Романтизм в Англии. Озерная школа (Самостоятельное изучение)



- Развитие романтизма в Англии связано также с историческими условиями развития Европы в первой половине 19 века. Большое влияние на литературу оказала несомненно великая французская революция и война Англии против Наполеона, а также внутренние общественно-политические отношения. Обстановка в стране была крайне неспокойной.

В первые послевоенные годы (1815-1816) происходит падение жизненного уровня народных масс, учащаются экономические кризисы. В Англии происходит подъем демократического движения (1816-20-е гг.), в волнениях широко участвуют фабричные рабочие. В среде интеллигенции многие выступают с критикой капиталистического строя, появляются сочинения социалиста-утописта Р. Оуэна. Конец 20-х начало 30-х гг. также отмечен новым обострением классовой борьбы. Возникают крупные профсоюзные организации рабочих – тред-юнионы, например, великий национальный союз прядильщиков. Все это влияет и на своеобразие мироощущения писателей.

Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. В то время как в Германии по преимуществу романтизм был связан с областью философии, этики и эстетики.

Идеи и настроения английского романтизма были предвосхищены в поэзии Уильяма Блейка, а также в сентиментализме и предромантизме. Непосредственно романтическое мироощущение в английской литературе представлено различными художниками, которые образуют разные течения в едином русле английского романтизма. Так, поэтами «озерной школы» идеализируется старина, добуржуазные, патриархальные отношения, представлено неприятие современного промышленного общества, воспевается природа, простые, естественные чувства. Другие настроения характерны для творчества Байрона и Шелли. Это настроения борьбы и протеста. Двух поэтов объединяет политический пафос, резкое отрицательное отношение к существующему строю, сочувствие к угнетенным и обездоленным. В поэзии прежде всего Байрона представлено и чувство трагической безысходности, мотивы «мировой скорби».

Иным предстает творчество другого английского романтика Вальтера Скотта. Он автор романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположник жанра исторического романа в европейской литературе.

По-иному оформляются романтические тенденции в творчестве Джона Китса, входившего в группу «лондонских романтиков» (Хант, Лэм и др.). В его поэзии представлена красота мира природы и человека, первоочередное место занимает тема любви. Т.о., английский романтизм также неоднороден по своему составу. В нем оформляются и соседствуют различные эстетические романтические тенденции.

В конце 18 – начале 19 веков на северо-западе Англии сложилось идейное и творческое содружество поэтов, которые впоследствии будут названы поэтами «озерной школы» — лейкистами (от англ слова лейк — озеро), т.к. северо-запад Англии считается Озерным краем (Камберленд). Это такие поэты-романтики, как Уильям Вордсворт, Роберт Саути, Сэмюэль Тейлор Кольридж. Они отвергли идеалы Просвещения и по существу осуществилив английской поэзии романтическую реформу.

Уильям Вордсворт (1770 — 1850)

На поэта громадное влияние оказала Великая французская революции, который практически был ее очевидцем, т.к. в 1792 году он уезжает в Париж. Именно в это время рождаются такие произведения, исполненные демократизма и гуманизма, как поэмы «Вина и Скорбь» (1794) , «Разоренная хижина» (1795, трагедия «Пограничные жители» (1796), роман в стихах «Прелюд» и др. Особенно известен стал сборник «Лирические баллады» (1798 год), вызвавший подлинный переворот в литературе той поры. В поэтическую ткань баллад поэт вводит и разговорный язык крестьян северо-запада Англии, по существу производя подлинную реформу в области литературного языка того времени. Вордсворт сделал героями своих баллад простых людей – представителей низших сословий – фермеров, батраков, безработных. Он правдиво рисует разорение миллионов мелких фермеров, показывает страдания бедняков. Однако он верен религиозно-пуританским догмам. Проповедует учение церкви о непротивлении злу насилием. Это видно в таких балладах, как «Мальчик-идиот», «Цыгане» и др.

Эстетические взгляды поэта сыграли историческую роль в становлении романтизма в Британии и США. В то время можно было получить Высшее образование и закончить магистратуру в Англии было очень не просто. Предисловие ко второму издание «Лирических баллад» (1800 год) традиционно считается манифестом романтизма в Англии. Вордсворт утверждает превосходство Воображения над просветительским Разумом. Доказывает, что Фантазия и Интуиция помогают неизмеримо глубже постичь суть вещей и характеров, чем это может сделать наука, обобщая факты. Вордсворт утверждает, что поэты, это своего рода пророки (учителя), которые несут моральную ответственность за судьбы своих сограждан. Он говорит о моральном усовершенствовании. О мудром невмешательстве в «дела неправедные». Важна мысль поэта о том, что постижение красоты природы приводит к постижению красоты Бога. Т.о., Вордсворт отчасти верен идеалам средневековых философов. Сельская жизнь мыслится им в слиянии с прекрасной и вечной природой. Вот почему сельские жители могут стать примером первозданных страстей человеческих, оттого поэт и изображает их и сельскую природу в своих произведениях.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!