Проблема факторов, субъекта и источников социальной динамики



Счит-я, что источником раз-я общ-ва явл. потребности и интересы. В Гегелевском – притивор-е; в Зап. – конфликты.

Потребность – св -во всего живого. Бывают матер-е, дух-е, общ-е, личн-е. Непоср. продуктом общ. разв-я явл. интерес как осознанная потребность, идеи – источник действия соц-х групп.

Проблема фак-ов разв-я: эк-е факт-ры, демографич., поличит., географич.

Человеч. фактор выст. гл. инструментом, кот. детерминир. осущ. того либо иного действия. Традиционно в мире пробл. факторов рассматр. как: объект. законы разв-я, субъект. фактор.

Объект. фактор – не зависящ. от воли и созн-я людей обстоят., кот. необх. для порожд-я того либо иного явл-я.

Субъект. факт. – сознат-я, целенаправл-я деят-ть групп, масс, полит. партий, кот. направл. на измен-е, сохр-е или развитие сущ. усилий.

Взаимоотнош. субъект. и объект. нах. свое выраж. в том, что историю творят люди, но не по своему произволу, а будучи впис. в определ. объективн. условия.

Законы общ-ва и природы носят всегда объект. хар-р.

Проблема субъекта – Кто важнее личность или массы?

Долгое время в Евро фил абсолютизир. роль личности, роль личн. в истории. К народу относ. лиц занятых в сфере мат-ого пр-ва.

Хар-ки народа: общая историч-я судьба, вера, национ-я идея, историч-я память народа.

Вебер ввел понятие «харизма» (божеств. дар) – некот. спос-ть, кач-во индивида, кот. выдел. его из др-х.


 


Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества.

Термин «цивилизация» появл. в сер. 18 в. Когда утверждаются просветительские идеи (Мирабо). Линейная концепция развития. Цивилизация – культурный рубеж, опред. этап господства разума, следующий за этапами: дикость и варварство (амер. Морган).

Осн. критерии цивилизац. развития:

- технологическое освоение природы

- совершенствование регуляции соц. отношений (письменность, юр. норм, гос-во, возн-е денег, рынка, соц. стратификация).

В нач. 19 в. новый смысл цивилизации, как о мн-ве цивилизаций. В рамках этого: цивилизация – качеств. своеобразие соц-эконом и культурных характеристик того или иного общ-ва или группы стран.

3 технологии, которые изменили 20 в.: телефон, телевизор, реактивная авиация.

3 символа 20 в.: автомобиль,Ю самолет, компьютер.

В западной философии цивилизации:

1) Доиндустриальные (аграрные) символ: мотыга

2) Индустриальные (техногенные) символ: конвеер

3) Постиндустриальные символ: компьютер

Доиндустриальные – на базе аграрно-ремесленного произ-ва, до 17-18 вв., ручные орудия труда. Все усилия в сельском хозяйстве. Жизнь базируется на личных связях, доверии. Нет категории честно нажитого богатства. Здесь полагают, что не богатство дает власть, а наоборот. Нет представления об инновациях. Высоко ритуализировано, человек следует предназначенной ему роли.

Индустриальная – техногенная цивилизация, в основе машинный тип произ-ва, основана на распр. Крупного промышленного пр-ва, урбанизация и утверждение рыночных отношений. Прогрессивность общества – в уровень промыш пр-ва. В промышленности основная масса людей. Возник особый тип – homo ekonomikus.

Индустриализация:

- английский вариант – не затронул основ полит власти

- французский радикальный

- большевистский

Постиндустриальное общество – термин рождается в САШ в 50-х гг.

Капитализм середины века принципиально отличается от кап-ма до 1933г.

Деятели – Белл, Бжезинский, Тоффлер.

Ведущую роль приобретает сфера услуг, наука, образование.

Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития. Мораль, искусство, религия как формы духовности.

Пробл. ссотнош-я мат-го и дух-го. Что явл. ист-ом нашей дух-ти?

Сократ, Платон – раздел. на мир идей и мир вещей. Дух-е первично, мат-е вторично.

Ср. века: дух-е – божеств-е.

С пом. диал-ки было понято, что весь дух-ый мир – отраж-е жизни мат-ой. Бытие первично, дух – вторичен.

Обратная связь взаимод-я. Дух. сторона активна по отнош-ю к бытию и на-оборот.

Формы бытия (дух. жизни): - политич-е (отраж-ет полит. отнош-я); - право (правов. нормы); - мораль (высшие ценностные формы), право опир-ся на принуждение, мораль на убеждение; - религия (отраж. особые сост-я людей и веру в потустор. мир); - этика(эстетика) (идеалы красоты); эк-е (эк-е отнош-я).

Современность: - полит. (обостр. полит. отнош-ий); - правовое сознание (улучш. прав. отнош-я); - эк-е (глобализ-я); - религ (усугубл. отнош-я между конфессиями).

//Культура человека - термин употребляется в культурологии и обозначает внутреннее богатство отдельного человека, выражаемое универсальным развитием его способностей (могу) и потребностей (хочу), его деятельности, богатства его отношений в системе соц. институтов общества.

Мораль - (лат. moralis — нравственный) — совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека.

Аморальный - Противоречащий морали, безнравственный

Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только своб человек.

Нравственный - Соответствующий требованиям высокой нравственности

Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общест-венной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. За-ключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в це-лом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают вcякое явле-ние нравственности.

Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.

/культура понятие более менее универсальное (хотя и с большой натяжкой) то мораль - нет, поэтому то что морально для одного культурного человека может быть аморально для другого. Хотя, вполне возможно они могут просто оказаться продуктами разных культур.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!