Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических
Произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).
Восстание против царского режима передовых дворян-офицеров, которое
произошло в Петербурге 14 декабря 1825 стало источником вдохновения для А. С. Пушкина — певца воли и свободы, ненавидящего тиранию.
Глубоко переживая участь офицеров, сосланных на каторгу, впечатленный
смелостью и размахом начатого ими дела, поэт пишет своим друзьям послание, полное самого искреннего восхищения «Во глубине сибирских руд...».
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
По мнению А. С. Пушкина и многих передовых людей тоге времени, дело,
начатое так решительно, будет поддержано потомками.
После подавления восстания многие отвернулись от арестованных декабристов, даже друзья, боящиеся царской немилости. Вот почему поэт выражает надежду, что
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы .
В словах А. С. Пушкина звучит гордость за своих решительных и непокоренных товарищей, уверенность в святости их начинаний. Поэт верит, что мечты декабристов обязательно исполнятся:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Как вы считаете, какие черты, приметы в своем « Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И. Тютчев ?Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь подсмотреть такие черты?
|
|
Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности. Поэт замечает, что природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Он сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярчеКроме того,природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы Автор сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни. Бесспорно, каждый согласится, что увидеть таковой осень, соотнести ее с жизнью человека,может только очень талантливая, незаурядная личность, каковой был Тютчев
|
|
Билет № 14
Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос,
Опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.
Три счастливых дня, провел Мцыри на воле и испытать счастье свободы.
Рассказу об этих трех днях посвящена большая часть поэмы. В своей исповеди Мцыри рассказывает монаху свою историю, вспоминает детство, отца и мать и сожалеет о том, что не выполнил свою клятву вернуться домой.
«Что делал я на воле? ЖИЛ!» В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении
поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовьк природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил.. .
Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми, но Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать.
|
|
Но ему уже не суждено попасть на родину. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но у него были три дня, прожитые им на свободе. Он находит в себе силы признать поражение и умереть, никого не проклиная.
Да, он вырвался из крепости монастыря, но внутреннюю тюрьму, уже не разрушить. Именно осознание этого и убивает Мцыри, он не рожден, чтобы жить в рабстве.
Умирая, Мцыри просит похоронить его в том уголке монастырского сада, откуда "виден и Кавказ", чтобы легкий ветерок приносил иногда на могилу обрывки родной речи.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком.. .
Идея поэмы «Мцыри»- утверждение ценности свободы, 3 дня полноценной,
полной опасности, жизни на воле для Мцыри лучше, чем спокойного существования в монастыре.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!