Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 4 страница



В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924 год

Б

1. Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Как вы думаете, почему Есенин избирает именно такую цветовую палитру? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Какими поэтическими средствами передаются звуки и запахи «родного края» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Ответьте на вопрос, анализируя текст стихотворения.

3. Покажите, как метафоры и сравнения в этом стихотворении отражают состояние восторга лирического героя при встрече с «Русью родной».

4. Выделите цветовые эпитеты в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Какова их особенность и роль в стихотворении? Сопоставьте цветовую палитру стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…». Сделайте выводы из своих наблюдений.

5. Найдите в тексте стихотворения «Отговорила роща золотая…» повторяющиеся строки. Объясните роль повторов в этом стихотворении.

6. Анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая…», объясните, как олицетворения помогают выразить единство состояния природы и человека.

---------------------

 

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» начинается со старого русского пожелания здравствовать, как в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»: «Ох ты, гой еси, царь Иван Васильевич». В этом обращении выражается и восторг первого обращения к родине, и постоянное, молитвенное отношение к ней. Лирический герой сравнивает себя с богомольцем, достигшим цели своего странствия, который благоговейно дивится чудной земле, в которой сливаются веселый быт, душевная радость и небесный свет.

Деревенская Русь – центральный образ в стихотворении, в основе его создания лежит прием метафоры: хаты с окошками, убранными резными наличниками и чистыми занавесками, названы образами святых, одетыми церковными ризами. Поэтому деревенские хаты предстают взору в виде необъятного иконостаса в бесконечном храме – родной Руси, объединившей в святости жизнь человека и природу. Слияние душевного чувства героя и окружающего мира передается еще одной метафорой, выраженной с помощью глагола: «только синь сосет глаза» – взгляд героя словно тонет в сплошной синеве неба.

Весь поэтический мир стихотворения предстает как храмовая жизнь человека и природы: тополя звонно чахнут, в церквах освящают яблоки на праздник Спаса, гудит веселый пляс, подобно колокольному благовесту. В основе этих метафорических образов лежит сходство жизненных явлений. Например, тополя застыли в августовской истоме, но их листва наполнена звоном природы – стоит только подуть ветру, как она зашелестит, зазвучав зеленым переливом маленьких природных колокольчиков. Метафора – это перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства и называние его именем этого предмета (хаты – образа, взгляд тонет в синеве – синь сосет глаза). Образы людей в стихотворении описаны через сравнения: лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, а девичий смех – с волнением ветерка, пробегающего по нежным цветам – сережкам.

Стихотворение насыщено движением, цветом, запахами, образами деревенского быта, ощущением простора, света и воздуха. Такое изображение Руси и подготавливает простоту заключительной строки: «…не надо рая, дайте родину мою». Ведь Русь-родина и есть для души героя настоящий рай, поэтому он и не может понять, в каком другом драгоценном краю он мог бы жить.

--------

Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано в последний период короткой творческой жизни поэта. Весь поэтический текст пронизывает настроение прощания с сиреневой «цветью» весны, веселой юностью, золотой березовой осенью. Две картины создают грустное настроение стихотворения: голая равнина вместо буйства и полноты жизни и ни с чем не сравнимый жалобный крик журавлей, улетающих осенью косяком вдаль.

Мир стихотворения олицетворен: шелест рощи метафорически назван березовым языком, куст конопляника склонился над прудом в свете в лунном свете и смотрится в него, как задумавшийся человек, листья облетают с деревьев, словно замирающие слова слетают с языка. Олицетворение природной жизни – основной поэтический прием в стихотворении, на нем построен весь образный ряд. Для достижения олицетворения поэт прибегает к многочисленным метафорам и сравнениям. Сопоставление образов природы и явлений человеческой жизни передают глубокие мысли автора. Например, «костер рябины красной» – метафора, но применяется она не просто для красоты: на основе этого образа поэт развивает мысль о бесполезности этого ненастоящего костра – «но никого не может он согреть».

Для поэзии Есенина характерно словотворчество: так в выражении «сиреневая цветь» слово «цветь» является неологизмом, то есть оно создано самим поэтом для того, чтобы полнее выразить ощущение и состояние юности.

Сравнение этапов жизни человека с временем дня, временами года, состояниями природы является традиционным приемом поэзии. Например, Пушкин в стихотворении-послании «К Чаадаеву» (1818) пишет:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Уникальность поэтического мира Есенина состоит в том, что в его стихотворениях состояния природы и этапы жизни человека не просто сопоставляются, подобные сравнения даются в движении самой жизни. Так в строке «А журавлей относит ветер вдаль…» высказано наблюдение, что журавли улетают не по своей воле, как и жизнь человека проходит, по словам Пушкина, «повинуясь общему закону». Мотив земной жизни человека как части пути странника встречается в творчестве Есенина часто. Вспомним сравнение лирического героя с «захожим богомольцем» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Здесь этот мотив звучит как универсальный закон жизни:

<…> Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Однако особенностью этого мотива у Есенина является то, что о каждом человеке, прошедшем по земле останется память, кто-то будет о нем грустить. Вот почему

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Вся лирика Есенина музыкальна. Многие стихотворения поэта поются как народные песни, что является признанием их первозданной мелодичности и народности. Многочисленны также переложения стихов Есенина на музыку профессиональными композиторами: более двухсот музыкальных произведений написано на стихи поэта, среди них выделяются произведения Г.В.Свиридова и А.Г.Флярковского.

 

В

1. Можно ли стихотворение «Отговорила роща золотая…» отнести к жанру элегии? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Вспомните все прочитанные вами стихотворения Есенина. Можно ли говорить об их тематическом, эмоциональном, стилистическом единстве? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Можно ли утверждать, что стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…» выражают «глубоко различные настроения» лирического героя? Обоснуйте свою позицию.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ

· Образ родины в стихотворениях Лермонтова и Есенина.

· Философские проблемы в лирике Пушкина и Есенина.

 

 


Владимир Владимирович Маяковский

Портрет

(1893-1930)

А

I. Исследователь творчества Маяковского говорил: «Маяковский видел главной своей задачей – с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему – вот задача искусства, по мысли Маяковского… Поэтому его стих – это прежде всего ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами. Это, как правило, стих не классический». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Какой предстает современная поэту действительность в его стихотворениях?

· Как в творчестве Маяковского отражается тема назначения поэта и поэзии?

· Чем не похожи стихотворения Маяковского на лирику поэтов-предшественников?

 

------------------------

 

Владимир Владимирович Маяковский – русский поэт. Маяковский родился в 1893 году в селе Багдади Кутаисской губернии в Грузии в семье лесничего, дворянина по происхождению. После смерти отца в 1906 году семья Маяковских переехала в Москву. Маяковский сначала учился в гимназии, но был исключен из нее вследствие неуплаты за учебу, поскольку семья жила очень бедно. Особенно важным в жизни Маяковского стал 1908 год: пятнадцатилетний юноша поступил на подготовительное отделение Строгановского училища живописи, что определило его интерес к искусству, и в то же время стал членом революционной партии РСДРП(б)*, что выразило романтические настроения юного художника, бунтующего против несправедливой социальной жизни и общественной морали.

В 1908-1909 годах Маяковский был трижды арестован за подпольную деятельность, третий арест будущего поэта выразился в 11-месячном заключении в Бутырской тюрьме, где Маяковский начал сочинять стихи. Поэт вспоминал это время в своей автобиографии «Я сам»: «11 Бутырских месяцев. Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики – бросился на беллетристику. Перечел все новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое –нельзя. <…> Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

После выхода из тюрьмы в 1910 году Маяковский членства в партии не возобновлял. К поэзии он тоже не возвращался, не считая себя способным писать настоящие, оригинальные стихи, зато решил развивать свои способности к живописи, обнаружившиеся у него еще в детские годы. Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где изучал современное искусство и сблизился с молодыми художниками, особенно важным было знакомство с Давидом Бурлюком, сыгравшим большую роль в становлении Маяковского как поэта. Бурлюк был первым слушателем стихотворений Маяковского, он первый высоко оценил его талант. Прослушав стихотворение, которое прочитал ему Маяковский, смущенно говоривший, что это произведение его знакомого, Бурлюк воскликнул: «Да вы же гениальный поэт!» Это случилось в 1912 году, и окончательно определилось призвание Маяковского.

В 1912-1914 годах активно участвует в кружке поэтов-футуристов, организованном Бурлюком, в который входили также известные поэты В.Хлебников и А.Крученых. В 1913 году эта группа футуристов издала знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу».

Ранняя поэзия Маяковского отличается страстным протестом против буржуазного общества, его морали, искусства, и образа жизни. Показательны лозунги, которые Маяковский предпослал своей поэме «Облако в штанах» (1914): «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой вашу любовь!» Маяковский утверждает свободу и достоинство человека, ценность его душевных качеств независимо от происхождения или места в обществе. Поэтому и Октябрьскую революцию 1917 года Маяковский принял с энтузиазмом, как свою революцию. Он активно участвует в пропагандистской работе, сотрудничая в «Окнах РОСТА», отделе Российского Телеграфного Агентства, выпускавшем агитационные плакаты на злобу дня.

С первых дней революции и до своей гибели в 1930 году поэт воспевает ее в лирике и поэмах, борется за чистоту ее идей, приветствует строительство нового государства и создание нового, революционного искусства. Маяковский вошел в историю русской поэзии и как самобытный поэт, и как поэт бурного революционного времени России и Советского Союза.

 

Соне: сюда фотографию группы футуристов: А.Крученых, Д.Бурлюк, В.Маяковский, Н.Бурлюк, Б.Лившиц. 1912 год.

 

Футуризм – течение в европейском искусстве и литературе начала XX века, отрицающее старые формы и содержание искусства и провозглашающие новые, бунтарские, не опирающиеся на традиции. Последователи нового направления считали его искусством будущего, о чем говорит само название – от латинского слова futurum (будущее). Основоположником футуризма был итальянский художник Флиппо Томмазо Маринетти. Одной из главных черт футуризма был поиск новых форм выражения новых художественных идей.

 

Б

1. Каким вы представили себе Маяковского на основе биографических материалов, помещенных в тексте? Дайте развернутый ответ.

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: каковы главные проблемы и идеи творчества Маяковского.

 

Поэзия В.В.Маяковского

Маяковский является автором многих лирических стихотворений, нескольких замечательных поэм и оригинальных сатирических комедий «Клоп» (1928) и «Баня» (1929). Среди поэм особо выделяются «Облако в штанах» (1914) и «Флейта-позвоночник» (1915). В основе обеих поэм лежат переживания героя, вызванные неразделенной любовью. Это главное чувство лирики и поэм Маяковского. Горячее чувство сопричастности к революционному строительству жизни отразилось в поэмах Маяковского советского периода: «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). А в 1930 году, незадолго до смерти, Маяковский пишет поэму «Во весь голос» – поэму-размышление о себе и своем времени, о назначении поэзии и гражданском, революционном долге.

Лирика Маяковского также разделяется на два больших периода. В стихотворениях дореволюционного времени акцент делался на личных переживаниях лирического героя: ощущении одиночества, страданиях, негодовании, стремлении к человечности, любви, прекрасному. После революции лирика Маяковского приобретает общественный пафос, в ней утверждается главенство идей общества, государства над личной жизнью человека. Среди ранних стихотворений Маяковского особого внимания заслуживают лирическая миниатюра «А вы могли бы?» (1913), гневный памфлет «Нате» (1913), мрачная городская элегия, эпатажная исповедь души «Несколько слов обо мне самом» (1913), страстное воззвание к людям «Послушайте!» (1914) и другие. В послереволюционный период в лирике Маяковского, проникнутой гражданским пафосом, выделяются такие стихотворения, как «Левый марш» (1918) – о победном шествии революции, «О дряни» (1920-1821) и «Прозаседавшиеся» (1922) – об извращении революционных идеалов, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1820) – о назначении поэта и поэзии в обществе, «Товарищу Нетте – пароходу и человеку» (1826) – о героизме советского человека, «Стихи о советском паспорте» (1929) – о достоинстве советского человека в капиталистическом мире, «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» (1829) – о самоотверженном социалистическом строительстве и другие.

 

Б

1. Назовите основные темы поэм Маяковского.

2. Какие два этапа принято выделять в творчестве Маяковского? Охарактеризуйте каждый из них.

 

--------------------------

 

А.

Прочитайте стихотворения. Можно ли догадаться, что все они принадлежат перу одного поэта? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по ярославской жел. дор.)

 

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла –

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы –

деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею –

дыра,

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

А завтра

снова

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это

стало.

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!»

Я крикнул солнцу:

«Погоди!

послушай, златолобо,

чем так,

без дела заходить,

ко мне

на чай зашло бы!»

Что я наделал!

Я погиб!

Ко мне,

по доброй воле,

само,

раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать –

и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого –

жара с ума сводила,

но я ему –

на самовар:

«Ну что ж,

садись, светило!»

Черт дернул дерзости мои

орать ему, –

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь – не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, –

и степенность

забыв,

сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то,

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

«Ладно,

не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

светить

легко?

– Поди, попробуй! –

А вот идешь –

взялось идти,

идешь – и светишь в оба!»

Болтали так до темноты –

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, совсем освоясь.

И скоро,

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

«Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами».

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма –

сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.

Вдруг – я

во всю светаю мочь –

и снова день трезвонится;

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца!

 

1920 год

 

Соне: Внутрь «Необычного происшествия» или сразу после него плакат Маяковского – окно Гавлитпросвета № 35.

 

Прозаседавшиеся

 

Чуть ночь превратится в рассвет,вижу каждый день я:Кто в глав,кто в ком,кто в полит,кто в просвет,расходится народ в учрежденья.Обдают дождем дела бумажные,чуть войдешь в здание:отобрав с полсотни –самые важные! –служащие расходятся на заседания. Заявишься:«Не могут ли аудиенцию дать?Хожу со времени она». –«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –объединение Тео и Гукона». Исколесишь сто лестниц.Свет не мил.Опять:«Через час велели придти вам.Заседают:покупка склянки чернилГубкооперативом». Через час:ни секретаря,ни секретарши нет –голо!Все до 22-х летна заседании комсомола. Снова взбираюсь глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришел товарищ Иван Ваныч?» – «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Взъяренный,на заседаниеврываюсь лавиной,дикие проклятья дорогой изрыгая.И вижу:сидят людей половины.О дьявольщина!Где же половина другая?«Зарезали!Убили!»Мечусь, оря.От страшной картины свихнулся разум.И слышуспокойнейший голосок секретаря:«Оне на двух заседаниях сразу.В деньзаседаний на двадцатьнадо поспеть нам.Поневоле приходится раздвоиться.До пояса здесь,а остальноетам». С волнения не уснешь.Утро раннее.Мечтой встречаю рассвет ранний:«О, хотя быещеодно заседаниеотносительно искоренения всех заседаний!» 1922 год

Б


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!