Творчество Т. Мора и Ф. Бэкона



Часть № 1

Всемирная литература”; “литературный регион”; “литературная эпоха и ее этапы”. Раннее средневековье. Письменная литература. Зрелое средневековье.

-Всемирная литература -системное единство, включающее все литературы мира. Закономерности, объединяющие это единство, очень общие, причем проявляются они в многообразных формах на уровне более узких системных образований: региональных и зональных, затем отдельных национальных литератур и, наконец, творческих миров крупнейших художников слова.

Литературный регион - сообщество литератур, функционирующих на едином географическом пространстве, связанных общностью исторических судеб народов, близостью культурного наследия, религии, философии и эстетической мысли.

Литературная эпоха - хронологический отрезок, в течение которого литература региона проходит законченный цикл развития.

 

Раннее средневековье. Письменная литература.

Латинская литература-светская и клерикальная.

Памятники светской литературы достаточно многообразны. К наиболее значительным из них следует отнести поэму "Руодлиб" (XI в.), своеобразный прообраз романа, поэму Ниварда Гентского "Изенгрим" (XII в.), начинающую историю животного эпоса в западноевропейской литературе, поэму Вальтера Шатильонского "Александреида" (XII в.), получившую широкую популярность благодаря образу главного героя, великого своей исключительной отвагой и столь же высокими добродетелями. Богатой была светская поэзия на латыни, в XII—XIII вв. очень громко заявившая о себе в творчестве вагантов. Неповторимый сплав исторического и художественного сочинения представляли из себя латинские хроники: "История франков" Григория Турского (VI в.), "История лангобардов" Павла Диакона (VIII в.), "История датчан" Саксона Грамматика (XII в.).

 

Особенного внимания заслуживает клерикальная литература, отразившая наиболее характерные черты духовной жизни того времени. Создавалась эта литература в основном служителями церкви. Функции учительские: религиозные, нравоучительные, обрядовые — доминировали в такой литературе над ценностями эстетическими.

Агиографии – жития святых, «Житии Алексея, человека Божья», Аврелий Августин "Исповедь"(400 г.), "О граде Божьем" (428 г.)

 

Зрелое средневековье  

Хронологические границы этого этапа — XI—XV вв.

Непререкаемый авторитет в области религиозно-философской мысли Аврелий Августин уступает свое первенство Фоме Аквинскому (1225/26—1274 гг.), причисленному в XIV в. к лику святых. В учении этого крупнейшего теолога отчетливо проявились новые веяния. Если Аврелий поставил веру над разумом, источником знания считал человеческую душу, а формой познания — просветление, то Фома Аквинский отстаивал гармонию веры и разума. Мир — книга, написанная Богом. За каждым конкретным предметом стоит сокровенный смысл. Видимый мир — символ мира высшего.

Творчество У. Ленгленда, Дж. Чосера, Т. Мэлори.

-Уильям Ленгленд

Около 1362 г. появилась аллегорическая поэма Уильяма Ленгленда "Видение о Петре-пахаре". Она написана на среднеанглийском языке аллитерационным стихом. Произведение Ленгленда органически связано с общественным движением его времени; рожденное бурной эпохой борьбы, оно ставит насущные проблемы социального и этического характера, отражает страдания, надежды и чаяния английского крестьянства, его идеалы и убеждения. Поэма Ленгленда принадлежит к весьма распространенному в средние века жанру «видений». Действительность в «видениях» представала в форме сна. Аллегорический характер поэмы позволяет автору говорить об отвлеченных понятиях, обращаясь к вполне конкретным образам, воплощать свои представления о правде, справедливости, совести, о зле и мудрости в образах живых людей, наделенных такими характерными особенностями, которые свойственны определенным социальным слоям общества. Поэма состоит из двух частей и включает одиннадцать «видений», которым предпослан пролог. В первой части рассказывается о паломничестве людей в поисках Правды, во второй выступают аллегорические персонажи, каждый из которых повествует о своей жизни.

 

Творчество Дж. Чосера

Творчество Чосера, которого «считают отцом английского языка и основоположником реализма» (Горький), ознаменовало в истории литературы Англии переход от эпохи средневековья к Возрождению, утверждение новых принципов изображения жизни и раскрытия человеческого характера. Он утверждает за человеком право на земное счастье, восхищается его умом и энергией, славит его находчивость и жизнелюбие. Для Чосера характерно чувство жизни в любых формах ее проявления, постоянное стремление к жизненной правде. В связи с творческой эволюцией Чосера есть основания говорить о процессе формирования английского реализма.

Основным произведением Чосера, которое составило целую эпоху в истории английской литературы и обозначило поворотный момент в ее развитии, явились «Кентерберийские рассказы» (The Canterbury Tales, 1387-1400).

Рассказчики - это люди из различных уголков Англии, представители различных профессий и социальных положений, с различными интересами, вкусами, манерами и эстетическими пристрастиями.

Внешний общий мотив: все они едут в город Кентербери на поклонение гробу высоко чтимого в Англии святого Фомы Бекета и, чтобы скоротать путь, рассказывать каждый по 2 новеллы на пути туда и обратно.


Творчество Томаса Мэлори

Томас Мэлори — английский писатель. О его жизни известно мало: он был рыцарем, видимо, принимал участие в войне Алой и Белой Роз, в 1444 или в 1445 году представлял своё графство в парламенте, а последние двадцать лет жизни провёл в тюрьме. Именно там он и создал свои романы.

Автор «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола». Она состоит из восьми романов о короле Артуре и о рыцарях Круглого стола и представляет собой исчерпывающий свод артуровской легенды."Смерть Артура" - подробнейшее повествование о том, как под властью Артура собрались разрозненные силы британского воинства, как возникло братство Круглого Стола, принимавшее в свои ряды лишь тех, кто полностью отвечал канонам идеального рыцарства.

Творчество Т. Мора и Ф. Бэкона.

- Томас Мор (1478-1535)

По его собственным словам, "лондонский гражданин из неизвестной, но почтенной семьи". Произведения Мора - одно из наиболее ярких проявлений английского гуманизма эпохи Возрождения. В отличие от большинства ранних английских гуманистов, которые были кабинетными учеными, Мор принимал активное участие в общественной жизни; вопросы социального и государственного устройства стали для него решающими. Он ежедневно сталкивался с вопиющими противоречиями социальной жизни современной ему Англии.Он совершенно самостоятельно решал все общественные проблемы, исходя из социально-политических условий своего времени. Так появилось на свет великое произведение Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» / «Утопия».(1516г.) Главный герой-Португальский путешественник Гитлодей; В первой книге «Утопии» Гитлодей затрагивает ряд вопросов, связанных с политической и социальной жизнью Европы и прежде всего Англии; Вторая книга посвящена изображению идеального с точки зрения автора общественного устройства, не знающего частной собственности; Основной хозяйственной ячейкой Утопии является семья; В Утопии есть рабы (servi) - это преступники, повинные в нарушении законов; наказанием для них является лишение гражданских прав и обязанность выполнения самых тяжелых и неприятных работ.; В своих религиозных воззрениях утопийцы опираются на разум и природу; При написании "Утопии" Томас Мор опирался на античную традицию, Платон ("Государство").

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Английский философ, политик, историк, основоположник английского материализма, эмпиризма. В 1603 г. на престол вступил король Яков I, и с этого момента политическая карьера Бэкона начала стремительно идти в гору. Если в 1600 г. он был штатным адвокатом, то уже в 1612 г. ему досталась должность генерального прокурора, в 1618-ом он стал лорд-канцлером.

Бэкон выпустил своё первое значительное философское произведение Философские трактаты: "О достоинстве и преумножении наук" (1605), "Новый Органон" (1620);

На протяжении 1623-1624 гг. Бэкон писал утопический роман «Новая Атлантида», который остался неоконченным и был опубликован после его смерти в 1627 г. В нем писатель предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука. Бэкон был первым мыслителем, в основе философии которого лежало опытное знание.

Творчество Даниэля Дефо.

- Англоязычная литература XVIII века. Творчество Даниэля Дефо.

Английский писатель и публицист.

Известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа.

В 1697 году написал своё первое литературное произведение «Опыт о проектах».

«Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» (1719)

Роман Дефо стал литературной сенсацией и породил множество подражаний. Он демонстрировал неистощимые возможности человека в освоении природы и в борьбе с враждебным ему миром. Этот посыл был очень созвучен идеологии раннего капитализма и эпохи Просвещения.  Робинзон - не «естественный», а цивилизованный человек преимущества цивилизации над первобытным состоянием

«Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (1719)

«Серьезные размышления Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720)

Творчество Джонатана Свифта.

- Англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, англиканский священник.

Наиболее известен как автор сатирико-фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.

В 1701 — 1702 годах пишет сатирические повесть-притчу «Сказки бочки» - аллегорический рассказ о кафтанах и трех братьях; сниженный, бытовой характер повествования; гротескно-пародийная направленность; объект сатиры – религиозный фанатизм.

«Путешествия Гулливера» (1721 — 1725)

Основная тема - изменчивость внешнего облика мира природы и человека, представленная фантастической и сказочной средой, в которую попадает Гулливер во время своих странствий.

Сатирический эффект строится на пародийности повествования

Аллюзии

Реминисценции

Традиции описаний морских путешествий

Приключенческий колорит

Предмет сатирического изображения – история человечества.

Творчество Джона Мильтона.

- Английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

"Потерянный рай" — эпическая поэма(1667). Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама. Ветхозаветный миф о грехопадении первых людей.

Герои — Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева.

Поэма развивает сюжет книги Бытия о грехопадении людей, о сотворении мира и об образовании ада, который располагается в кромешной тьме или хаосе. Большую роль играет падший ангел, он же сатана или змей. Он восстает против Бога, так как не хочет преклонять колени перед его сыном; тайно уводит третью часть ангелов (бунтующих ангелов — англ. rebel Angels) и организовывает вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека. В поэме Адам и Ева вели супружескую жизнь и до грехопадения, но после него половая любовь стала носить иной характер. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. После того, как она съела запретный плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя их любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаил предупреждал его не есть. После нарушения приказа их изгоняют из Рая, и они должны потом добывать себе пропитание. Но сын заступается за них перед Богом, после чего спускается ангел и дарует им надежду на будущее.

В конце поэмы Адаму показывают будущее потомство и все будущее вплоть до прихода Мессии.

Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.

 

Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

Литература сентиментализма. Творчество Стерна.

- Вторая половина XVIII столетия в Англии — это время перемен в экономической, философской, социальной и культурной жизни страны. Происходят значительные изменения и в английской литературе. Основным литературным направлением этого периода становится сентиментализм. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. Особенности английского сентиментализма обусловлены также умеренным характером борьбы просветителей со старой аристократической культурой. Литература сентиментализма глубоко демократична. В произведениях писателей-сентименталистов пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам.

Лоренс Стерн (1713-1768)

английский писатель XVIII века. Широко известны его романы «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Будучи священником, он также опубликовал многочисленные проповеди, принимал участие в местной политической жизни.

Стерн начал работу над своим самым знаменитым романом «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», первый том которого был опубликован в 1759 году.

Семь лет Стерн работал над романом, который так и остался незаконченным. Но Стерн публиковал его между 1760 и 1767 гг. по частям, первоначально в Йорке, потом, когда роман уже завоевал славу, в Лондоне.

Уже первый роман Стерна был необычайно причудлив. Автор собирается рассказать в нём о жизни Тристрама Шенди, но к концу 9 тома Тристрам достигает возраста только 5 лет. Начав повествование с обстоятельств, при которых Тристрам был зачат, Стерн затем постоянно отвлекается. Среди целого моря лирических отступлений, бесед с читателями, остроумных замечаний, неоконченных посторонних историй, перед нами возникают образы двух братьев Шенди, Уолтера и Тоби, отца и дяди Тристрама. Именно они оказываются главными героями романа, носителями лучших человеческих качеств, как их представляет себе Стерн. Рядом с ними предстает их ближайшее окружение — упрямая супруга Уолтера, лукавая вдовушка Уодмен, покорившая сердце дяди Тоби, постоянные посетители дома: доктор Слоп и пастор Йорик, и слуга Тоби капрал Трим. В этом крошечном мирке вращаются скромные незаметные люди, случаются события, иногда смешные, а иногда и трагические (смерть Роберта, старшего брата Тристрама), высказываются мысли и суждения иногда нелепые, а иногда поражающие своей глубиной. Это копия большой жизни и в то же время своеобразное, намеренное её преломление.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!