Право как равная мера свободы



Общество, государство, право и мораль требуют от людей, чтобы они вели себя в соответствии с определенными требованиями и человек должен знать эти требования. Свобода – самоограничивающая вещь, т.к у нее есть границы. Социальная свобода может быть значительной, если она устанавливается и проявляется в пределах, определяемых цивилизованными нормами и гуманными принципами. Если же пределы устаналиваются деспотическим путем, то социальная мера свободы крайне мала. Но многие исследователи считали (в частности, Т.Гоббс), поскольку люди алчны, то государство должно тотально контролировать их поведения, без предоставления им широкой свободы.

Свобода с точки зрения философии связывается с причинностью. Свободен тот человек, который понимает все и свободно выбирает поведение. Но в тоже время он детерминирован, т.к все равно поступает в соответствии с правилами, значит его поведение предопределенно и есть ему причина.

Декларация прав и свобод человека закрепляет, что можно делать все, не причиняя вред правам других людей.

В философско – правовых трактовках свобода – ценность, не абсолютная, а относительная и она является исходной предпосылкой всех естественных прав человека. В позитивистский концепция свобода – это дар со стороны государства и ее личность получает из рук государства, а оно вольно отмеривать нужное количество свободы и может наоборот ее отнимать.

Монтескье выделял 6 видов свободы: свобода свергнуть тирана, свобода избрания лидера, свобода носить оружие, свобода - подчиняться собственным законам и национальности, свобода носить бороду (про русских мужиков), свобода – демократическая форма правления.

В наше время существует порядка 200 понятий свободы. Свобода – пространство объективных возможностей, внутри которых субъект может реализовывать возможности и стремления к самореализации. Свобода является категорией, которая отражает специфичность природы человека, т.к человек не может быть не свободным, т.к несвободный человек не может быть способен к самопознанию. Свобода как пространство для реализации возможностей является критерием прогресса и цивилизационности общества. «Каждый шаг вперед по пути к культуре, был шагом к свободе». «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы»

Право есть объективная форма свободы. Чичерин пишет, что существует 2 определения права: субъективное – право – это нравственная возможность свободно действовать, а объективное – есть закон, который определяет возможность действовать. Соединение этих двух смыслов дает определение права – это свобода, определяемая законом. Речь идет о внешней свободе, проявляющейся в действиях, а не о внутренней свободе воли. Таким образом, право – есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Право как объективная внешняя свобода, определенная правовым законом – выражающий принцип формального равенства. Право как объективная форма свободы несет в себе иное качество – равенство. Дело в том, что право прежде чем закрепить себя в виде права, должно пройти стадию самоограничения – каждый отдельный индивид должен признавать за другим свободу действия. Таким образом, индивид приобретает возможность требовать ограничения от других. И в итоге получается конкретная характеристика свободы и права, как свободы, обусловленной равенство, т.е равным ограничением. Рассматривая право, как свободу, ограниченную равенство, мы приходим к принципу правового равенства – он же принцип формального равенства. Право, как мера свободы, может выражать и другое качество, т.е выражать степень, выраженной в нем свободы. Свободные индивиды – есть носители, т.е суть и смысл права, ради чего право и существует – для того, чтобы обеспечить свободу индивидов. Там, где отрицается свободная личность, там нет, и не может быть права, а значит не может быть правовых, коллективных и иных субъектов права, как не может быть правовых законов, отношений, а существует произвольные законы и неправовые отношения, и общество в целом будет носить неправовой характер. Нерсесянц пишет, что свобода должна относиться ко всем сферам человеческой жизни, но он противоречит основам марксизма, т.к он считает, что личность должна быть свободна относительно средств производства. Если средства производства нельзя приобретать в собственность, то ограничивается экономическая свобода, а значит люди равны, но не свободны. Свобода должна проявляться во всех сферах общественной жизни. Понимание права как формального равенства включается в себя наряду с равной мерой, т.е норму права и равную меру свободы, они обеспечивают достижение справедливости в обществе.

Современные авторы выделяют 2 типа свобод:

a. Негативная свобода

Она определяется формулой «свобода от…» (чего-либо). Освободились, а дальше что? Заключенные в местах лишения свободы. Получают свободу, выходят, дальше что? Очень трудно сориентироваться, понять. Получается тупик. Его рассматривают, как условие для дальнейшего развития, в том числе необходимое условие для свободы в позитивном понимании.

b. Позитивная свобода

Она определяется формулой «свобода для…» (чего-либо).

Liberty – это свобода от..; стремление освободиться от всех условностей: национальность, история и прочее. Это не очень хорошо; freedom – свобода для.

Важным элементом свободы является цель.Еще одной характеристикой, является выбор.

 


14. Право как справедливость. Справедливость как правовая категория

 

Право как справедливость

Справедливость – это высшая ценность, которую должна защищать и воспроизводить вся система права. В контексте различения права и закона справедливость входит в понятие права, т.к право по определению справедливо, а справедливость есть внутреннее свойство и качество права. Не правы те исследователи, которые считают, что справедливость – это моральная категория, наоборот, она только правовая. Вопрос о справедливости или несправедливости закона, это вопрос о соответствии или несоответствии закона праву. Право является носителем справедливости, более того, только право и справедливо. Справедливость выражает общезначимую правильность или общезначимую правомерность. Всеобщность права как единого и равного масштаба и равной меры означает отрицание произвола и привилегий. Справедливо то, что соответствует праву и следует ему. Действовать по справедливости, значит действовать правомерно и в соответствии с требованиями права. Внутреннее единство справедливости и права в свое время выразил Ульпиан – какие правовые положения кто – либо устанавливает в отношение другого, такие же можно установить в отношении одного. Единство справедливости и равенства – воздаяние равным за равное. Можно сказать, что справедливость – это самовыражание и самооценка права и вместе с тем это оценка всего неправового. Отрицание правового характера справедливости ведет к приравниванию неправового к правовому. Право, как и правовой закон, не игнорирует различий, особенностей и притязаний, они должны найти в законе однозначное выражение, но притязания должны быть общественно значимыми по принципу формального равенства.

Понятие справедливости достаточно значимое и пока еще не очень ясно сформулированное. Но Нерсесянц приближает нас к данному понятию. Это поддерживается нашими соотечественниками, а также зарубежными, в частности, Э.деАдамато писал, что справедливость сущностный признак права.

Таким образом, рассматривать принцип формального равенства, как универсальный, наверно нельзя, но как успешную попытку в определении права, можно.

Нерсесянц: в своем учебнике утверждает, что право является справедливостью. Справедливость потому и справедлива, что выражает общезначимую правомерность, то есть существо и начало права. Процесс формирования права - бесконечный процесс формирования идеалов.

 

 


15. Зарождение и развитие правовой онтологии.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!