Государство и общество. Гражданское общество



Человек – животное политическое (Аристотель).

Отчуждение.Отчуждением является процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним. Государство неотделимо от отчуждения, поскольку это власть, выделившаяся из общества. С проблемой отчуждения связана теория общественного договора. Раньше все были свободными, а потом передали свою свободу частично или полностью государству.

Гоббс считает, что люди полностью отказываются от своей свободы в пользу государства ( но это благо, обеспечивается жизнь и безопасность).

Маркс писал про отчуждение труда, но общая идея была, что отчуждение - признак эксплуататорских государств, при коммунизме личность не отчуждается. Коммунистическое самоуправление заменяет систему государственной власти.

Коллизия частных и публичных

Этот вопрос всегда стоял остро не только в восточных странах, где в принципе всегда общее было главнее, чем частное. Но и для Аристотеля такой вопрос был актуальным, он гвоорит: целое всегда предшествует части (целое-полис, часть – личность).

В Новое время и Локк и Гроций говорят о том, что есть общий интерес и есть частный интерес. По Локку законодательная власть воплощает именно интересы общества, на первом месте общее благо, а после интересы и права отдельного человека.

Всегда в случае конфликта частного и общего предпочтение отдается общему (частная собственность может быть национализирована при условии компенсации – такое положение есть в законодательстве многих стран).

Но к середине 20 века появилось направление «либертарианство», которое ставит права и свободы человека выше, чем интересы общества. В проекте КРФ была формулировка «приоритет прав человека», к принятию ее убрали. Оставили формулировку «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И Четвернин, Садовникова широко толкуют это, и говорят, что у нас приоритет прав человека над интересами государства и общества. Мартышин это считает неправильным, у нас ясно что целое выше чем часть (есть статья где интересы могут быть ограничены фз) и формулировка высшая ценность больше публицистическая, нежели юридическая.

Общество и государство

Государство возникло как результат определенных общественных отношений, воздействует на общество через свои властные веления. Оно выступает субъектом власти, а общество объектом. При этом гос. власть может осуществляется вопреки принципам демократии, интересам большинства или меньшинства, в направлении прогресса или регресса общества. Неодинакова и степень воздействия общества на государство. Оно зависит от того в какой мере общество (его члены) защищены от произвола и беззакония со стороны гос-ва, есть ли у общества механизмы удержания гос. власти в рамках закона. В любом случае властная деятельность гос-ва затрагивает интересы общества и отдельных лиц.

Развитие и взаимодействие гос. и общества можно проследить в их историческом развитии. Выделяют 2 стадии:

1 - традиционного общества,

 2 - техногенного общества. Так же можно выделить стадию глобализации, перехода к новой цивилизации универсального типа.

Традиционное общество:

Специфика состоит в том, что оно сохраняет слитность индивида с традиционной общностью (родовой, племенной и т.д.), а так же восприятие мира. Природного и социального, естественного и сверх естественного. Религия является универсальной формой общественного сознания, во многом определяющей характер соотношения и взаимодействия власти и общества. Государство по началу использует традиционные институты власти- советы, собрания и т.д. потом они исчезают.

В обществе распространяется религиозный взгляд на природу власти.

Иерархическая структура традиционного общества, разделявшегося по кастовому, сословному или религиозному принципу, предполагала открытое закрепление неравенства.

Техногенное общество:

На место права привилегий и иерархического принципа построения общества приходит право, отражающее формальное равенство субъектов как в сфере частных интересов, так и в отношениях с властью, утверждается единая для всех законность.

Религия вытесняется из публично- правовой сферы и становится частным делом. Государство больше не воля божья. Буржуазный переворот внес изменения во взглядах на гос-во и его соотношение с обществом. Общество нуждалось в механизме, который оградили бы его от узурпации власти, должен включать:

1. 1.правовое закрепление границ свободы индивида с целью недопущения ограничения гос-вом его естественных прав.

2. определенную «конструкцию» государства, призванную гарантировать выражение в законе народной воли.

3. способы предотвращения возможной узурпации власти, а также недопущения ее функционирования в случае, если это произошло.

Государство, построенное по такой модели – правовое, а общество, в этих условиях- гражданское. Гражданское общество и правовое гос-во- категории парные, одно предполагает другое.

Впервые понятие близкое к «гражданскому обществу» возникает у Аристотеля, у него речь шла о политической общности и полит-ком сообществе. Приближаем к нему был Полис, то есть город-государство.

В эпоху абсолютизма, формирования гос. системы, вытеснения элементов самоуправления, гос-во окончательно противопоставило себя обществу, и общество стало рассматриваться как противовес гос-ву. Заслуга разграничения понятий гос. и общество приписывается Гегелю.

Гегель, обобщая взгляды предшественников, ввел разграничение понятий гражданского общества и гос-ва, выявил противоположность.

Человек выступает как часть какого-либо общественного объединения, Гегель выделяет 3 типа объединений: семью, гражданское общество и государство. Гражданское общество включает в себя институты, как правосудие и полиция, которые обеспечивают частные интересы, прежде всего собственность.

Для гражданского общества характерны разобщенность и преследование сугубо частных интересов. Каждый думает только о себе, относясь к другим только как к средству для достижения своих целей. Такое общество само по себе не способно служить общему благу, в нем царит экономический и не этический закон.

Есть 2 оценки Гегеля.

Марксиситы рассматривают гр. Общество как буржуазное, как организацию производства и общественных связей, сферу частных интересов, эгоизма. По Марксу в отличии от Гегеля гос-во основано на эксплуатации труда.

Радикальные и либерально-демократические взгляды- общество- сфера социальной интеграции определенной автономии. Его способность- самоорганизация посредством создания общественных организаций и движений, сдерживающих вмешательство бюрократического государства, которое отстаивает бюрократические интересы. Тут общество рассматривается как носитель высших интересов, призванный предъявлять гос-ву свои требования, оно выражает желания народа. Эти представления легли в основу современного подхода к пониманию ГР. Общества.

Сейчас:

Гр. Общество отделяется от гос-ва по принципу автономии, т.е. определенной самостоятельности. Это сфера в которой гос-во призвано обеспечить соблюдение порядка путем введения общих правил и полицейских мероприятий. Но гос-во не управляет гр. Обществом как своими средствами, ресурсами или аппаратом. Широко распространено мнение, что гр. общество охватывает все негосударственные структуры и отношения, т.е. экономику, культуру, образование, религию, спорт и т.д. вкладывающиеся на основе объединения людей. Гр. Общество призвано постоянно воздействовать на гос-во посредством активного выдвижения своих позиций.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!