Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры



Сам термин «культура» имеет происхождение от лат. слова «culture» - что в переводе означает «возделывание земли, уход». При изучении культуры перед нами возникает несколько проблем. Первая из них: сущность культуры. Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Существует несколько подходов к пониманию культуры: деятельный(способ сохранения, воспроизводства, развития общества, способ жизнедеятельности), аксиологическийилиоценочный(совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих возможность существования человека), семиотический(совокупность знаковых программ поведения, общения), социологический (социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил поведения и деятельности человека). Для философии свойственно, во-первых, рассмотрение культуру в ее общих чертах, во-вторых, выяснение ее места в обществе и историческом процессе в целом. Понятие «культура» сложное, но делится на системные элементы или подсистемы: материальная и духовная (продукты материального и духовного производства). Но предметы духовной культуры всегда овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства – материальная и духовная. Культура всегда нечто целостное, но она дискретна и в развитии, и в функционировании. Носителями культуры являются различные социальные группы: народы, межнациональные объединения, региональные группы, отдельные личности. Наряду с общими чертами культуре присущи и черты характерные для различных социальных слоев и групп. Системы специфических культурных особенностей, характерных для некоторых социальных групп, называются субкультурами.

Второй весьма важной проблемой в философском анализе культуры выступает проблема единства и многообразии культурно-исторических процессов. Существует несколько концепций (подходов):

· формационный подход (4 формации по Марксу);

· эволюционная концепция (Гердер, Дарвин, Спенсер) – развитие идёт от примитивного состояния к более высокому уровню: первобытный этап (мифы) → средневековый (признание мира скрытых сущностей – Бог) → новейший (научное знание);

· теория культурных кругов – в истории всё неповторимо, происходит только однажды, события случайны;

· подход культурно-исторических типов или локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин). С точки зрения Сорокина в культуре исторический процесс представляет собой чередование культурных типов: идеоциональный (главная реальность – нечто сверхъестественное, сверхчувственное), сенситивный (на первом плане материальные ценности), идеалистический (синтез 1 и 2).

Культура и духовная жизнь общества. Духовная жизнь общества – общественное сознание, совокупность всех знаний, теорий, идей, чувств, стремлений людей. Два уровня: обыденный и теоретический (смотри вопрос 46). Будучи сверхсложной системой, культура многофункциональна, т.е. выполняет ряд важных, жизненно необходимых для общества социальных функций: познавательная (даёт возможность познать свою историю, окружающий мир), регулятивная (регулирует отношения между людьми), аксиологическая (ценностные ориентации), коммуникативная (налаживание и поддержание коммуникаций между людьми), информативная (накопление и трансляция социального опыта). Однако самой важной и охватывающей все предыдущие функции является цивилизационная или гуманистическая функция. Гуманистическая направленность культуры выполняет роль специфического селектора, призванного выводить за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное, возвращающее нас к нецивилизованному состоянию, равно как и попытки возродить подобные архаизмы.

Метаморфозы духовности в современном обществе. Согласно словарю С.И. Ожегова, метаморфоза – полная, совершенная перемена, преображение, резкое изменение чего-либо. Говоря об этой проблеме, следует заметить, что всё происходящее в мире имеет своё отражение в культуре. Обществу свойственны такие явления, как массовая и элитарная культуры. Массовая культура – это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории. Элитарная культура (от франц. elite – отборное, выбранное, лучшее) – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Э.к. сознательно противостоит массовой культуре в широком смысле. Э.к. основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!