Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 5 страница



1. С какой целью в стихотворениях используются диалоги? При ответе на вопрос, опирайтесь на текст произведений.

2. Сравните лирических героев стихотворений. Чем они различаются? Чем похожи?

3. Приведите примеры гипербол, метафор, олицетворения в стихотворениях. Раскройте их роль.

4. Расскажите об особенностях поэтического синтаксиса в лирике Маяковского. Какова роль восклицательных предложений в этих стихотворениях?

 

-------------------------

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня. В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…».

Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает:

Ты, солнце святое, гори!

(«Вакхическая песня», 1825)

Основным в стихотворении является прием фантастики: лирический герой зовет солнце к себе на чай и оно откликается на приглашение. Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю. Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело-масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом.

«Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовали от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей. Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Например:

А мне, ты думаешь,

светить

легко?

Здесь, с одной стороны, проявляются важные для смысла стихотворения слова «светить» и «легко», а с другой – передается разговорная, непринужденная и дружеская интонация беседы героев, солнца и человека. Особенностью поэтического языка Маяковского является также использование большого числа неологизмов– слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности: «взорим», «тупая сонница», «светаю», «день трезвонится».

Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта-лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах Роста», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу. Поэтому оба должны

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца.

-----------

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922 году. В это время формировалась государственная система советского государства, управление хозяйственной жизнью, работа учреждений и организаций. Страну захлестывает лавина бесконечных заседаний, приводящих всю административную и хозяйственную деятельность к бессмыслице и абсурду. Стихотворение вызвало своей актуальностью большой отклик: оно было напечатано в центральной газете «Известия» и о нем высоко отозвался глава государства Владимир Ильич Ленин: «…давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной… Не знаю, как насчет поэзии. А насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».

Смысл стихотворения выражается благодаря кольцевой композиции, то есть композиции, охватывающей все содержание произведения:оно начинается с описания раннего утра («Чуть ночь превратится в рассвет») и заканчивается теми же слова («Утро раннее. // Мечтою встречаю рассвет ранний»). С помощью этого приема создается впечатление нескончаемого круговорота времени и бесконечного повторения одного и того же бессмысленного дня. И единственным средством остановить этот абсурд становится мечта об «искоренении всех заседаний».

Маяковский строит свое стихотворение на приемах фантастики и гротеска. В основе приема фантастики, как вы помните, лежит использование в произведении образов нереального мира. Гротеск – это прием, представляющий собой искажение форм и сути реального мира до такой степени, что он приобретает фантастический характер. Так, например, повестка дня одного из описываемых в стихотворении заседания – «покупка склянки чернил» – неправдоподобна, гротескна, а использован этот прием, чтобы показать ничтожность этих бесконечных заседаний. Приемы гротеска и фантастики тесно связаны между собой. Например, эпизод, в котором люди разрываются на две половины, чтобы поспеть сразу на два заседания, изображает нереальную ситуацию, развитую из гротескного положения вещей.

Стихотворение «Прозаседавшиеся», как и большинство поэтических произведений Маяковского, написано лесенкой, в нем много неологизмов, разговорных выражений и интонаций. Оно представляет собой нервный, сбивчивый монолог лирического героя, доведенного до отчаяния.

 

В

1. Докажите, что оба прочитанных вами стихотворения принадлежат перу поэта-футуриста.

2. Можно ли считать эти стихотворения сатирическими? Обоснуйте свою точку зрения. При ответе на вопрос вспомните, что вам известно о сатире как способе отражения действительности.

3. Какое утверждение, на ваш взгляд, верно: в стихотворениях Маяковского преобладают доверительные интонации общения с читателем или Маяковский – это прежде всего поэт-трибун? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст произведений.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Лирика Пушкина и Маяковского: отрицание традиций или их развитие?

Организуйте дискуссию. В ходе подготовки к дискуссии разделитесь на группы и подберите аргументы (основанные на анализе текстов), разделяя одну из точек зрения:

- Б. Пастернак ставил в один ряд В. Маяковского и С. Есенина по принципу схожести их романтического мировосприятия;

- ряд критиков резко противопоставляет поэтов по идейному содержанию и стилистическим особенностям их лирики.

В ходе дискуссии сделайте обобщение на тему: «Есенин и Маяковский: соратники или антагонисты».

 

 

Александр Александрович Блок

Портрет

(1880-1921)

А

Исследователь творчества А.А.Блока писал: «В литературном отношении Блок был просвещенный консерватор. Во всем, что касалось вопросов стиля, ритмики, образности, он был удивительно осторожен: ни одного открытого разрыва с прошлым». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

----------------------

Александр Александрович Блок – русский поэт. Блок родился в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Отец Блока – профессор права Варшавского университета А.Л.Блок, мать – потомственная дворянка. Воспитывался будущий поэт в семье деда по матери А.Н.Бекетова. В доме Бекетовых царила атмосфера литературы, науки, культуры, и Блок впитал ее в себя еще мальчиком. В семье поощрялись детские стихи Блока, тем более что в истории семьи Бекетовых были сильны литературные традиции и дружеские отношения с Ф.М.Достоевским, М.Е.Салтыковым-Щедриным, семьями Боткиных, Тютчевых и другими выдающимися деятелями русской культуры.

Блок получил хорошее образование. В 1891-1898 годах он учился во Введенской гимназии в Петербурге, затем три года на юридическом факультете Петербургского университета. Окончательно осознав свое литературное призвание, Блок в 1901 году переходит на филологический факультет университета, который заканчивает в 1906 году. За годы учебы Блок выдвинулся в ряд первых русских поэтов, он примыкает к течению символизм, сходится с известными символистамиЗ.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковским, В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом. Тесная дружба связывает в эти годы Блока с лидером младших символистов Андреем Белым. В 1903 году Блок выпускает свой первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», посвященных жене поэта – Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского ученого Д.И.Менделеева.

После окончания университета Блок продолжает писать стихи, создает литературоведческие работы о творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и других русских писателях, принимает активное участие в литературно-общественной жизни России. Творчество Блока выходит за пределы символизма, становится шире и по содержанию, и по самобытности поэтической манеры. Каждая новая книга поэта несла в себе новую грань видения мира. Так, во втором сборнике стихов («Нечаянная радость», 1907) поэт пытается осмыслить перемены в современной ему действительности, а сборник любовной лирики («Снежная маска», 1907) посвящен слиянию стихии и страсти в душе человека. В стихотворениях этого сборника идеальный образ любви меняется: Блок пишет о земных чувствах.

Помимо постоянной темы поэзии Блока – темы любви, усложнявшейся на всем протяжении его творчества, ведущими в его зрелой поэзии становятся также темы судьбы, искусства, родины. Блок создает поэтические шедевры о любви «Незнакомка» (1906), о родине «Россия» (1908), цикл «На поле Куликовом» (1909), философские поэмы о судьбе, истории и жизни «Соловьиный сад» (1915) и «Возмездие» (1908-1913). В разгар первой Мировой войны, в 1916-1917 годы, Блок служит в армии. Февральская и Октябрьская революции в России вызвали у поэта творческий подъем: грандиозные исторические события и глубокие раздумья выразились в поэмах «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В 1921 году Блока поражает тяжелое заболевание сердца, приведшее к смерти поэта 7 августа того года.

 

Символизм– течение в русской поэзии конца XIX – начала XX веков, из которого вышли такие заметные течения в поэзии, как акмеизм, футуризм и позже имажинизм. Поэты-символисты стремили отразить в своих стихотворениях не только видимую и осязаемую действительность, но и мир, стоящий за ней – бесплотный мир мысли и духа. Поэтому главным поэтическим средством в символизме становилось слово-символ, способное назвать явления обоих миров – реального и представляемого.

Б

1. Как воспитание, образование, обстановка в семье Блока повлияли на формирование его характера, отношения к миру, творческих предпочтений.

2. В чем главная особенность символизма как поэтического направления?

3. Перечислите основные темы поэзии Блока.

 

Поэзия А.А.Блока

Блок разделял свое творчество на три периода. Первый он назвал «теза», к нему относятся стихотворения 1900-1903 годов, в основном собранные в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Для стихотворений этот периода характерны мистические настроения, идеальные чувства, философские размышления о Вечной Женственности, на которые повлияло учение русского философа и поэта, старшего современника Блока – Владимира Соловьева. Вот как отзывалось в лирике Блока ожидание встречи с вечной тайной – идеалом любви:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в образе одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя…

(1901)

Следующие период (1904-1907) Блок назвал «антитезой». Мистические настроение предыдущего периода сменяются скептическим отношением к действительности. Так, например, в идеальном женском образе появляются земные, смертные мотивы, как в стихотворении «Незнакомка» (1906):

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая река.

В этот период в лирике Блока появляется социальная проблематика, вызванная наблюдениями поэта над жестокими условиями жизни простых рабочих. Эта тема ярко выражена в тяжелом, мрачном стихотворении «Фабрика» (1903), написанном на стыке двух периодов творчества и отражающем предчувствие Первой русской революции. Блок так пишет об обманутых рабочих:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Зрелый период своего творчества Блок назвал «синтеза»: в нем разрозненные темы объединяются в единое целое – тему судьбы России, ее прошлого, настоящего и будущего. Самым показательным произведением для темы России явился цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908). В нем утверждается нерасторжимая внутренняя связь современного человека с древней историей своей страны, с Русью. Поразительно, что Блок пишет о сражении 628-летней давности так, словно он сам является его участником. Куликовская битва произошла в день рождения Богородицы, покровительницы русского народа, воплотительнице его души. Во втором стихотворении цикла изображается, как Она ночью сходит на русское войско, чтобы защитить его в предстоящей роковой схватке:

И с туманом, над Непрядвой спящей,

Прямо на меня,

Ты сошла в одежде свет струящей,

Не вспугнув коня.

<…>

И когда наутро тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Вера в будущее России провозглашается в последних поэмах Блока – «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В поэме «Скифы» Блок утверждает особую судьбу русского народа, его самобытность, мощь и миролюбие:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем братья!

Поэма «Двенадцать» – вершина поэзии Блока. В ней поэт с большой поэтической выразительностью показал стылый мрак и пронизывающий мороз, глухую вражду и смуту в умах и сердцах людей, неукротимую стихию революционного времени. Но главная, итоговая мысль поэта такова: что бы ни происходило на земле, через тьму и ужасы жизни к добру и свету человека ведет Бог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди Иисус Христос.

 

Б

1. Объясните значение слов «мистика», «скептицизм» ( в случае необходимости обратитесь к словарям).

2. Выделите в прочитанном тексте предложения и фрагменты, в которых дается характеристика каждого этапа творчества Блока.

3. Подведите итог: в чем проявилось основное направление эволюции поэтического творчества Блока.

 

------------------

 

 

А. Прочитайте стихотворения. Попробуйте, не глядя на время создания, определить их принадлежность к тому или иному этапу творчества Блока. Обоснуйте свой выбор. Сравните ваши предположения с реальной датой создания стихотворений.

 

* * *

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

1905 год

 

* * *

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной стояло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

 

Летели дни, кружась проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

 

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

 

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

 

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

1908 год

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

1908 год

Б

1. Какие средства ритмической организации стихотворения (размер, рифма) использованы Блоком в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…»?

2. Разделите стихотворение на смысловые части.

3. Выделите в стихотворении «О доблести, о подвигах, о славе…» эпитеты. Как они помогают выразить настроение и поэтическую идею стихотворения?

4. Укажите в стихотворении «О доблести, о подвигах, о славе…» повторяющиеся строки. Какова роль повторов в этом стихотворении?

5. Определите, какие приемы художественной выразительности использует Блок в стихотворении «Родина».

 

---------------------

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» написано в традиционной для ранней поэзии Блока манере: создается образ храма, копна света в провалах темноты, образ девушки в белом платье. Строки стихотворения льются как стремящаяся ввысь мелодия-песня: в первой строфе тема нарастает благодаря троекратной анафоре «о всех», вторая строфа объединяется созвучием союзов «так –и –и – как», голос девушки назван «летящим в купол», луч света соединяет ее с высью, в третьей строке анафорически повторяется союз «что», в последней – троекратное повторение союза «и» подготавливает итог, словно финальный музыкальный аккорд песни девушки.

Стихотворение разделено на три сферы, представленные тремя символическими образами-картинами. Девушка трогает сердца «сладким голосом» – просьбой о людях, странствующих и разуверившихся в жизни. Ее просьба летит высоту, в купол в свете луча. Люди «из мрака» в надежде внимают чуду и хотят верить в силу «тонкого луча», который возносит вверх их надежду. Они читают в своих сердцах, как в зеркале, отраженные надежды, кажущиеся сбывшимися. Для создания обманного эффекта Блок прибегает к приему обратного отражения: девушка поет об усталых странниках, ушедших кораблях, утративших радость, и прихожанам в церкви кажется, что радость будет, что корабли достигли гавани, усталые обрели светлую жизнь.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!