Почувствуй свое тело как пустоту 32 страница



Мужчины чувствуют себя лучше — ведь женщины подавлены больше их. Никто не требует, чтобы юноша был девственником, но каждый требует, и даже сам юноша, чтобы девушка, собирающаяся замуж, была девственницей. Даже прожигатель жизни, плейбой, требует, чтобы девушка была девственницей. Женское бессознательное подавлено еще больше, чем мужское, именно поэтому лишь немногие женщины достигают оргазма. И это на Западе, - а на Востоке не более пяти процентов женщин получают хоть какое-то удовольствие от секса. Девяносто пять процентов просто принимают его. Вот почему, когда садху и монахи поучают, что секс - это грех, женщины всегда соглашаются с ними. Они во множестве собираются вокруг монахов, поскольку то, что те говорят, привлекательно для них, кажется им правильным. Они настолько подавлены, что никогда не знали блаженства секса.

В Индии во время занятий любовью женщинам не полагается двигаться, быть активными. Они должны лежать тихо, как труп. Если женщина начнет проявлять активность, мужчина проникнется подозрением: она наслаждается сексом, а это не признак хорошей женщины. Хорошая женщина - это такая женщина, которая не испытывает наслаждения от секса. На Востоке говорят, что если хотите жениться, женитесь на хорошей женщине, а если хотите наслаждаться, тогда заведите дружбу с плохой женщиной - ведь испытывать наслаждение могут только плохие женщины. Это несчастье. Женщине не полагается двигаться, быть активной, она должна быть совсем как мертвая. Как она может достичь оргазма, если ее энергия не движется?

И если она не испытывает наслаждения от секса, то она обязательно будет настроена против мужа, она обязательно будет думать, что муж - это зло. Каждый день индийские женщины приходят ко мне и говорят, что они пресыщены сексом, а их мужья снова и снова заставляют их заниматься им. Им не нравится секс, они испытывают к нему отвращение. И почему эти мужья не испытывают к нему такого же отвращения? Почему он отвратителен женщинам? Причина в том, что по отношению к сексу у них гораздо более подавленное бессознательное, чем у мужчин.

Секс станет болезненным. Если вы подавили его, он становится головной болью. Все может стать головной болью - только подавите это, вот в чем трюк. То, что подавлено, станет страданием. С другой стороны, все может стать блаженством - только выразите это, не подавляйте.

Фрейдовское бессознательное - это все, что вы знаете прямо сейчас. Вы ничего не знаете о настоящем бессознательном, о бессознательном тантры - вот почему вы боитесь. А если вы боитесь, вы не можете быть в состоянии всеприятия. Если вы боитесь, вы не можете потерять контроль. Вы знаете, что если вы потеряете контроль, то немедленно подавленные инстинкты возьмут верх. Немедленно все, что было подавлено, поднимется к уму и будет настаивать на действиях. Вот почему вы боитесь. Прежде всего, необходим катарсис, очищение, и тогда страх пройдет. И тогда вы сможете быть в состоянии всеприятия. И если вы в этом состоянии, то очень тихая сила начнет течь в вашем сознательном уме и вы почувствуете прекрасное ощущение себя, вы почувствуете, что вы дома, вы почувствуете, что все хорошо, вы почувствуете, что вы в блаженстве.

Как узнать, что внутренний наставник начал действовать? Вот первый знак: вы начнете чувствовать себя хорошими. Запомните, вы всегда чувствовали себя плохими. Я почти никогда не встречался с людьми, которые чувствовали бы себя хорошими. Все порицают себя, все думают о себе плохо. А когда вы думаете о себе плохо, как можно предполагать, что кто-то другой будет любить вас? И когда никто вас не любит, вы чувствуете разочарование. Но вы сами себя не любите. Вы никогда не прикасались к своей руке с любовью, вы никогда не благодарили Бога за то, что он дал вам такое прекрасное тело, такой прекрасный организм. Нет, вы просто чувствуете отвращение. И религии, так называемые религии, научили вас чувствовать осуждение: тело - это мешок грехов. Вы несете на себе этот груз.

Когда бессознательное отпущено на свободу, вы неожиданно ощущаете, что вы приняты, что вы не плохие. Нет ничего плохого. Вся жизнь становится глубоким благословением. Вы чувствуете себя благословенными. И в тот момент, когда вы чувствуете благословение, все окружающие вас тоже становятся благословенными; вы можете благословить их, вы можете почувствовать счастье. Из-за того, что вы чувствуете осуждение, вы чувствуете себя плохими и то же самое думаете о других. Как вы можете любить тело кого-то другого, если вы осуждаете свое собственное? Если вы против своего собственного тела, то как вы можете любить другое тело? Вы будете осуждать его - в глубине вы будете осуждать его. Действительно, религии подготовили вас к тому, чтобы быть просто духами, призраками. Они не хотят, чтобы вы были вместе со своим телом, они хотят, чтобы вы были бестелесными духами. Осуждено все... и вы принимаете это как должное.

В священных книгах, во многих священных книгах я видел, как там написано, что тело - это не что иное, как кровь, жир, слизь, - что оно достойно только осуждения. Я не знаю, чего хотели те люди, что писали эти книги. Что они хотели бы увидеть в теле? Золото? Серебро? Алмазы? Или что? Почему кровь достойна порицания? Чем плоха кровь? Кровь - это жизнь! Но они осудили ее, и мы восприняли это осуждение. Они, должно быть, безумны, душевно больны.

Джайны всегда говорят, что их тиртханкары никогда не мочились и никогда не испражнялись. Такие плохие вещи. Но почему плохо мочиться? Что вы хотите испускать вместо мочи? И что в этом плохого? Но это такая плохая вещь. Психологи говорят, что секс стал предосудительным из-за того, что сексуальный центр и орган мочеиспускания у мужчины один и тот же. У женщины сексуальный центр как раз посредине, с одной стороны дефекация, с другой стороны мочеиспускание; секс не может быть хорошим, если он расположен между двумя такими плохими вещами. Секс порицается из-за того, что мы осудили дефекацию. Но почему? За что осуждать ее? Что в ней плохого? Но мы восприняли это осуждение, а раз восприняли, возникают проблемы.

Невротичные люди осуждают все ваше тело. Может быть, именно они написали священные книги, но это не имеет значения. Они могли быть великими лидерами - невротичные люди почти всегда лидеры. Они являются лидерами, потому что они настолько фанатичны, что немедленно завоевывают последователей. Всегда есть множество людей, поклоняющихся фанатизму. Всякий, кто может сказать что-нибудь сильно, так, чтобы люди попадали к его ногам, считается настоящим лидером. А ведь он может быть просто невротиком, сумасшедшим человеком. Эти невротичные люди осудили вас, а вы приняли их осуждение, они сформировали вас.

Когда в вас течет бессознательное, к вам придет тонкое хорошее ощущение себя. Вы будете чувствовать себя хорошими: все хорошо и все божественно. От божественного исходит ваше тело, и ваша кровь, и ваша моча. Все божественно. Когда бессознательное течет в вас, все божественно, все становится духовным. Нет ничего плохого, нечего осуждать. Таким будет ваше чувство, и тогда вы полетите. Вы станете такими легкими, что не сможете ходить. Тогда в вашей голове не будет никакого груза. Тогда вы в максимальной степени сможете наслаждаться маленькими вещами. Тогда всякая обыкновенная вещь становится прекрасной. Но эта красота дается вами - чего бы вы ни коснулись, все становится золотым, поскольку в своей глубине вы исполнены блаженства.

Это будет первое, что случится с вами - божественность в вас самих. И когда бессознательное начнет течь в ваше сознание, случится второе: вы станете менее мирскими, менее интеллектуальными, более цельными. Тогда, если вы счастливы, вы не просто скажете, что счастливы, - вы будете танцевать. Просто сказать: «Я счастлив», - бледно, бессмысленно. Я вижу людей, говорящих: «Я счастлив», но вы только посмотрите на их лица! Я знаю людей, которые говорят: «Я люблю вас», но их тела не выражают ничего. Слова мертвы, но мы подставляем их взамен жизни. Когда бессознательное течет в вас, будет такое различие: вы будете жить своим цельным существом. Когда вы счастливы, вы будете танцевать. Тогда вы не скажете просто: «Я счастлив», - вы будете счастливы. Вот оно различие. Вы не скажете: «Я счастлив», нет необходимости говорить это, поскольку вы будете счастливы. Тогда не будет необходимости говорить кому-нибудь: «Я люблю тебя», - вы будете любить. Все ваше существо покажет это чувство, вы будете вибрировать любовью. Всякий, проходящий рядом с вами, почувствует, что вы любите; всякий, лишь коснувшись вашей руки, почувствует, что в него входит какая-то тончайшая энергия. Ваше присутствие излучает тепло, счастье.

Это будет второе. Первое, вы почувствуете божественность свою и всего остального; и второе, вы станете цельными. Вы станете цельными, когда ваш наставник примет вас.

Третий вопрос:

Является ли самоотдача единственной техникой для интуиции, для внутреннего наставника, когда эта интуиция начинает работать? Верно ли, что человек, живущий интуицией, всегда преуспевает? Как Вы оцениваете успех и неудачу? Верно ли, что человек, живущий интуитивно, станет интеллектуально слабым?

Самоотречение, самоотдача - это единственная техника для того, чтобы ваша внутренняя сущность стала активной.

Верно ли, что человек, живущий интуицией, всегда преуспевает? Нет, но он всегда счастлив, - сопутствует ему успех или нет. А человек, не живущий интуицией, всегда несчастлив, преуспевает он или нет. Успех - это не критерий, поскольку он зависит от многих вещей. Счастье - это критерий, поскольку счастье зависит только от вас. Вы можете не преуспевать, поскольку с вами конкурируют другие. Даже если вы работаете интуитивно, другие могут работать хитрее, умнее, расчетливее, насильственнее, аморальнее. Поэтому успех зависит от многих других вещей; успех - это социальное явление. Успех может не сопутствовать вам.

Кто может сказать, что успех сопутствовал Иисусу? Распятие - это не успех, это величайшая неудача. Человека распяли в тридцать три года - какой же это успех? Никто не знал о нем. Всего лишь несколько деревенских жителей, необразованных людей, были его учениками. У него не было положения, престижа, власти. Какой же это успех? О распятии нельзя сказать, что это успех. Но он был счастлив, он был в полном блаженстве - даже когда его распинали. И те, кто распинал его, продолжали жить еще многие годы, но жили эти годы в страдании. Так что, кто же на самом деле был подвергнут распятию? Вот в чем смысл. Те, кто распял Иисуса, разве не они подверглись распятию? Или, разве Иисус был тот, кого распяли? Он был счастлив. Можно ли распять счастье? Он был в экстазе. Можно ли распять экстаз? Можно убить тело, но нельзя убить душу. Те, кто распинал его, они жили, но их жизнь была не чем иным, как долгим, медленным распятием - страдание, страдание и страдание.

Поэтому первое: я не говорю, что если вы следуете за внутренним наставником, вам всегда будет сопутствовать успех - в том смысле, в котором мир понимает успех; но в том смысле, в котором успех понимает Будда или Иисус, вы будете преуспевать. Но этот успех измеряется вашим счастьем, вашим блаженством, - что бы ни случилось, не имеет значения, вы все равно будете счастливы. Скажет ли мир, что вы потерпели неудачу, или сделает вас звездой, признает вас успешным, это не имеет никакого значения. Вы будете счастливы, что бы ни случилось; вы будете блаженны. Для меня блаженство - вот успех. Если вы можете понять, что блаженство - это успех, тогда я скажу, что успех всегда будет сопутствовать вам.

Но для вас блаженство - это не успех; успех для вас это что-то другое. Он может быть для вас даже несчастьем. Даже если вы знаете, что из этого выйдет несчастье, вы все равно стремитесь к успеху. Спросите политических лидеров - они несчастливы. Я не видел ни одного политического лидера, который был бы счастлив. Это просто несчастные люди, но тем не менее, они стремятся к более высоким постам, стараются забраться еще выше по лестнице. Те, кто выше их, несчастны, и они знают это. Мы готовы стать несчастными, если к нам придет успех. Что же такое успех для нас? Успех - это исполнение эго, но не блаженство. Это тогда, когда люди скажут, что вы преуспеваете. Вы, может быть, потеряли все - вы, может быть, потеряли свою душу; вы, может быть, потеряли всю ту невинность, которая дает блаженство; вы, может быть, потеряли весь покой, все безмолвие, которое подводит вас к божественному; вы, может быть, потеряли все и стали просто безумными, - но мир скажет, что у вас успех.

Для мира удовлетворение эго - вот успех; для меня это не так. Для меня быть блаженным - вот успех, знает ли о вас кто-нибудь или нет. Не имеет значения, знает ли о вас кто-нибудь или нет, живете ли вы в полной безвестности, не замеченными, не слышными. Но если вы блаженны, вы добились успеха.

Запомните это различие, ведь в мире есть множество людей, которые хотели бы быть интуитивными, которые хотели бы найти своего внутреннего наставника как раз для того, чтобы преуспеть в мире. Для них внутренний наставник станет разочарованием. Прежде всего, они не смогут найти его. Далее, даже если они и найдут его, они будут несчастны, потому что все их цели заключаются в признании мира, в исполнении эго - не в блаженстве.

Пусть вашему уму будет ясно: не будьте ориентированными на успех. Успех - это величайшая неудача в мире. Поэтому не старайтесь быть успешными; в противном случае, достигнув успеха, вы потерпите неудачу. Думайте о том, как быть блаженными. Каждое мгновение думайте о том, как быть более и более блаженными. Тогда весь мир может сказать, что вы потерпели неудачу, но это не будет неудача. Вы достигли.

Будда был неудачником в глазах своих друзей, семьи, жены, отца, учителей, общества - он был неудачником. Он стал просто нищим. Какой же это успех? Он мог бы быть величайшим императором: он обладал необходимыми качествами, он обладал необходимой индивидуальностью, он обладал необходимым умом. Он мог бы быть величайшим императором, но стал нищим. Он был неудачником, это очевидно. Но я говорю вам, что он не был неудачником. Если бы он стал императором, вот это была бы неудача, ведь тогда он упустил бы настоящую жизнь. То, чего он достиг под деревом бодхи, было настоящим, а то, что он потерял, было ненастоящим.

С настоящим вы преуспеете во внутренней жизни; с ненастоящим... я не знаю. Если вы хотите преуспеть в ненастоящем, тогда следуйте по пути тех, кто работает в хитрости, в разумности, в конкуренции, в зависти, в насилии. Следуйте их путем, внутренний наставник не для вас. Если вы хотите добиться чего-нибудь в мире, тогда не слушайте внутреннего наставника.

Но, в конце концов, вы почувствуете, что хотя вы и завоевали весь мир, но потеряли себя. Иисус говорит: «И что же получает человек, если он теряет свою душу и выигрывает весь мир?» Кто по-вашему добился успеха; Александр Великий или Иисус Распятый? Так что, если - и это «если» должно быть хорошо понято, — если вы заинтересованы в мире, тогда внутренний наставник — не наставник для вас. Если вы заинтересованы во внутреннем измерении бытия, тогда внутренний наставник, и только внутренний наставник, поможет вам.

Глава 15 (79)

ФИЛОСОФИЯ ПУСТОТЫ

7 ноября 1973 года, Бомбей,

Сутры:

109. Представь, что твоя пассивная форма есть пустое помещение со стенами из кожи - пустое.

110. Играй, благословенная. Вселенная - пустая оболочка, где разум твой резвится беспредельно.

111. Возлюбленная, медитируй над знанием и незнанием, существованием и несуществованием. Затем оставь и то и другое в стороне от того, чем ты можешь быть.

112. Войди в пространство - безопорное, вечное, безмолвное.

Эти техники связаны с пустотой - они самые деликатные, самые тонкие. Даже представить себе пустоту кажется невозможным. Будда для своих учеников и бхикшу применял все эти четыре техники, и из-за этих четырех техник он был совершенно неправильно понят. Буддизм был полностью вырван из индийской души именно из-за этих четырех техник.

Будда говорил, что Бога нет. Если Бог есть, то вы не можете быть совершенно пустыми. Вас может не быть, но Бог будет, будет божественное. И ваш ум может обмануть вас, поскольку ваше божественное может оказаться всего-навсего игрой вашего ума. Будда сказал, что нет души, поскольку если есть какая-нибудь душа, атман, то вы можете спрятать за ней свое эго. Вам трудно будет оставить свое эго, если вы будете чувствовать, что внутри вас есть какая-то самость. Тогда вы не сможете быть полностью пустыми, поскольку вы будете.

Как раз для того, чтобы подготовить почву для этих техник пустоты, Будда отверг все. Он не был атеистом, но он кажется атеистом, поскольку сказал, что Бога нет, сказал, что нет души, сказал, что в существовании нет никакой субстанции, что существование пусто. Но это было именно для того, чтобы подготовить почву для этих четырех техник. Когда вы входите в пустоту, вы входите во все, - вы можете называть это божественным, вы можете называть это Богом, атманом, душой, как вам угодно, - но вы можете войти в истину только тогда, когда вы полностью пусты. Ничего не должно оставаться от вас.

Индусы думали, что Будда разрушал религию, что он учил нерелигиозности. Даже те люди, которые слушали его, не могли пойти за ним, поскольку, куда бы вы ни отправились, вы идете искать что-то, - вы никогда не отправляетесь на поиски пустоты. Поэтому те, кто приходил слушать его, приходили искать что-то - нирвану, мокшу, иной мир, небеса, истину, - но что-то они искали. Они пришли, чтобы удовлетворить свое предельное желание: найти истину. Это последнее желание. Но если вы не полностью лишены желаний, вы не познаете истину; важнейшим условием познания является полное отсутствие желаний.

Одно определенно: вы не можете желать истину. Если вы желаете ее, само это желание станет преградой. До Будды были учителя, которые учили: «Не желайте, оставьте желания». Но они при этом говорили о Боге, о царстве Божьем, о небесах, о рае, о мокше, о предельной свободе и освобождении - они говорили: «Оставьте желания». Будда почувствовал, что если еще есть что-то, чего надо достигнуть, то в этом случае вы не можете оставить желания. Вы можете притвориться, что оставили желания, но это притворство, это притворное оставление желаний исходит как раз из того, чтобы исполнилось некоторое желание. Это притворство ложно. Учителя говорят, что вы не достигнете предельного блаженства, если не оставите желания, а вы хотите достичь предельного блаженства - поэтому вы начинаете оставлять желания, пытаетесь быть без желаний, и так вы можете достичь предельного блаженства. Но желание-то есть. Вы пытаетесь быть без желаний как раз из-за желания. Поэтому-то Будда и сказал, что нет Бога, которого нужно достичь. Даже если вы желаете, все равно нет никого, кого можно было бы достичь... поэтому оставьте желания. Нет мокши где-то там, нет цели. Жизнь бессмысленна и бесцельна.

Эта его особая мысль прекрасна и изумительна - никто не испытывал до него этот путь. Он разрушил все цели как раз для того, чтобы помочь вам быть без желаний. Если есть цели, как вы можете быть без желаний? А если желания есть у вас, вы не достигнете цели - вот парадокс. Будда разрушил все цели - это не означает, что целей нет, они есть и они могут быть достигнуты, - но если вы хотите достичь их, если вы желаете достичь их, это станет невозможным. Самое основное условие заключается в том, что вы должны оставить желания, тогда предельное случится вам. Поэтому-то Будда и говорит, что нет ничего, что следует желать, желания тщетны. Отбросьте все желания, и, когда не будет желаний, вы будете пусты.

Просто вообразите: если внутри вас не будет желаний, то чем вы будете? Вы есть не что иное, как комок желаний. Если все желания уйдут от вас, вы просто исчезнете. Это не значит, что вы перестали существовать, - вы будете существовать, но как пустота. Вы будете совсем как пустое помещение: никого нет, только шунья, ничто. Будда назвал это ничто анатманом, анаттой, не-самостью. Вы не будете чувствовать никакого центра, который говорил бы: «Это я»; будет только некоторая сущность, без «я», поскольку «я» - это не что иное, как накопленные желания, сконденсированные желания, выкристаллизованные желания - вашим «я» стали многие и многие желания.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 162;