Основные социокультурные парадигмы социального сознания



Для отражения общества требуется генерация различных исследовательских программ (или парадигм – от греч. «пример», «образец». Введено Бертманом, а затем Кунн: некая модель постановки и решения проблем, которая принимается научным сообществом). Различные парадигмы осмысления социального мира.

Натуралистическая. Оформляется к 18 веку как результат экстраполяции канонов естественно-научной рациональности на способы социальной жизни. Основные принципы представлены в школах: редукционизм, концепция этногенеза Гумилёва, социальная школа Спенсера, Парсенса. Ориентация человека на объективный и абсолютный мир, в соответствии с которым человек согласовывает свои взгляды, ценности. Общество – некая биологическая целостность, функционирующая по законам классовой механики. Человек – орган этой системы, которая обезличивает гениальное начало в человеке.. Законы общественного развития рассматриваются по аналогии с законами природы, которые носят жёсткий характер. В социальную философию вносится элемент фатализма. История – сменяющие друг друга состояния по восходящей линии. Абсолютная предсказуемость. Исключается много факторный подход. Биологический детерминизм (вторая половина 19 века) – социальный дарвинизм – естественный отбор, борьба за существование, социальные конфликты – естественное состояние общества, влияние расовых отличий на структуру общества и его развитие, фрейдизм – поведение человека зависит от его инстинктов (бессознательного). Географический детерминизм (начало 18 века) – в трудах Монтескье, Бокля, Рекью. Я. Гумилёв пытался выявить причину исторического развития в особенностях этнических отношений. Спенсер трактует основные законы человеческой истории как закон выживания наиболее приспособленных социальных организмов.

Этико-субъективистская. Противоположная натуралистической логика отражения социальных процессов. Представлена школами: неоконсианство, русское народничество, некоторые версии русской религиозной философии. Чисто субъективное видение исторического процесса. Общество – результат проявления некого творческого начала, волевого разума, лишается всякой закономерности. Человек осуществляет деятельность в соответствии с идеалами. Человеческая объективность возводится в абсолют.

Диалектико-материалистическая – преодоление крайностей 2 предшествующих. Признание определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основа общественной жизни – сфера материального производства, определяющая все формы человеческой жизни. Социальная революция носит объективно закономерный характер и воплощается в идеальном типе общества. Общественно-экономическая формация – определённая стадия развития общества. Линейная интерпретация изменения истории. История – смена формаций. Каждая формация наступает с неизбежностью.

Культурно-цивилизационная (Шпенглер, Ясперс, Тойнби, Сорокин). Интеллектуальная позиция формационной модели. В основе – идея уникальности культурных процессов. История – процесс развития замкнутых систем, неповторимых культурных организмов. Нелинейная интерпретация исторического процесса.

Антропологическая (экзистенциализм, Камю, Сартр, Хайдеггер, Бердяев, Ясперс, психоаналитическая философия, Фрейд, Фром, философия жизни, Ницше). Человеческую реальность следует объяснять из её же самой. Познание общества – познание человека. Человек – существо многомерное (природное+социальное+духовное+космическое начала). Использование нерациональных форм познания человеческой реальности (исследование воли, инстинктов).

Синергетическая – развивается в рамках рационалистического понимания мира (Пригожин, Арнольд). Идеи: 1 – самоорганизация, 2 – общество открытая система, 3 – общество развивается по нелинейным законам. Порядок через флуктуацию – творческая роль случайности в процессах. Неустойчивость социальных систем. В любой системе наличие как внешних, так и внутренних факторов.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!