Особенности методики чтения произведения разных жанров. Методика чтения и анализа научно-популярных статей



Методической особенностью обучения детей чтению произведений различных жанров на первом этапе является детализация анализа текста произведения, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия произведения задается таким средством антиципации, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения младших школьников чтению произведений различных жанров целесообразно включить работу по составлению специального словаря.

В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса.

Для постижения темы и идеи любого произведения различного жанра необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, нами разработан план рассказа о герое, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений, басен, сказок, рассказов - один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка. Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. На наш взгляд, проанализировать произведения различных жанров дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм.

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы):

1) первичный синтез,

2) анализ,

3) вторичный синтез.

Основные задачи первичного синтеза — это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального воздействия произведения.

На этапе анализа:

— устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;

— выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);

— раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

— проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

На этапе вторичного синтеза:

— обобщаются существенные черты действующих лиц;

— сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

— выясняется идейная направленность произведения;

— дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

Указанные этапы работы над литературным произведением не являются полным аналогом структурных компонентов урока чтения, так как над одним и тем же произведением работа может проходить в течение нескольких уроков, и каждый урок будет иметь свои цели. Но в целом работа

проводится от первичного ознакомления с фактическим содержанием через анализ действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи.

Формирование полноценного восприятия произведения имеет место на каждом этапе урока, правда, в разной степени. Особенно интенсивно это происходит на этапах анализа и вторичного синтеза. На уроке анализ и синтез не противопоставляются друг другу, а органично сливаются. Чем теснее на уроке будут связаны задания аналитического и синтетического характера, тем продуктивнее будет анализ и, следовательно, глубже проникновение в смысл ли-тературного произведения.

выделение основной мысли в каждой части,

деление текста на части:

Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-популярным статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов. Первичное чтение научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.

Пересказ или ответы на вопросы.

Подготовительная работа к восприятию произведения.

Подытоживающая беседа.

Предварительная беседа.

При работе над такими статьями используются такие приемы, как:

Проведение опыта или запись основных положений, выводов.

рассматривание доказательства:

сравнение излагаемого материала с ранее известным,

Урок включает следующие этапы:

Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.

установление вывода в ответ на проблему.

Чтение всего очерка или статьи.

чтение по частям,

Чтение статьи учащимися.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1925; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!