Онтология права (учение о бытие). Бытие – предельное охватывающее понятие



Бытие – предельное охватывающее понятие. Бытию противостоит только небытие. Онтология (с греч. Онтос – сущность, логос - учение) учение о сущности. Поначалу онтологию называли первой философией, затем метафизикой. Онтология была наукой о бытие в себе. Средневековая церковь использовала онтологию для обоснования существования бога. В советское время онтологию не употребляли либо считали учением об общих законах бытия. Об онтологии писал Хайдегер, Сартр, а в СССР были люди чистоплотные и не хотели с ними общаться.

Под онтологией изначально понимали первую философию. Т.е. понятие онтология в своем развитии, значении, прошло несколько этапов. Первоначально онтология была первофилософией, метафизикой. В эпоху средневековья понятие онтология использовалось для обоснования теологического учения о бытии и служила доказательством религиозных истин, в частности, существовании Бога. Наиболее законченный вид это учение обрело в обосновании Фомы Аквинского (13 век).

В последующем к онтологии стали подходить с т.з. материалистической. Томас Гоббс, Джон Локк, а также идеалистические позиции – Кант, Гегель.  

В контексте развиваемого нами учения о юридическом правопонимании (учение о законах бытия) онтология права проявляется в самом общем виде в различении и соотношении права и закона, где правом выступает объективная сущность в виде формального равенства, а законом – волевое установление. С этих позиций мы рассмотрим антологию права в понимании позитивистов в условиях естественно-правовых и нормативистских подходах.   

Легистская онтология (нормативисты)

Легистское отрицание объективной правовой сущности и сведение права к закону (позитивному праву) в онтологическом плане означает, что бытие права – это наличное существование эмпирически-реального явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера, ктрый представлен в виде текста соотв-ющего официального документа (НПА и источник права). Этим обусловлен повышенный интерес легистов к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке с позиций теории толкования текстов.

При этом все, что выходит за рамки подобного анализа текста акта, является для легистов чем-то метафизическим, нереальным. Подобные непозитивные понятия, идеи, принципы (типа: сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека и т.д.) согласно легизму, лишь ложные слова языковые иллюзии.

Подобный подход развивал уже ярый позитивист И. Бентам, оказавший заметное влияние на становление взглядов представителей аналитической юриспруденции (Д. Остин и др.). Естественное право это, согласно его оценке, словесная фикция, метафора, а неотчуждаемые права человека химера воображения.

Дальше всех в этом направлении пошел, пожалуй, русский дореволюционный юрист В. Д. Катков. Он предлагал отказаться от слова право и пользоваться вместо него словом закон.

Легистская онтология права, т.о., носит феноменалистский хар-р, причем право как феномен (явление) лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.

 


16. Естественно-правовая онтология

 

Естественно – правовая онтология

Бытие право с позиции сторонников данного подхода представлено 2 формами:

1) Подлинное бытие права – бытие естественного права

2) Неподлинное бытие права – позитивное право

Подлинность права – объективная данность богом, природой или высшим разумом в зависимости от позиции автора. Формы существования права не важна, оно существует объективно. Немного странным является то, что сначала дано право, а потом появляется правовая реальность, но в принципе это действительно так. Бытие естественного права самодостаточно и не требует внешней самореализации, т.е это бытие сущности и действие данной сущности в качестве явления. Сторонники не задумываются, в какой форме должно проявляться бытие этой сущности. Существо права во вне в виде НПА не тождественно истинной сущности права. НПА не выражают истинной сущности права, поэтому их называют искусственным и надуманным правом. Позитивное право представлено в неподлинном бытие, согласно данному подходу. С таким подходом связано существование независимых друг от друга прав: подлинного и неподлинного. Естественно – правовая онтология исходя из различения двух форм бытия права впадает в другую крайность в отличие от позитивисткого подхода – отрицание необходимости инобытия права – выражения сущности права в форме правового закона. С точки зрения естественного подхода трудно различить закон как произвол и закон как право. Однако подлинность права – не только его истинность, но и его реальность в виде общеобязательного правового явления - в виде законов.

Под подлинностью как самого естественного права, так и его бытия при этом имеется в виду объективная предданность (богом, природой, разумом и т.д.) права как определенной сущности, выражающей истинный смысл того, что есть право. Это объективная сущность и есть истинное, подлинное бытие права. Подлинность объективной сущности включает в себя, таким образом, и свойство непосредственного существования.

Естественноправовая онтология, исходящая из разрыва двух форм бытия права (подлинного и неподлинного), в своей в принципе верной критике недостатков легистского подхода (отрицание объективной сущности права и т.д.) впадает в другую крайность — в отрицание необходимости инобытия права, т.е. выражения (осуществления, существования, действия) сущности права в форме установленного государством общеобязательного правового явления — правового закона (позитивного права, соответствующего сущности права).

Однако подлинность права — это не только его истинность как сущности, но и его реальность как общеобязательного правового явления.

 


17. Позитивистская (нормативистская) онтология

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!