Соотношение правопорядка и общественного порядка



 

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается на основе действия всех социальных норм. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе.

Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка.

 

 

Они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития. Но между ними есть и различия:

1) прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности;

2) они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок - вместе с государством и правом;

3)Правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, а общественный порядок обеспечивается соответствующими мерами социального принуждения (морального, религиозного, корпоративного и т.п.). Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка.

 

 

59.Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений и процессов, обусловленный объективными закономерностями развития общества, используемый обществом и государством для достижения своих целей.

Следует отметить, что термины «правовая система» и «система права» не являются тождественными – они соотносятся как общее и частное.

Правовая система включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

 

 

Правовая система включает в себя всю правовую действительность определенного государства, основными элементами которой выступают: право как система общеобязательных норм (выраженных в источниках права), правовая идеология, юридическая практика. Составляющие элементы правовой системы соединены между собой объективными связями и отношениями (отношениями общности). Возможно также выделение следующих уровней правовой системы: субъектно-содержательный, интеллектуально-психологический, нормативно-регулятивный, организационно-деятельностный, социально-результативный.

 

 

  Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права   Нормативный правовой акт   Судебный прецедент   Религиозные тексты   Правовой обычай
Система права   Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право   Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются   Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право   Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности   Сформировалось и функционирует под влиянием римского права   Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт   Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии.   Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

 

60.Романо-германская правовая система.

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства.

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются:

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

Романо-германская (континентальная) правовая система – одна из разновидностей правовых систем мира, возникшая на основе древнеримского права и являющаяся результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Существовала первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию, что объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, имеющих высокий уровень кодификации законодательства (ГК Франции 1804 г., Гражданское Уложение Германии 1900 г., Единый торговый гражданский кодекс Италии 1924 г.). Отличительными чертами этой правовой системы являются: а) признание за конституцией высшей юридической силы и установление судебного контроля за конституционностью обычных законов; б) наличие иерархической системы источников права (закон – подзаконные акты), среди которых роль обычая и прецедента незначительна, а закону отведена приоритетная роль; в) проведение широкой кодификации законодательства (в большинстве стран приняты и действуют гражданские, административные, торговые, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы); г) деление систем права на отрасли; д) отведение скромной роли судебной практике; е) придание общепризнанным нормам международного права преимущества перед внутренними законами; ж) признание деления права на частное и публичное.

 

  Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права   Нормативный правовой акт   Судебный прецедент   Религиозные тексты   Правовой обычай
Система права   Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право   Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются   Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право   Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности   Сформировалось и функционирует под влиянием римского права   Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт   Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии.   Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

 

61.Англосаксонская правовая система.

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства.

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются:

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

Англо-саксонская правовая система – одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии в XI-XII вв. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Сев. Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и «прецедентами толкования» предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в основном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете прецедента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем значительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства.

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются:

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

Англо-саксонская правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии в XI-XII вв. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Сев. Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и «прецедентами толкования» предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в основном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете прецедента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем значительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

 

  Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права   Нормативный правовой акт   Судебный прецедент   Религиозные тексты   Правовой обычай
Система права   Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право   Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются   Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право   Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности   Сформировалось и функционирует под влиянием римского права   Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт   Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии.   Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

 

62.Религиозно-традиционная правовая система.

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства.

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются:

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

 

Мусульманское право как система норм, в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII-Х в. и основано на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Правда, теория мусульманского права признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, которое направлено на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.

Мусульманское право или фикх делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками.

Основными источниками мусульманского права выступают: Коран; сунна, т.е. рассказы о жизнедеятельности пророка; иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного; кияс, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести к частному либо к уголовному праву. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное право и семейное право.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В современных условиях некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немаловажную роль в механизме социального действия права. В некоторых странах (Судан) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в других — имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам (к примеру, суннитские и джаффаратские суды в Ираке и Ливане).

Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки , Папуа-Новой Гвинеи, Океании.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

- обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами;

- обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

- нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

- судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

- юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

- архаичность многих ее обычаев и традиций.

 

 

  Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права   Нормативный правовой акт   Судебный прецедент   Религиозные тексты   Правовой обычай
Система права   Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право   Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются   Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право   Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности   Сформировалось и функционирует под влиянием римского права   Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт   Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии.   Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

 

 

63.Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества.

Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.

В самом общем виде правосознание – это отношение к праву. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры.

Основные черты правосознания:

- является одной из форм общественного сознания;

- состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

- носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

- обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

- в отдельные периоды развития общества является формой права;

- ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним механизмом» регулирования деятельности людей.

Особенность правосознания состоит:

1) В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую основу жизни общества;

2) Осознание правовых явлений жизни осуществляется с помощью юридических понятий и категорий. Например, таких, как правомерность или неправомерность, правоотношения, юридическая ответственность, законность;

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливости, гуманизме, равенстве людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.

 

Правовое сознание является формой общественного сознания. Сознание – форма идеального отражения объективной реальности и ее духовного освоения. Сознание считается высшей формой деятельности человека. Помимо правовой психологии и идеологии в сознание можно еще включить поведенческую установку. Правовому сознанию свойственны те же характеристики, что и сознанию в общем. Правовую идеологию можно рассматривать как рациональный компонент правового сознания. Знания о праве являются специфическим признаком рациональность, т.е человек именно знает, а не предполагает, догадывается и т.д. Правовая психология – эмоциональный компонент, а эмоциональность выступает в качестве оценки познанной реальности, т.е оценивается поступившая информация (хорошо, плохо, нравится, не нравится). А знание и эмоции уже формируют поведенческую установку. В праве должно быть осознаннее. Общество и государство заинтересовано в правовом сознании людей для их правомерного поведения дальнейшем.

Профессиональное сознание – одна из форм правового сознания. Данное сознание пронизывает многие сферы, в частности, правотворчество, т.к от уровня знания юриста зависит качество законов.

Функции правосознания

Функции правосознания:

1. Познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное отношение к праву.

2. Оценочная – суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению. Выделяют три вида оценочных отношений: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению - собственному и окружающих; к деятельности правоохранительных органов – суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и др. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности, т.е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации.

3. Регулятивная. Эта функция состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий и осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

 

 

64.Структура и виды правосознания.

Структура правосознания

Правосознание – сложное структурное образование, в котором выделяют, как минимум, два компонента: рациональный (обычно называемый правовой идеологией) и эмоциональный (называемый правовой психологией).

Правовая идеология – это систематизированное научное выражение правовых взглядов и идей, которые в теоретической форме отражают правовые явления. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, отдельного человека.

Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде эмоций, настроений, переживаний, чувств. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп.

 

 

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозначительное по сравнению с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в какой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психология лица во многом предопределяет разделяемые им идеи.

 

Виды правосознания

В зависимости от того, кто выступает его субъектом (носителем) – правовое сознание подразделяется на:

- индивидуальное (совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни). Индивидуальное правосознание отражает лишь отдельные, существенные черты, оно складывается под влиянием тех условий, в которых человек живет и работает. А так условия жизни людей различны, то это сказывается и на их правосознании. Поэтому правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого – ограниченным, отстающим от общего уровня правосознания. Правовая идеология и психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают в себя все типичное и наиболее существенное, что содержится в сознании людей;

- групповое (совокупность представлений и чувств, выражающих отношение тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ к праву и правовым явлениям в общественной жизни);

- массовое (совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям, которое характерно для нестабильных временных объединений людей);

- общественное (совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) к праву и правовым явлениям.

 

Уровни правосознания

В теории права различаются следующие виды правосознания.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа*.

Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.

 

 

 

65.Профессиональное сознание юристов.

 

Правовое сознание является формой общественного сознания. Сознание – форма идеального отражения объективной реальности и ее духовного освоения. Сознание считается высшей формой деятельности человека. Помимо правовой психологии и идеологии в сознание можно еще включить поведенческую установку. Правовому сознанию свойственны те же характеристики, что и сознанию в общем. Правовую идеологию можно рассматривать как рациональный компонент правового сознания. Знания о праве являются специфическим признаком рациональность, т.е человек именно знает, а не предполагает, догадывается и т.д. Правовая психология – эмоциональный компонент, а эмоциональность выступает в качестве оценки познанной реальности, т.е оценивается поступившая информация (хорошо, плохо, нравится, не нравится). А знание и эмоции уже формируют поведенческую установку. В праве должно быть осознаннее. Общество и государство заинтересовано в правовом сознании людей для их правомерного поведения дальнейшем.

Профессиональное сознание – одна из форм правового сознания. Данное сознание пронизывает многие сферы, в частности, правотворчество, т.к от уровня знания юриста зависит качество законов.

Для профессионального сознания характерно:

Рациональный компонент – у людей, не обладающих юридической профессией, преобладает эмоциональный компонент, для юриста же – рациональный. В его основе лежат специализированные знания о праве, об основных правовых явлениях. Такие знания:

отличаются конкретностью и детализированностью;

носят системный характер – взаимосвязь явлений

умение практически применять полученные знания

Особый характер эмоциональной составляющей правовой психологии – основными психологическими компонентами профессионального сознания юриста являются правовое убеждение (осознание и принятие действующего законодательства; убеждение в необходимости исполнения норм; убеждение в недопустимости нарушения норм) и правовая интуиция (базируется на большом опыте юриста, когда он может предположить ход развития событий)

Установка на правомерное поведение – соблюдение и реализацию норм права, а также законность поведения, точнее, установка на активное правомерное поведение.

Функции профессионального сознания:

познавательная функция – наиболее активно реализуется юриста, т.к практическая юридическая деятельность требует познать законодательство, также для юриста важно познать обстоятельства дела, познание соответствующих норм, на основе которых будет решаться дело;

оценочная функция – реализация рационального компонента, когда юристу нужно выбрать из нескольких норму одну – познать и оценить; когда имеет место усмотрение, т.е оценить как масштабно действовать

регулятивная функция – осуществляется посредством правовых установок, ценностных ориентаций – выполнение требований законности, объективности и т.д.

Профессиональное правосознание юриста – обусловленную спецификой социальной роли и юридической деятельности профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, ценностных ориентаций, чувств, эмоций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юридической профессии.

Можно выделить позитивные и негативные элементы профессионального правосознания юриста:

Позитивные:

Идейно – психологические явления мировоззрения юриста, которые способствуют грамотному осуществлению служебных функций: идеи законности, справедливости, гуманизма, чувство профессионального долга – побуждает активное поведение, ориентация на поиск истины. Данные явления составляют блок профессиональных качеств личности и предопределяют нормальное правосознание юриста. Но для этого нужны критерии нормальности, а их определить сложно. Но общее направление данных критериев пытаются выделить, обращаясь к дореволюционным ученым, в частности, некоторые определяли нормальность как волю к цели права, сейчас говорят о правосознании, законности.

Негативные – профессиональная деформация. Термин деформация обозначает искажение. Применительно к правосознанию мы говорим об искажении правовых взглядов, установок и т.д. Знания могут быть отличными, но они могут использоваться в негативных целях – чтобы обойти закон. Деформация правосознания изначально предполагает запас знаний и установок, т.к деформация возможна только если есть совокупность знаний, но в силу внешний или внутренних причин происходит изменение установок, которые превращаются в не правовые.

Деформация правосознание – негативное искажение идейно – психологической сферы личности или общества, способная причинить вред правовому регулированию общественных отношений и проявляющая себя как в области знаний, так и в юридической практике.

Формы деформации:

Правовой нигилизм – неуважительное отношение к праву, неверие в его роль, отрицание ценностей правового регулирования. В профессиональном сознании нигилизм является следствием разочарования в правовом регулировании, в ценностях права. Отличительной чертой нигилизма в правовом сознании юриста является внутренняя субъективная аргументация (устаревания законодательства, например). Нигилизм способен вплетаться и в другие формы профессиональной деформации – спекулятивный популизм. Нередко в профессиональной сфере нигилизм носит демонстративный характер, массовое распространение. Также его особенность заключатся в том, что неуважение проявляется и в иных сферах: политический, культурный нигилизм.

Правовой инфатилизм – в основе лежит пробельность в знаниях или невоспитанность правового сознания, несформированность правовых убеждений и данные факторы говорят о том, что такой человек вряд ли сможет успешно осуществлять свои профессиональные функции, т.к не хватает юридических знаний. Здесь идет речь об отсутствии целостности знаний, не творческий характер личности – когда работают по шаблону. Причиной инфантилизма могут быть: неспособность личности к освоению знанию (разный склад ума), результат постепенной деградации личности (человек не развивается, не отслеживает законодательства). Результат инфантилизма – ошибка в профессиональной деятельности.

Негативно – правовой радикализм – перерождение идейно – психологической личности юриста, ее настроем, готовностью к противоправным действиям. Человек осознанно приходит к тому, что он готов нарушать закон; неуважение к праву трансформируется в противоправный умысел использовать служебное положение в своих целях. Отсюда коррупционные составляющие. Причины: изначально сложившая доюридическая антисоциальная установка, т.е когда люди занимают должность, чтобы получить соответствующие блага; влияние неблагополучной социальной микросреды (когда ломает система).

Спекулятивно – правовой популизм. Популизм – ориентация субъектов политики на идеи и интересы народных масс, которые неудовлетворенны своим положением («все изменится, как только мы победим»). Политический популизм перетекает в правовой, т.к изменяют депутаты жизнь с помощью законов. Данный популизм опасен тем, что могут приниматься НПА, которые не действуют, ничем не обеспечиваются; такие акты порождают у людей неверие и как результат правовой нигилизм.

Нравственно – правовой конформизм. Конформизм – стремящийся к сглаживанию конфликтов. Это пассивное восприятие правовой действительности, человек подстраивается под сложившуюся жизнь; некритичное отношение к маргинальным явлениям.

 

66.Понятие, структура и функции правовой культуры общества.

Правовая культура

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности.

Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается с двух позиций – в широком смысле этого слова и в узком смысле.

В широком смысле правовая культура – это разновидность общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок.

В узком смысле правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

 

Правовая культура личности

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

 

 

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) идеологический (правовая идеология);

2) психологический (правовая психология);

3) поведенческий (юридически значимое поведение).

Правовая культура общества

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

 

 

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания, т.е. степень информированности общества в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;

2) уровень правовой активности общества – т.е. развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении;

3) степень прогрессивности юридических норм – уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.;

4) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

 

Виды правовой культуры

 

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура представляет собой такое свойство личности, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей.

 

 

Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Правовая культура общества прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

 

Уровни правовой культуры

Правовая культура проявляется главным образом на обыденном и профессиональном уровнях.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

 

 

Функции правовой культуры

В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, – формирование правового государства. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей – обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

 

 

67.Правовой нигилизм, правовой идеализм и иные формы деформации правового сознания.

Негативные – профессиональная деформация. Термин деформация обозначает искажение. Применительно к правосознанию мы говорим об искажении правовых взглядов, установок и т.д. Знания могут быть отличными, но они могут использоваться в негативных целях – чтобы обойти закон. Деформация правосознания изначально предполагает запас знаний и установок, т.к деформация возможна только если есть совокупность знаний, но в силу внешний или внутренних причин происходит изменение установок, которые превращаются в не правовые.

Деформация правосознание – негативное искажение идейно – психологической сферы личности или общества, способная причинить вред правовому регулированию общественных отношений и проявляющая себя как в области знаний, так и в юридической практике.

Формы деформации:

Правовой нигилизм – неуважительное отношение к праву, неверие в его роль, отрицание ценностей правового регулирования. В профессиональном сознании нигилизм является следствием разочарования в правовом регулировании, в ценностях права. Отличительной чертой нигилизма в правовом сознании юриста является внутренняя субъективная аргументация (устаревания законодательства, например). Нигилизм способен вплетаться и в другие формы профессиональной деформации – спекулятивный популизм. Нередко в профессиональной сфере нигилизм носит демонстративный характер, массовое распространение. Также его особенность заключатся в том, что неуважение проявляется и в иных сферах: политический, культурный нигилизм.

Правовой инфатилизм – в основе лежит пробельность в знаниях или невоспитанность правового сознания, несформированность правовых убеждений и данные факторы говорят о том, что такой человек вряд ли сможет успешно осуществлять свои профессиональные функции, т.к не хватает юридических знаний. Здесь идет речь об отсутствии целостности знаний, не творческий характер личности – когда работают по шаблону. Причиной инфантилизма могут быть: неспособность личности к освоению знанию (разный склад ума), результат постепенной деградации личности (человек не развивается, не отслеживает законодательства). Результат инфантилизма – ошибка в профессиональной деятельности.

Негативно – правовой радикализм – перерождение идейно – психологической личности юриста, ее настроем, готовностью к противоправным действиям. Человек осознанно приходит к тому, что он готов нарушать закон; неуважение к праву трансформируется в противоправный умысел использовать служебное положение в своих целях. Отсюда коррупционные составляющие. Причины: изначально сложившая доюридическая антисоциальная установка, т.е когда люди занимают должность, чтобы получить соответствующие блага; влияние неблагополучной социальной микросреды (когда ломает система).

Спекулятивно – правовой популизм. Популизм – ориентация субъектов политики на идеи и интересы народных масс, которые неудовлетворенны своим положением («все изменится, как только мы победим»). Политический популизм перетекает в правовой, т.к изменяют депутаты жизнь с помощью законов. Данный популизм опасен тем, что могут приниматься НПА, которые не действуют, ничем не обеспечиваются; такие акты порождают у людей неверие и как результат правовой нигилизм.

Нравственно – правовой конформизм. Конформизм – стремящийся к сглаживанию конфликтов. Это пассивное восприятие правовой действительности, человек подстраивается под сложившуюся жизнь; некритичное отношение к маргинальным явлениям.

 

68.Правовое воспитание: понятие, методы и способы, современные проблемы.

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, которое призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм,

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- метод воспитания (убеждение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

 

 

- формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правореализаторской деятельности и т.п.); 4) правовая агитация активная деятельность по распространению правовых идей средствами массовой информации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы; 5) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Другая точка зрения …. Формы правового воспитания

Кформам правового воспитания относятся:

·правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

·правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

·правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

·юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

·на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

·устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 846; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!