причиняли им страдания. Построить такую точную и действенную модель Фейрбейрну помогла работа в городском приюте, где ему не раз приходилось наблюдать, насколько опасными могут быть последствия насильственного отделения детей от родителей. Разделение семьи в 1940-е годы не рассматривалось как

психологически значимое событие, поскольку доминирующая роль в психиатрии того времени принадлежала фрейдовской теории развития личности. Фейрбейрну хватило таланта, чтобы не позволить традиционному психоанализу Фрейда, преподаваемому в университетском курсе, сбить его с толку. В основе его собственной модели лежал эмпирический вывод о том. что покинутые, обездоленные дети, недополучившие в полной мере родительской любви, оказываются, как ни парадоксально, более привязаны к своим родителям, чем благополучные дети. Эта психологическая модель рассматривает ранний этап отношений между 1>с6енком и ухаживающим за ним взрослым как фундамент формирования личности ребенка. Модель личностного развития Фейрбейрна подробно описывает внутренние механизмы, ответственные за привязанность и преданность ребенка родителям, которые, на самом деле, жестоко с ним обращаются и отвергают его. В данной книге основные принципы Фейрбейрна наложены на взрослый аналог детской зависимости от деспотичных родителей, крайним проявлением которой является психологическая зависимость постоянно избиваемой женщины от своего обидчика. Таким образом, я включил в область приложения современной теории психоанализа сценарий насилия в семье.

Прошло три года с тех пор. как я начал писать эту книгу, и за это время интерес к исследованиям Фейрбейрна неимоверно возрос. В октябре 1996 года в США состоялась первая конференция. посвященная исключительно работам этого выдающегося первопроходца в области психоанализа. За последние три года было выпущено по меньшей мере десять книг Фейрбейрна. включая полное собрание его трудов в двух томах. Почему же вдруг возник такой интерес к теории личности, разработанной еще в 1940 году? Ответ будет краток: потому что модель развития личности Фейрбейрна оказалась более последовательна и точна, чем более популярная модель Фрейда. Понадобилось довольно много времени, чтобы принять это, преодолевая сопротивление многих психоаналитиков, получивших стандартное образование, и психиатров, хранящих преданность идеям Фрейда. Многие просто отказывались знакомиться с работами Фейрбейрна, видя в них угрозу для фрейдистской модели. Эти две модели являются взаимоисключающими: то есть прав кто-то один - или Фрейд, или Фейрбейрн, но не оба. Основные различия этих моделей описываются мной в главе 1.                                             -

Таким образом, часть этой книги посвящена разъяснению причин противостояния двух моделей развития личности, каждая из которых претендует на точное объяснение динамики и механизмов, которые заставляют женщин поддерживать губительные для них отношения. Это противостояние играет очень важную роль. Противоборствующие теории по-разному настраивают наше восприятие событий, и наиболее широко распространенная теория становится основной в психотерапии, профилактике и, что особенно важно, в социальной политике.

Центральное место в моей книге отдано человеческому Эго, каждая глава под своим углом рассматривает эту сложную психологическую конструкцию. Понятие «Эго” используется для обозначения аспекта человеческой личности, ответственного за самооценку и видение себя самого и окружающих людей. Эго также включает в себя набор эмоциональных и когнитивных навыков, которые при нормальных условиях развития могут разниться в то, что обычно принято называть «полноценной взрослой личностью». Глава 2 посвящена человеческому Эго в детском возрасте и описывает различные формы родительского поведения, которые могут серьезно сказаться на развитии полноценных функций Эго. В главе 3 описываются проявления неправильно сформированного и незрелого Эго в поведении человека. У личностей с недоразвитыми структурами Эго диагностируются расстройства личности или характера'. Глава 4 посвящена двум ключевым понятиям, которые являются вкладом Фейрбейрна в решение этой проблемы. Это понятия моральной защиты (moraldefense) и расщепления (splittingdefense), два главных защитных механизма, используемых детьми и взрослыми для сохранения отношений с родителями или партнерами, которые их обижают. Глава 5 использует весь материал, изложенный в предыдущих главах, для анализа «циклической теории насилия», выдвинутой Ленор Уокер. Эта теория описывает три типичные стадии цикла жестокости, а я использую принципы Фейрбейрна для объяснения бессознательных действий, совершаемых в эти три фазы. В заключение в главе 6 я описываю программу терапии женщин, страдающих от насилия в се-

1 Здесь и далее Д. Села ни использует параллельно оба термина: "characterdisorder" и ‘personalitydisorder”, переводимые соответственно как «расстройство/ патология характера» и «расстройство личности» соответственно. - Все примечания в книге принадлежат переводчику.


мье. с применением модели, призванной помочь жертве жестокого обращения укрепить структуру своего Эго.

Эта модель акцентирует внимание на непроизвольном, бессознательном участии в конфликте самих пациенток, ставших жертвами насилия в семье, что ранее не применялось в анализе причин жестокого обращения. Анализ структур Эго обоих участников конфликта дает более полное понимание причин физического насилия. чем картина, предлагаемая популярной общеизвестной теорией. Этот анализ даст описание разных психологических и защитных механизмов, формирующихся в детстве и определяющих предрасположенность к роли жертвы во взрослом возрасте. Печальная реальность такова, что жестокому обращению, то есть двум и более случаям физического насилия, подвергаются только женщины, эмоционально угнетаемые или обделенные в детстве. Взрослая женщина, постоянно подвергающаяся жестокому обращению, обделена вдвойне, потому что ее детский трудный опыт не дал возможности развиться здоровому Эго, и это заставляет ее идти на компромисс в выборе мужчины.

Для тех читателей, кто склонен искать виноватых, могу сказать, что виноватых много, но это вовсе не жертвы насилия (и, как ни странно, даже не их угнетатели), но культура, которая ценит ребенка (да и родительские права) настолько низко, что мы закрываем глаза на жестокость и недостаток внимания по отношению к детям. Мы возмущаемся и удивляемся, когда вчерашний обиженный ребенок, повзрослев, превращается в агрессора или жертву. Моя цель - показать читателю более точный сценарий тирании, в надежде, что это поможет найти лучшее решение проблемы и выработать более разумную социальную политику, которая будет направлена на предотвращение человеческой трагедии, которую так легко предотвратить.

Предварительные замечания

Америку захлестнула эпидемия насилия над женским полом. Наверное, так было всегда; однако до недавних пор это кое-как удавалось скрывать. 17 июня 1992 года журнал Американской медицинской ассоциации обратился ко всем медикам Америки с призывом обратить внимание на ужасающие показатели физического насилия в семье, жертвы которого ежедневно заполоняли отделения неотложной помощи по всей стране. Начало заглавной статьи этого издания было таким:

Данные за последние двадцать лет свидетельствуют о том. что физическое и сексуальное насилие по отношению к женщинам превратилось в огромную проблему. Подавляющее большинство случаев насилия нал женщинами совершается их постоянными партнерами или же людьми, отношения с которыми подразумевают для женщины некую защищенность (например, отец - дочь, молодой человек - его девушка). Такое насилие несет в себе кратко- и долгосрочные неблагоприятные последствия для женщины, как для ее физического, так и для психического здоровья (Browne, 1992:3184).

Далее статья приводит данные о невероятном количестве женщин, подвергающихся физическому и сексуальному насилию. Насилие в семье - это не изолированный феномен, присущий исключительно нижним слоям общества. Насилие, с которым сталкиваются эти женщины, отнюдь не безобидно, оно совершается грубо и систематически:

Исследования документально подтверждают, что у женщины в США больше вероятности быть травмированной, изнасилованной или убитой собственным партнером, с которым она состоит в отношениях в данный момент или состояла в прошлом, чем каким-либо неизвестным преступником. Согласно исследованию, проведенному в 1985 году, в котором принимали участие пары, длительное время прожившие вместе, примерно один из восьми мужчин совершал акты физической агрессии по отношению к своей партнерше за год наблюдения. Треть таких случаев составляли серьезные правонарушения, как, например, нанесение ударов кулаками и ногами, удушение, избиение, применение режущего или огнестрельного оружия. За год в США в среднем два миллиона женщин получают серьезные травмы от своих партнеров. Кроме того, у женщин, подвергшихся насилию со стороны своих постоянных партнеров, риск быть избитыми снова в течение следующих шести месяцев гораздо выше, чем у тех, кто пострадал от неизвестных преступников (Browne, 1992:3185).

Два основных вопроса возникают по прочтении этого абзаца. Первый: почему так много мужчин совершают преступные действия по отношению к женщине, которую они. вероятно, любят? И второй, более сложный вопрос: почему избиваемые женщины возвращаются снова и снова в те же отношения, от которых они пострадали? Моя книга стала попыткой разобраться в этих вопросах.

Ответы на них вовсе не очевидны для многих из нас, включая даже тех врачей, которые оказывают помощь пострадавшим женщинам. В одной из статей на эту тему, опубликованной в том же номере журнала Американской медицинской ассоциации, говорилось о том. что врачи, сталкивающиеся с пациентами, жестоко избитыми своими партнерами или супругами, облетают только физические страдания, но избегают открытого выяснения причин случившегося. Нежеланию вмешиваться находится краткое и исчерпывающее объяснение - это ящик Пандоры.

Итак, образ открываемого ящика Пандоры - зачастую именно с ним у врачей ассоциируется обсуждение домашнего насилия со своими пациентками. Эта метафора означает страх выпустить на свободу мириады демонов. В отзывах самих же респондентов «демонами» считались «некомфортность из-за слишком близкого общения с пациентом», «страх задеть чувства», «бессилие», «потеря контроля» и «пустая трата времени» (SuggandInui, 1992).

Далее авторы поясняют, что многие врачи слишком близко идентифицируют себя со своими пациентами и поэтому им сложно поверить, как человек, принадлежащий к одному с ними социальному классу, может подвергаться риску домашнего насилия. Кроме того, более половины врачей, участвовавших в этом исследовании, признались, что специально воздержи вались от обсуждения насилия в семье из-за страха обидеть пациента, вторгаясь в его личную жизнь. Другими отталкивающими факторами были чувство собственного бессилия что-либо изменить в ситуации, в которой оказалась несчастная женщина, и убежденность, что результат их вмешательства зависит не от них. а от самой пациентки. То есть, в отличие от обычных медицинских процедур, где мотивация пациента не важна (как. например, при введении пенициллина), освобождение от домашнего насилия требует активного участия пациента. В конце концов, эти врачи признались, что эффективное вмешательство подразумевает гораздо больше взаимодействия, чем стандартный двадцатиминутный осмотр.

Если врачи выражают неготовность и избегают работать со случаями домашнего насилия, то чего же ожидать от обычных членов общества? Мы все, как и врачи, не можем представить себе,что кто-то похожий на нас может стать жертвой домашнего насилия. Как и врачи, мы слишком боимся вторгнуться в чью-то личную жизнь, и так же точно чувствуем собственное бессилие, сталкиваясь с призраком насилия в семье. Это - ужасно сложная проблема со многими действующими лицами, и лишь у немногих из нас найдется смелость посмотреть ей в лицо. Мы остерегаемся ситуаций, в которых наша помощь другим людям возможна только в косвенной форме. Мы стараемся не впутываться в ситуации, грозящие затянуться надолго, вовлекая вызвавшегося помочь в болото постоянных, никогда не утоляемых потребностей. Погружение в этот сложный, пугающий, часто невероятный мир домашней) насилия требует бездны времени, без каких-либо гарантий успешного исхода.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!