Гражданин и государство. Политическая обязанность



Государственная организация жизни общества основана на сочетании прав и обязанностей. В качестве сторон в этой системе отношений выступают граждане (индивидуально и коллективно, в том числе в форме различных объединений, элементов гражданского общества) и государство, представляемое различными органами власти.

Связь между ними, политическая связь, возникающая в ходе осуществления государственной власти, в западной литературе часто определяют как политическую обязанность.

Введение в оборот этого термина принадлежит крупному английскому философу XIX в., оксфордскому идеалисту, гегельянцу и в то же время либералу Томасу Хиллу Грину («Лекции о политической обязанности»). В 1909 г. другой английский гегельянец, тяготеющий больше к консерватизму, Бернард Бозанкет в книге «Философская теория государства» назвал одну из глав «Парадокс политической обязанности». Роджер Скрутон в «Словаре политической мысли» дает более широкое определение. Повторив, что под политической обязанностью имеется в виду обязанность гражданина по отношению к суверену, он прибавляет: «Это выражение употребляется иногда для обозначения обратной (противоположной – reverse) обязанности – суверена по отношению к подданному, или взаимной обязанности между ними».

Следовательно, по мнению Мартышина, политическая обязанность – взаимные обязанности гражданина и государства.

Проблемы политической обязанности: 1) содержание долга гражданина и долга государства, их соотношение 2) пределы политической обязанности, коллизии прав и интересов гражданина и государства, способы решения конфликтов между ними.

Долг гражданина и долг государства.

Содержание политической обязанности (кто, кому и чем обязан) меняется с течением времени, особенно применительно к государству.

Главная обязанность гражданина – соблюдать законы. Дополнительно - бремя гражданственности: он поддерживает существующий строй, активно участвуя в жизни государства посредством голосования, выполнения воинской повинности, службы присяжного. От него ожидается добропорядочность.

Первейшая обязанность государства – обеспечение безопасности граждан. Спиноза называл безопасность добродетелью государства. Это предполагает, как обеспечение гарантий от внешней угрозы, так и соблюдение законности внутри страны. Но только в эпоху свободной конкуренции обязанности государства сводились сторонниками экономического либерализма исключительно к обеспечению безопасности (государство – ночной сторож). Во все другие времена на государство возлагалась миссия служения общему благу и справедливости в более широком плане, чем охрана кладовых. Особенно расширились требования к государству в XX в. Большинство теоретиков права признали, что помимо обеспечения законности, государство обязано создавать и иные условия для нормальной жизни граждан, обеспечить им минимум материального благополучия. Общепризнанным ныне социальным и экономическим правам соответствует обязанность государства их гарантировать.

Пределы политической обязанности.

Теория политической обязанности основана на взаимности обязательств гражданина и государства, взаимосвязи услуг, которыми они обмениваются. Предполагается своего рода договор между гражданином и государством. Он действует при обоюдном соблюдении. Неисполнение любой из сторон условий договора ставит под сомнение обязанности другой стороны.

История дает множество примеров, когда права и интересы гражданина, моральные, политические и социальные принципы вступают в противоречие с обязанностью повиноваться или сотрудничать с государством. Этот конфликт порождает вопрос о пределах политической обязанности.

3 варианта решения:

Первый вариант - повиновение объявляется абсолютным законом. Аргументы выдвигаются разные. Политической обязанности приписывается высшее моральное значение.

Второй вариант - она соблюдается до тех пор, пока государство верно своему долгу, не нарушает прав человека, не превращается в тиранию. Это наиболее распространенная ныне точка зрения, характерная для либеральных и демократических кругов и получившая широкое признание с XVII-XVIII веков

Третий вариант решения– провозглашение безусловной свободы личности, полное отрицание политической обязанности. Это позиция анархическая.

Первый и третий – крайности. Второй вариант представляется разумным решением проблемы. Свобода и права человека, справедливость, общее благо – все это ставит пределы политической обязанности. Гражданин должен проявлять лояльность по отношению к государству, если последнее выполняет свои обязательства. Это означает, что он действует в соответствии со свободой и правами человека, справедливостью, общим благом. При таком понимании проблемы государство не ставится над человеком, над государством учреждается своего рода моральный суд, а гражданин выступает в качестве инстанции, правомочной определять пределы своей политической обязанности.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1838; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!