Развитие устной речи детей на уроках чтения. Творческие работы учащихся в связи с чтением художественных произведений. Методика обучения творческим работам



Развитие речи - это вся работа проводимая учителем специально в связи с изучением школьного курса для того чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умели выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речь - это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира. Речевая деятельность направлена на восприятие и создание высказываний в различных ситуациях общения между людьми. Речь бывает внешняя и внутренняя. Внутренняя речь - это речь мысленная, произведенная без отчетливых внешних проявлений. Внешняя речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Внешняя речь подразделяется на четыре вида: - говорение, - слушание, - письмо, - чтение. Первые 2 вида объединяются под названием устной речи, вторая пара – письменная.

У детей словарь (активный и пассивный). Выделяют 4 основных направления словарной работы в школе:

1. Обогащение словаря.

2.Уточнение словаря.

3. Активация словаря.

4.Устранение нелитературных слов, диалектных, просторечных, жаргонных, которые сформировались под влиянием речевой среды.

Большое значение для развития речи имеет семантическая работа, наблюдение над значением слова, внимательное отношение к слову и активное включение его в устную речь ребенка.

Творческие работы учащихся в связи с чтением художественных произведений.

В начальной школе очень важно учить детей полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора. Выражать собственное отношение к этой позиции.

Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, то есть отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Обсуждению на уроке подлежат мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев. Описание внешности персонажей их переживаний, размышлений, особенности композиции. Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее. Так как идея раскрывается в выборе изобразительных средств языка, построении предложений, образах героев. Очень важно не ограничиваться воссозданием портретов персонажей, констатацией мотивов поведения действующих лиц, составлением плана произведения. Нужно, чтобы школьники задумались, зачем дан портрет, как в нём выражается отношение автора к герою, как оценивает автор поступки персонажей, почему именно так построено произведение.

Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ребёнка, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.

Структурными элементами анализа художественного произведения являются:

1. Определение жанровой разновидности произведения (рассказ, стихотворение, басня, былина, сказка…).

2. установление темы произведения.

3. Восстановление сюжета:

а) пролог, экспозиция – вступительная часть литератур ного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются дальше;

б) завязка – начало, исходный пункт каких-либо событий, действий;

в) развитие действий (событий о которых идёт речь);

г) кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-либо;

д) развязка – конец, завершение событий, ситуаций

е) эпилог (иногда) – заключительная часть литературного произведения.

4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Существуют следующие виды композиций:

· Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета, свёрнутый тип такой композиции содержит большинство компонентов;

· Повествовательно-описательная композиция позволяет автору подробно развернуть отдельные. Наиболее существенные с его точки зрения компоненты сюжета, включить в него описания и объяснения явлений;

· Диалоговая, драматургическая композиция. Даёт сюжеты как сценки из жизни героев, авторский текст при этом выступает как ремарка, поясняющая действия и характеры. Подсказывающая особенность реплик;

· Непоследовательное повествование с разрозненной композицией, лирическими отступлениями, вставками.

5. Составление описания художественных образов произведения:

· Портрет (изображение основных черт внешности и характера героя)

· Речь

· Поступки (мотивы их поведения, чувства и мысли)

· Отношения (автора к герою и других действующих лиц

· и героя к окружающим)

· Образ – пейзаж

· Событие – интерьер

6. Провести анализ языка (трудные слова для чтения или для понимания слова, образные выражения, ключевые слова и выражения)

7. Формирование идейных выводов произведения.

Методика обучения творческим работам.

Творческая деятельность на уроках чтения организуется благодаря использованию разнообразных творческих работ. Творческие работы на уроках чтения – это в основном устные (или письменные) словесные высказывания. Конечный результат творческой работы: рассказ, словесная иллюстрация, сценка – становится своеобразным показателем уровня речевого развития школьника, степени сформированности основных умений в области оформления связного высказывания. Необходимым изначальным этапом процесса выполнения творческой работы является особая подготовительная работа, в ходе которой происходит знакомство с текстом произведения, осмысление творческой задачи, выбор из текста того материала, который необходим для ее решения, обдумывание содержания этого материала, его редактирование (если необходимо) с точки зрения творческого замысла. В это время происходит активное накопление и отбор материала для последующей творческой работы. Наиболее важным, или опорным, умением, которое учащиеся должны применить на этом этапе будут умение выбрать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы. Следующим этапом процесса выполнения творческой работы учащимися будет представление, воссоздание в воображении прочитанного, творческое переосмысление его, оформление в виде мысленного «плана», «проекта» новой художественной формы: иллюстрации, сцены, импровизации и др. При иллюстрировании текста учащиеся должны как бы «увидеть» в воображении картину: общий вид, каждую ее деталь, характерные подробности, может быть, даже цвет; Следующим этапом процесса выполнения творческой работы будет словесное оформление возникшего представления. На этом этапе учитель «включает» детей в беседу, которая иногда приобретает характер дискуссии. В ходе беседы происходит уточнение и конкретизация творческой идеи, ее развитие. Обсуждаются детали, учащиеся соотносят образы, возникшие в воображении, с текстом, от чего-то отказываются, в чем-то, напротив, утверждаются, что-то принимают. На следующем, четвертом, этапе происходит окончательная доработка проекта, в ряде случаев исполнение работы: «рисование» картин красками, маслом, карандашом, исполнение музыкального произведения, разыгрывание сценки или целого спектакля. На этом этапе требуется комплекс исполнительских умений и навыков: рисования, игра на музыкальном инструменте, артистические умения и т. д. И, наконец, в завершение всего необходимо проанализировать качество творческой работы. На этом этапе учащиеся возвращается к первоначальному замыслу, соотносят его с полученным результатом, оценивают его в целом, отмечают наиболее удавшиеся моменты, указывает на недочеты, анализируют уровень исполнительского мастерства.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 880; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!