Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»



Художественная деталь- одно из средств создания образа, выразительная

подробность в литературном произведении, которая имеет значительную смысловую нагрузку. Художественная деталь помогает раскрыть идейный замысел произведения.

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» художественные детали

противопоставлены в эпизодах на балу и после бала.

Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и

розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому,

неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) В первой части

белый цвет – это цвет радости, чистоты, любви. Во второй части белый цвет – это

цвет боли, мук, страданий и унижения истязаемого солдата. Этим белым цветом

подчеркивается контраст двух эпизодов.

Черный цвет вызывает у Ивана Васильевича тревогу. Черные люди

наказывают человека, они несут ему боль, страдание, муку.

Контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в

первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном

повторяющихся на протяжении второй части) .

Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная

фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся

отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана

Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника).

В рассказе есть еще одна деталь – перчатка полковника. Эта деталь

связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку,

когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо все по

закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по

лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно

сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Фраза «Надо все по закону»

приобретает зловещий смысл: по закону надо избивать провинившегося изо всех

сил.

В.П.Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале : « Деревенская фотография- своеобычная летопись нашего народа , настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

 Я считаю, что смысл финальной фразы рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что снимок — это та вещь, которая напоминала людям об их корнях, об их прошлом, которое постепенно и неотвратимо стирается из  памяти. Тогда люди помнили об обычаях, традициях и своих предках. Они берегли каждый снимок, каждую фотографию, каждую вещь. В своём повествовании Астафьев заставляет задуматься о тех человеческих ценностях, которые сохраняют старые, да и вообще, любые фотографии. Фотография — это исторический источник, который позволяет восстановить прошлое нашего народа, его быт. А так, как долгое время основное население нашей страны составляли крестьяне, то и деревенская фотография — это летопись всего российского народа.

В данном фрагменте автор поднимает проблему связи между поколениями.

Рассматривая фотографию из прошлого, уже будучи взрослым человеком, он видит все те же лица, что и в детстве. Но мысли у него совсем другие-это мысли человека, приобрётшего жизненный опыт. Он рассматривает фотографии прошлых лет, видит на них наивные лица, но не смеется над ними. Ведь это человеческая память, человеческая история. История страны как раз и складывается из судеб отдельных людей.

«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная

его история». Фотография- память человека, память народа, память эпохи.

Без прошлого нет будущего, надо всегда помнить прошлое своих близких, своей страны, своего народа.Невозможно не согласиться с мыслями автора. В. П. Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.

Билет № 13

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Тема комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»- изображение всей чиновничьей

России со всеми её пороками, осмеяние зловредных пороков человека,

несправедливости, произвола, мошенничества, притворства, лицемерия и

корысти .

Гоголь показал в своей комедии не только порочных чиновников , но и

простой народ.

Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Изображение жизни провинциального города- это энциклопедия провинциальной жизни России.

Идея комедии «Ревизор» заложена в эпиграфе, предшествующем комедии:

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — заложена основная мысль пьесы.

Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но указать на будущее возмездие

Основная мысль- осмеяние чиновничье-бюрократического правления в России, ничтожности, лицемерия, взяточничества, порочной среды. Это - «картина и зеркало общественной... жизни». Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем Чиновников уездного города ожидает возмездие.

Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя путем

осмеяния.

Проблематика

В комедии «Ревизор» поднимаются социально-психологические и

нравственные проблемы.

общественные недостатки (произвол чиновников, неумелое управление .

недобросовестное выполнение своих обязанностей чиновниками

человеческие пороки (безнравственность, высокомерие людей,

желание устроится в жизни выгоднее, чем другие, чтение чужих писем

почмейстером) -бесчинство и своеволие чиновников

(беззаконие, казнокрадство, взяточничество)

- лицемерие и вранье (можно грешить, достаточно лишь, подобно

городничему, каждое воскресенье исправно посещать церковь)

-подмена ценностей (истинные ценности для чиновников города

заменены представлениями о чине.

Смотритель училищ Хлопов, скромный титулярный советник, откровенно

признается, что если с ним говорит кто- либо выше чином, так у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул». Именно поэтому чиновники не только изображают почтение в Хлестакову, но и действительно испытывают его. Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль..." «Хлестаковщина» — это внутренняя пустота, глупость, притворство, приспособление к обстоятельствам. Это явление присуще всем героям комедии. Это стремление пустить пыль в глаза, простодушный эгоизм.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4980; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!