Система принципов и многообразие ненормативных правовых установок



Для подготовки к экзамену по ФИЛОСОФИИ ПРАВА

1. Генезис и развитие философии права

философия права как самостоятельная наука ни в древности, ни в средние века не существовала и впервые понятие философии права было введено в научный оборот лишь в ХVIII в. (Гуго Гроций (1798), Гегель (1821). Между тем среди историков права распространено мнение о том, что историю философии права следует начинать с античных времен.

Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к XVIII в

Первым русским профессором права был С.Е. Десницкий (1740-1789), который во многом разделял взгляды Г. Гроция о естественном праве. К числу первых работ русских юристов по философии права относится произведение В.Т. Золотницкого "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества" (СПб., 1764). В 1818 г. увидела свет книга русского юриста А.П. Куницына " Право естественное", находившаяся под влиянием идей Канта. Книга эта как проповедующая "вредное учение" вскоре была запрещена правительством, а ее автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.

Заметной вехой в становлении философско-правовых исследований в России явилась "Энциклопедия законоведения" К. А. Неволина , профессора Киевского университета.

Задачи научного законоведения Неволин освещал с позиции различения естественного права (естественного закона) и позитивного права (положительного закона). При этом естественный закон он трактовал как "идею законодательства ", а позитивный закон - как ее "проявление". Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона - это правда, а "существо правды может быть определено только в философии".

Философско-правовая проблематика основательно разрабатывалась в середине XIX в. в трудах П. Г. Редкина . Сперва он был гегельянцем, а затем перешел на позитивистские позиции.

Философия права, согласно Редкину, является юридической дисциплиной, поскольку общим предметом и философии права, и позитивной юриспруденции является право. При этом содержанием положительной юриспруденции является "положительное право, право реальное, действительное, т.е. когда-либо и где-либо положенное, установленное в действительности, в реальности, в каком-либо государстве или обществе вообще, в виде законодательного или обычного права".

Отличительная же особенность философии права состоит в том, что она "имеет своим содержанием философское, естественное или природное, рациональное, т.е. мыслимое разумом человеческим, право, или идеальное право, первообраз права

Наиболее видным представителем юридического позитивизма в России был Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), который в своих работах4 развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы (Дж. Остин) и континентального юридического позитивизма (ранний Р. Иеринг, К. Бергбом и др.).

Критикуя исторически сложившуюся философию права как философию естественного права (с его противопоставлением позитивному праву и т.д.), Шершеневич считал, что она создана философами, профессионально не знавшими действительного права и задач правоведения. В противовес этому Шершеневич выступал за философию позитивного права , которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи правоведения "в сфере критики и политики" [ Шершеневич Г. Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.]права. Такая позитивистская философия права, согласно Шершеневичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретической части философии права), историю философии права и политику права.

Неопозитивистские взгляды в их крайней версии развивал в начале ХХ в. В. Д. Катков . Он утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "право" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом" [ Катков В. Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 407.]. "Нет, - писал он, - особого явления "право", в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как "закон", " государство ", "правило" или "норма поведения" [Там же. С. 391.].

Б. Н. Чичерин

Чичерин (1829-1904). Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.

В человеческом общежитии, согласно Чичерину, присутствуют два противоположных элемента : отношение закона к свободе может быть двояким - принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон). "Первое, - поясняет Чичерин, - касается внешних действий, составляющих область внешней свободы, которая одна подлежит принуждению; второе обращается к внутренним побуждениям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рождается право; второе составляет источник нравственности"

Чичерин выступает против смешения права и нравственности.

Свое определение права Чичерин формулирует так: " право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом" [Там же. С. 84. ]. В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть начало принудительное.

Философию права Чичерин, таким образом, понимает как философию естественного права .

 

3. П.И. Новгородцев

Философско-правовая концепция Новгородцева (1866-1924) пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права . С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права [ Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. ].

4. В.С. Соловьев

В своем философском учении о праве В. С. Соловьев (1853-1900) различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало . Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет "каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы" [ Соловьев В. С . Оправдание добра. М., 1996. С. 325. ].

Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости.

Н. А. Бердяев

В центре творчества Н. А.Бердяева (1874-1948), одного из крупных русских религиозных философов ХХ в., стояла проблема свободы. Он называл себя "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на свободе" [ Бердяев Н.А . Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 254. ].

Под правом в философии Бердяева, таким образом, имеются в виду лишь духовные неотчуждаемые права человека - "субъективные права человеческой личности" [ Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 175. ], свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова. Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он называет также "идеальным правом" [Там же. С. 172. ].

Соотношение права и закона в трактовке Бердяева в целом соответствует логике соотношения свободы (свободной личности) и государства и предстает как соотношение "идеального права" (т.е. духовных неотчуждаемых субъективных прав человека) и принудительного закона. Закон так же греховен, как и власть: "принуждающий закон" - "противоположение свободе" [ Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. С. 323. ].

 

2. предмет философии права.

Право это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Филосо́фияпра́ва— раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места,его роли в жизни человека, общества и государства.

Теперь о предмете:

Не стоит забывать о том, что всякому субъекту противостоит объект и человек выделяет тот предмет своего интереса, который ему необходим. В философии объект и предмет совпадают, т.к философия как наука изучает всеобщие законы развития природы, общества, техники, мышления. Философию рассматривают и как науку, как мировоззрение, как идеологию и все это является правильным. В ТГП, как и во всех науках, относящихся к юриспруденции, объект познания один – это государственно – правовая действительность и связанные с ней явления государственного или правового характера. Объект в ТГП, в трудовом праве, в уголовном праве один, а предметы разные. Говоря о единстве объекта, нужно говорить о множественной природе предмета. Объективность права заключается в том, что законодатель должен выявлять правила, превращая их в закон, поэтому закон будет субъективен.

Предмет ФП: говоря об этом, нужно помнить о мнениях древних ученых – Гераклит, Сократ, Аристотель и т.д. Современные исследователи определяют предмет ФП, объект для них один – часть объективной действительности, но предмет каждый определяет по – своему. В частности, Малахов (написал философско – правовой словарь) считает, что предметом исследования ФП является правовое сознание. Соглашаться ли с ним? В правовое сознание включают правовые теории, идеи и чувства, отношения людей, оценки человека, т.е это достаточно широкий объект, но разве правовая действительность заключается только в правосознании? За пределами остается многое – правовые акты, например, поэтому трудно с ним согласиться. Керимов предмет ФП как логику, диалектику и теорию познания – в данной точке зрения заключен весь материализм. Также считает и проф. МГУ Жуков, предмет – методология познания государства и права, сюда включается смысл государства и права, т.е назначение данных категорий. Жуков также включается в предмет ценность права. Проф. Тихонравов считает, что предмет ФП – наука о праве в жизни людей, о человеческом бытие (М.М. считает, что простовато).

Т.о ни правовое сознание, ни смысл государств и права, ни методология не являются предметом в отдельности, т.к предмет шире, чем данные категории. В данном случае речь идет о позитивном правопонимании. Познание истины – конченая цель ФП. Либертарно – юриди-я концепция Нерсесянца наиболее близка М.М. ОН считает, что с т.з позитивного правопонимания вся истина о праве изложена в самом законе, под которым понимается все официально признаваемые источники права, т.е все официальные установления, наделенные законной силой или обобщенно говоря закон. Сам закон содержит истину о праве. Данный подход характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма, когда вся истина о праве исчерпывается волей законодателя. Такая т.з не соответствует воле разума и его требованиям. Ум человека хочет познать больше, чем волю другого человека (законодателя). Возникает вопрос, а всякий ли закон является правом? (законы фашисткой Германии антизаконы, как и некоторые законы СССР). Нерсесянц соотносил право и закон – право объективно, закон – это проявление воли законодателя, значит носит субъективный характер и принимается он не по природе, а по человеческому усмотрению. Нерсесянц считает, что предмет ФП – это соотношение и различение права и закона в их единстве. Это позволяет искать объективную сущность права, независимую от воли законодателя, обусловленную развитием общества и степень выражения объективной сущность в принимаемом человеком законе. Чем больше объективного в законе, тем больше правового содержания в законе. Т.о данный подход позволяет рассматривать, как естественно – правовые теории (данные природой, Богом), так и позитивные теории правопонимания. Данный подход объединяет и все выше рассмотренные концепции.

 

Методология философии права

.Методология ФП исследования права.

       Малахов: Методология имеет 2 смысла:

1.    связана с ее представлением в качестве теории организации познавательного процесса, включая механизмы познания, логическую связанность компонентов познавательного процесса,изучая форму познания – выступает как общая логика познания.

2.    связана с указанием на систему познавательных установок и механизмов, способствующих постижению конкретного предмета познания,в соответствии с его спецификой и целями познания.

Методология ФП – систематизированная совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многограннйю правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ этих средств.

       Компоненты методологии:

А. Система уже сложившихся знаний (новое знание не возникает вне связи с уже имеющимися знаниями). Они образуют смыслообразующий ход, навязывают исслед-лю цели, направления исследования, тип осмысления данного предмета.Могут иметь негативный аспект в сфере гуманитарных наук,т.к. формируют стереотип.

Б. Природа формы постижения предмета. Значение имеет стиль мышления исследователя,но изучению правовой реальности должен быть присущ правовой взгляд на мир.

Исследования правовой реальности (Нерсисянц, Малахов, Черненко) – нужен правовой взгляд на жизнь, должно быть юридическое мышление.

 

В. Концептуальные идеи – это исходные суждения о предмете, его программные предположения и предвосхищения. Суждения, которые сугубо теоретически предполагают определенные характеристики предмета. Концептуальные идеи задают единое содержательное поле исследования и задают горизонты понимания предмета.

В качестве примера можно привести: рассмотрение права как выражение меры свободы (немецкие философы).

       Концептуальные идеи настоящего времени:

- философское понимание права раскрывается через универсальные категории;

- философия права не должна быть системой категорических убеждений, но должна представлять собой процесс размышлений о социальном и духовном мире;

- право должно быть понятно как универсальная характеристика реальности;

Г.Парадигмы – совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и признанных научной общественностью на данном этапе.Здесь это тип правопонимания,т.к. именно он задает смысловую модель, образец, пр-пыюридич. познания. Типы правового понимания:правовой позитивизм и естественно-правовое мышдение.

Д.Методологические принципы – это мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета. Позволяют сконструировать смысловую модель предмета в результате его теоретического осмысления.

       4 группы принципов:

1. позволяющие различить в объекте конкретный предмет познавательного интереса и отражают специфику интеллектуального подхода к предмету (например, принцип историзма - позволяет образовывать теорию в изучении права в его событийно – хронологическом аспекте, поэтапно);

2. позволяющие обнаружить связь предмета конкретной теории с другими предметами, являющимися однако различными сторонами одного и того же объекта. Направлены на выявление междисциплинарной зависимости, целостности (например, принцип единства матер.,соц.,дух. сторон общественной жизни).

3. реализующиеся безотносительно к специфике предмета и отражающие законы самого мышления, характерный для него стиль, выполняют функцию предварительной надстройки познания(например, принцип актуализма, позволяющий рассматривать предмет на любой стадии историч.развития как идентичный самому себе);

4. связанные с пробуждением адекватной предмету формы мышления,т.е. которые определяют форму мышдения. 

Е. Методы познания – служат средствами раскрытия, развертывания и систематизации содержания предмета. Они вторичны по отношению к остальным компанентам, на прямую не связаны со спецификой предмета. Например:

-      исторический – подразумевает рассмотрение правовой реальности как взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Он позволяет выявить динамику изменения права и правовых явлений на различных этапах.

-      Диалектический – требует руководствоваться следующими принципами:

-принцип объективности – нужно рассматривать правовую реальность такими, какие они есть на самом деле, а не подменять их идеальными представлениями.

- принцип всесторонности – подходить к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, со всех сторон # законность не только принцип, но и правовой режим, метод.

- принцип развития – исследовать правовую реальность в движении

-      Метафизический – противоположность диалектики, он предполагает рассмотрение явлений в их неизменности и независимости друг от друга.

-      Аксеологический – позволяет обнаружить ценности, значимые моменты для человека, в том числе и для его внутреннего содержания, а также позволяет различать ценности и псевдоценности.

-      Герменевтический (герменевтика – теория интерпретации) - философский способ постижения правовой реальности, который получить истинные знания в изучении явления.

-      Синергический (синергетика – учение о самоорганизации и самореализации, в ее рамках описываются закономерности функционирования и трансформации самоорганизующихся систем, они являются продуктом самой системы) (#самоорганизация источников права –обычай).

Функции философии права.

функции права — это главные направления правового воздействия па общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права па общественные отношения.

Предмет раскрывается через функции. Основные функции ФП является мировоззренческая, гносеологическая, методологическая и оксеологическая.

1. Мировоззренческая - позволяет увидеть правовую сферу как подсистему более общей системы - социальной. Включение права в эту социальную систему помогает провести оценку права с точки зрения эффективности по отношению к обществу.

Структура мировоззрения: - правовое знание и убеждение, - мировоззренческие оценки, - критические оценки, - ценностные ориентации.

Субъектами мировоззрения: отдельные личности, социальные группы, слои, классы. Философско-правовое мировоззрение представляет собой основу формирования правовой личности. Мировоззренческие установки можно определять как сотрудничество, так и как конфликты. Часто конфликты связаны с различным мировоззрением.

2. Методологическая функция. Керимов: она определяет место ФП. Он считает, что ФП должна разработать методологию всех юридических процессов. Методология - набор познавательных средств, методов, приемов, которые используются для изучения каких-либо явлений. Она ориентирует ученых на совершение деятельности.

ФП выступает в качестве методологической базы по отношению к другим юридическим наукам. ФП выступает как метод познания правовых явлений.

3. Гносеологическая функция. Предметная сфера гносеологии - познание права. Основная задача ее состоит в изучении предпосылок, условий истинности познания права. Эта функция позволяет установить соотношение права и правовой деятельности. Она устанавливает возможность и границы познания правовых процессов.

Основные положения гносеологии:

- Единство гносеологии и антологии, то есть единство теории познания и отраженного в ней правового бытия, то есть познавательного отношения и действующего права.

- Единство теории и практики. Субъект правового познания оказывается включенным в социальную и правовую практику.

- Гносеология, как функция философии права включает в себя принципы познания. В частности, это восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот, и как следствие установления истинности правовых явлений перед преломлением с деятельностью.

4. Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях. Здесь речь идет о ценностной ориентации ФП. Конечный результат - познание и разработка общего идеала. Исходя из современной конкуренции права, выступают такие ценности как равенство, свобода, справедливость. Это позволяет очертить ценностный статус права.

 

Т.о ценность права с т.зНерсесянца заключается в том, что ценность имеет лишь правовой закон, ценность определяется в какой степени закон выражает правовые принципы разумности, справедливости, гуманности. Неправовой закон не имеет ценности. Аналогично и про государство – это организационно – властное выражение права и государство ценно тогда, когда выражает эти принципы.

5. Место философии права в системе наук (социальная философия, теория государства и права).

ФП имеет древнюю историю (суждения о ней можно найти в трудах Гераклита, Сократа и т.д.). Но предметную принадлежность ФП определить трудно. В РФ идет полемика о природе ФП – философская или правовая наука. Г.Гуго считал, что юриспруденция состоит из юр догматики, истории государства и права и философии права и считал ФП наукой юридической. Он считал, что это наука историческая, а не выдумываемся кем – либо из политических деятелей. Позднее Г.Гегель выпустил «Философию права», он рассматривает ее как науку философскую, он считает, что наука о государстве – это часть философии и ФП имеет своим предметом идею права, т.е представления о праве, определение права или его понятие. На его взгляд, задача философии – постичь истину права, что такое право, его сущность. Он считает, что право должно быть разумное, а все, что не разумное, то не правовое.

Наиболее полно данный вопрос выразил Г.Ф.Шершеневич в «Общей теории права» - на ФП оказало важное обстоятельство – историческое разобщение между ФП и юр науками, в то время как юристы толковали нормы позитивного права, ФП же разрабатывалась лицами мало или даже непричастными к правоведению.

Можно считать, что ФП – это междисциплинарная самостоятельная дисциплина. Нерсесянц считает, что философской составляющей не входит в юридическую и философскую науку, соответственно, это философско – правовая наука. Алексеев считал, что ФП – чисто юридическая наука. Некоторые считают, что ФП – часть социальной философии – такая наука рассматривает с социальных позиций общество, но ФП отличается от нее и предметом и методом (формального равенства).

С остальными науками юридическими вообще сложно соотносить, т.к предмет у них уже, а у ФП намного шире.

ФП - в большей степени это философская дисциплина, но здесь нет однозначного мнения:

1. Чисто философская наука, отдаленная от юриспруденции (Храпанюк)

2. Философия права составляет часть юридических наук. (Нельзя отделять философию права от юридических наук)

В современной науке существует 2 точки зрения о местеФП:

Керимов: теория права состоит из 2-х частей - ФП и социология права. Общая философия дает основу для правовых исследований, ФП позволяет исследовать достижения других наук для исследования правовых явлений. Также ФП позволяет применять и различные частно-научные методы.

Алексеев: теория права состоит из 3-х частей - ФП, социология права и специальная юридическая теория. В единой общей теории права есть обособленный круг проблем: философия права, социология права, специальная теория права. Философия права составляет методологические проблемы правоведения, в социологию права включена эффективность законодательства, структура и уровень правосознания населения. Специальная юридическая теория составляет проблемы источников права, классификации правовых норм и так далее. Это деление носит условный характер, то есть это не подотрасли теории права, а главное направление.

Дореволюционный исследователь Шершеневич рассматривал ФП в единстве с теорией права. Он считает, что научная философия должна строить свои положения только на позитивном праве.

Таким образом, все точки зрения так или иначе стремятся отождествлять философию права с юридической дисциплиной. В качестве самостоятельной науки ФП почему-то никто не рассматривает, в этом состоит противоречие в их точках зрения, так как ФП имеет свои проблемы, свои вопросы, свои методы исследования (особые подходы).

Сегодня можно рассматривать ФП, как самостоятельную науку, так как раздел между ФП и теорией права оказывается высоким и четким (так как задачи, методы настолько различны). Теория права выступает как индуктивное знание, тогда как ФП формируется как дедуктивное знание.

Различия между ФП и теорией права:

1) Олицетворяются разные уровни исследования права; в частности в научной литературе выделяют 3 уровня познания права:

a. Практическая юриспруденция

Изучает действующее право; главное – уяснить;

b. Изучение права как системы норм, исходящих от государства и воздействующих упорядоченно

Нужно понять, почему именно эти нормы используются (ТП)

c. Философия права (философский уровень)

Уяснить смысл, природу и ценность права

2) ФП и ТП имеют разные предметы изучения

Предмет ТГП – закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права

Предмет ФП – выше определено.

3) Характер способа изучения

ТГП выступает как индуктивное знание, т.е. когда единичный фактор переходит к общим положениям. ТГП – обобщающая наука;

ФП – дедуктивное знание; из общего в общее.

4) ТГП устанавливает объективные свойства и сущность объектов. Сущность – это неизменное что-то.

ФП ориентирована на обоснование смысла и ценности права.

6. Причины множества понятий и определений права и трудности в выработке единого универсального

) Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Многозначность определений права есть результат множественности доктрин правопонимания. Это первая причина отсутствия единства в определении права. Так: - для средневековых ученых –право это божественное установление;- для Ж.- Ж. Руссо- общая воля;- для Р. Иеринга – защищенный интерес;- для Л. Петражицкого – императивно-атрибутивные эмоции;- для Г. Кельзена – веление, приказ государства и т.д.Это, так называемая, субъективная причина, т.к. понятие права дается субъектами, чьи философско-мировоззренческие взгляды различны.Вторая, так называемая, объективная причина связана с целым рядом факторов.Во-первых, само право есть неоднозначное многогранное сложное социальное явление. Ни одному исследователю еще не удавалось высветить все грани все грани и дать исчерпывающие определение права. Так, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».Во-вторых, сложность поиска единого понятия права обусловлена тем, что оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, исторических традиций. И, наконец, право, как социальное явление, имеет форму, содержание и сущность. И если по вопросам формы (источники) права и содержания (совокупность или система норм) юридическая доктрина более – менее определилась, то по вопросам какова природа права, в чем его сущность? Дискуссии (и не примеримые) идут до сих пор.

Для решения вопроса о разработке общего определения понятия пра­ва, необходимо ,с одной стороны, раскрыть его явления (такие, как политика, мораль и др.), а с другой — установить его «специфические видовые признаки».

 право — это не только весьма сложное, многосто­роннее, но одновременно и многослойное, многоуровневое явление1.

Право всегда структурирует­ся как минимум на трех уровнях— нормы, идеи и отноше­ния. С учетом данного обстоятельства в течение многих столетий фор­мировалось и формируется нормативистское определение понятия пра­ва. Право сводится к норме. Пра­во, следует рас­сматривать: «1) как совокупность норм, предоставляющих, но вместе с тем ограничивающих свободу лица, и 2) как свобода, предоставленная и ограниченная нормами»[1]. Под правом в объективном смысле, нужно разуметь совокупность всех юридических норм», а под правом в субъективном смысле «следует разуметь ту сферу внешней свободы, которая предоставляется человеческой личности нормами объективного права»[2].

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Определение права

Философия права в первую очередь пытается познать природу, показать значение, тем не менее, практически все философы, мыслители, ученые предыдущих этапов стараются найти определение права.

Наиболее серьезную работу провели Керимов Д.К. Он пытался дать определение права. Прежде чем сформулировать определение права, он объяснял, почему возникают такие проблемы. Любое определение подвергается критике, более того, появляются новые знания, аспекты, это связано с объективными условиями и субъективными взглядами, поэтому определение права постоянно меняется.

Вся эта совокупность факторов безусловно сказывается на развитии научных фактов. Но невозможно дать точное и одно определение. Вся научная деятельность:

1) Эволюционная стадия

Характеризуется накоплением знаний исследуемых явлений. В процессе поиска фактического материала, формулирования документов, появляются основные признаки, характеристики. В конечном итоге они дают возможность исследовать ее, дать окончательное определение. С одной стороны поставить точку.

2) Революционная стадия

Когда формулируют, то по сути дела, появляется новое явление, новая категория, новое понятие. Но данная революционная стадия порождает эволюционную стадию, так как начинается критическое мышление, поиск новых аргументов, это приводит к накоплению новых знаний, формулированию новых связей.

То есть научная деятельность по исследованию одного какого-то события или явления – это бесконечная деятельность.

Если проанализировать современные определения права, то можно выделить 2 направления:

1) Формально-юридический

Право – это система формально-обязательных и нормативно-определенных правил поведения…

Но данное определение односторонне, оно описывает лишь позитивную сторону права. А чем обусловлено принятие норм и их существования? Природа не раскрывается. А второй вопрос: достаточно ли лишь принятия норм или все-таки право – это явление динамичное? О нем можно говорить лишь тогда, когда оно начинает действовать? При этом действие права важно именно эффективное, а не просто фиксация/констатация права. Если не действует право – то его и нет, можно сказать.

2) Системный подход

Право – это регулятор, основанный на принципах равенства и справедливости. Нам все равно нужно нормализовать, определить, обеспечить соблюдение принципов со стороны субъектов.

Что же сегодня предлагают философы права? Они предлагают давать определение права в расширенном виде. Наиболее полно давал содержательноеопределение права Черненко О.И. Почему именно содержательное? Это не то, к чему мы привыкли. Содержательное право включает 5 компонентов, и именно их совокупность дает наиболее полное определение права:

Естественное право

Хотя он не так точно определяет его. В его работах ярко прослеживает философский аспект, а не юридический.

«Первая составляющая отражает требование, согласно которому правовая база – это не только совокупность правовых норм, официально установленных органами гос.власти, но прежде всего то, что вытекает из объективных реалий, то что установлено в строгом соответствии с объективными жизненными процессами».

Что вытекает из объективных реалий? Естественно-правовые требования вытекают, сумма которых образует естественное право.

2) Писанные законыи иные НПА

Сюда можно добавить и судебные прецеденты и иные источники, кроме правовых обычаев. Но важно, чтобы они были санкционированы государством. Получается, это и есть позитивное право. Здесь важен не сам закон, а то, что в нем определено, что в нем содержится.

Формулируются они не только в законах, но и в иных источниках.

Но важно не просто закрепить их, а сделать так, чтобы они заработали. То есть нужны механизмы фиксации этих норм.

Нужна достаточно большая совокупность ненормативных установлений (например, чтобы получить право на образование, все же нужно заключить договор об обучении в ТГУ или приказ о зачислении)

Система принципов и многообразие ненормативных правовых установок

Социологический подход к праву. Право – это отношения, которые складываются. Но данные отношения складывают гораздо раньше; ведь сначала возникает потребность в регулировании, а уже потом ее удовлетворяют.

Для основной массы населения важен не столько закон (они до конца не знают, сколько именно конкретно решение).

В большинстве случаев отношение к праву формируется на базе оценок именно ненормативных актов и нормативных актов.

Это по сути, большое количество правоприменительных актов. Именно через них формируются реальное поведение людей. Диплом – это тоже, своего рода ненормативный акт. Ведь мы к работодателю придем не просто Трудовой кодекс, где есть наше право на работу, а именно диплом, подтверждающий, что именно мы имеем определенную специализацию.

Правовая политика

Редко говорится об этом компоненте, но это очень важная составляющая права.

Правовую политику можно определить как комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

В практическом плане правовая политика представляет собой разностороннюю деятельность субъекта: правотворческую, правоприменительную и т.д.. Данная деятельность направлена на решение конкретных задач: совершенствование юридической практики, правоохранительных органов; законности и правопорядка; формирование и укрепление правового сознания и правовой культуры. Характер правовой политики может быть разный.

Есть 2 направления:

Карательная политика – строится на принуждении. Каким образом формируется правосознание.

Правоохранительная политика– признание прав человека, его прав и свобод. Даже если взять современную Россию, мы поменяли политику координально; мы либерализуем политику; гуманизация уголовного законодательства. Данная политика тоже ориентируется на потребности общества.

Конечная цель правовой политики – формирование правового государства, гражданского общества и прочее. Это все где-то далеко, но определенные изменения все равно происходят.

5) Практическое регулирование социальных отношений, это собственно сами правовые отношения, это правовая деятельность человека, общества, т.е. динамика в чистом виде.

Живое право Эрлиха, т.е. действующее право. А действует право посредством нашего поведения, поведения органов, организаций. Если этого нет – то это мертвое право. Поэтому данный элемент говорит сугубо о динамике.

Данные 5 составляющих в совокупности дают нам понятие права. С одной стороны право базируется на естественных потребностях, формально определенное, обеспеченное механизмами и при этом действующее, живое. 

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!