Бланкетные эмоции, ведущие к нравственным и правовым обязанностям, Петражицкий называет этическими



Обязанности.Те обязанности, которые свободны по отношению к другим, по которым другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных, являются нравственными.  Те же обязанности, которые осознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное, являются правовыми.

То, что с точки зрения  одной стороны является ее обязанностью, с точки зрения другой — ее правом, с точки зрения третьего лица представляется как правоотношение между ними.

Этические эмоции — база для формирования соответствующих социальных норм. Те нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение, Петражицкий именует чисто императивными. Это нравственные нормы. Те же нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими право притязания, он именует императивно-атрибутивными. Это правовые нормы.

В качестве примера правовой нормы — эмоции — Петражицкий называет уплату установленного вознаграждения рабочему или прислуге, которая «представляется не причинением особого добра, благодеянием, а лишь доставлением того, что ему причиталось, получением с его стороны «своего», а неисполнение представляется причинением другому вреда, обидой, лишением его того, на что он мог притязать, как на ему должное». Образцами нравственной нормы — эмоции — являются благотворительность, милостыня.

Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной. Право существовало задолго до появления законодательства. Петражицкий называет его не «естественным», а «интуитивным правом». Это такой регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм.

Обилие интуитивных прав (их столько, сколько существует индивидов) чревато конфликтами между людьми из-за своего права. Отсюда вытекает ценная сама по себе тенденция к позитивации интуитивного права, когда оно определяется «по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам». К ним относятся писаные и неписаные

нормы, действующие в человеческом обществе. Это и нормы, установленные государством, и нормы, действующие в социальных группах, и различные правила игр, этикета.

Когда интуитивное право опирается на эти нормы как на внешний авторитет, то оно превращается в позитивное право. 

Позитивное право — двустороннее эмоциональное состояние, вытекающее из требований какой-нибудь социальной нормы. Для Петражицкого нормы позитивного права означают внешний авторитет, внешнюю силу, которая заменяет автономию личности. Каждая общественная группа руководствуется своим нормами. Отсюда обилие видов позитивного права.

В качестве одного из видов позитивного права выделяется официальное право, т. е. нормы, созданные государством. К этому праву относились нормативные правовые акты («законное право»), а также судебные решения («преюдициальное право»). Официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.

Однако официальное право, по Петражицкому, представляет «совершенно микроскопическую величину» в сравнении с тем необъятным множеством житейских случаев, которые регулируются позитивным или интуитивным правом.

Интуитивное право, руководствующееся такими принципами, как «действовать по справедливости», «без лицеприятия», «по доброй совести», — весьма подвижно и гибко реагирует на веления времени. Позитивное право, напротив, консервативно, шаблонно, склонно к окаменению, оно постоянно отстает от потребностей эпохи, поэтому интуитивное право должно оказывать на него влияние.

Новизна теории: призыв различать интуитивное и позитивное, официальное и неофициальное право воспринимался как констатация противоречия между существующим государственным строем и нравственными убеждениями общества. Петражицкий содействовал обновлению правовой теории. Он критиковал юридический позитивизм за догматизм и апологетику действующего права. 

Определение права как явления психики не получило широкого признания. То, что Петражицкий понимал, как собственно право, большинство современных юристов называет скорее правосознанием, индивидуальным или коллективным. Однако непреходящая заслуга Петражицкого состоит в том, что он привлек внимание к исключительной важности этого явления для правовой теории и практики, раскрыл его влияние на «официальное право».

В методологии Петражицкого много недостатков. Увидев основу права в психике, он не задался вопросом, какие же факторы формируют психику, не обратился к анализу социально-экономической структуры.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!